Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Серебряный век русской литературы. Смотреть что такое "Русские поэты Серебряного века" в других словарях Самые популярные поэты серебряного века

“Любимые писатели “Серебряного века” и их произведения”.

Преподаватель: Помаз Н. Б.

Студент: Мостяев Н.И. (гр. 19ПВ-901П)

г. Москва 2002г.

“Серебреный век” – большинством читателей воспринимается как метафора, обозначающая хороших, любимых писателей начала XX века. В зависимости от личного вкуса здесь могут оказаться А. Блок и В. Маяковский, Д. Мережковский и И. Бунин, Н. Гумилев и С. Есенин, А. Ахматова и А. Крученых, Ф. Сологуб и А. Куприн.

“Школьное литературоведение” для полноты картины добавляют и названный список М. Горького и целый ряд писателей “знаньевцев”

(художников, группировавшихся вокруг горьковского издательства “Знание”).

При таком понимании серебряный век становится синонимом давно существующего и гораздо более научного понятия “литература конца XIX – начала XX века”.

Поэзию серебряного века можно разделить на несколько основных течении такие как: Символизм. (Д. Мережковский,

К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый), Предакмеизм. Акмеизм.(М. Кузьмин, Н. Гумилев,

А. Ахматова, О. Мандельштам),

“Крестьянская литература” (Н. Клюев, С. Есенин)

футуристы серебряного века (И. Северянин, В. Хлебников)

Игорь Северянин (И. В. Лотарев 1887 - 1941)

С 1913 г. сборником “Громкокипящии кубок” (переиздавался до 1915 г. 9 раз) входит в большую литературу. За первой последовали другие книги поэзии: “Златолира”(1914), “Ананасы в шампанском ”(1915), “Victoria Regia” (1915), “Поэзоантракт”(1915), “Тост безответный”(1916). В эти годы И. Северянин стал модным “певцом”, но оценил это трезво, назвав “двусмысленной славой”.

Поиски новых поэтических форм (важная часть эстетической программы) у И. Северянина тесно “увязаны” с городскими реалиями:

Друзья! Но если в день убийственный

Падет последний исполин,

Тогда ваш нежный, ваш единственный,

Я поведу вас на Берлин!

В этих стихах поэт был таким, каким его хотела видеть публика. Он растворялся во вкусах определенного контингента любителей экстравагантной, экзальтированной поэзии, людей, отгораживающих себя от надвигающихся бурных событий. Характерное взаимовлияние: публика создавала Северянина, а тот формировал свою аудиторию, далеко не всегда заботясь о качестве своего поэтического воздействия. “… не я ли пел порок/Десятки лет…”, - напишет он в поэме “Солнечный дикарь” (1924), переоценив свое раннее творчество.

Остроумно выражено неприятие мещанской действительности: “Блеск и звон карьеры – рубль, / А паспорт разума - диплом”.

Эти мотивы сближали И. Северянина с кубофутуралистами. Однако сущность своего творчества он считал собственную фантазию - “мои капризы, мои волшебные сюрпризы”. Акцент был поставлен на “эго”, т.е. “Я” поэта. Отсюда пролилась струя его самовозвиличивания: ”Я – гений Северянин”; “Я выполнил свою задачу, литературу покорив”, что и вызвало многие нарекания современников.

Слово “гений” относилось, однако, не столько к личности автора, который ощущал и свою слабость, сколько к нему как носителю “вселенской души”. Главный поиск – поиск естественной красоты: “Иду в природу, как в обитель”. Поэтому жизнь раскрыта им как “сиренью упованье”, ”гимн жасминовым ночам”, единенье с “весенней яблоней в нетающем снегу”.

Лирический герой испытывает никому неведомое: ”Влекусь рекой, цвету сиренью,/Пылаю солнцем, льюсь луной …” А природа дарует свою тайну.

Вот один из главных постулатов северянинской лирики: удивлять – неожиданным поворотам смысла, безграничными возможностями словообразования. И – постоянная претензия на оригинальность, хоть и всегда подкрепленная вкусом и стилистическим разнообразием:

Не терпим мы дешевых копий,

Их примелькавшихся тонов,

И потрясающих утопий

Мы ждем, как розовых слонов …


Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников)
28.X. (09.XI.)1885-28.VI.1922
Хлебников привлекал к себе внимание и вызывал интерес оригинальным складом личности, поражал мировоззрением и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Знакомится с кругом столичных поэтов-модернистов (в том числе Гумилевым и Кузминым, которого называет «своим учителем»), посещает знаменитую в художественной жизни Петербурга тех лет «баню» Вяч. Иванова, где собирались писатели, философы, художники, музыканты, артисты.
В 1910-1914 были опубликованы его стихотворения, поэмы, драмы, проза, в том числе такие известные, как поэма «Журавль», стихотворение «Мария Вечора», пьеса «Маркиза Дезес». В Херсоне вышла первая брошюра поэта с математико-лингвистическими опытами «Учитель и ученик». Ученый и фантаст, поэт и публицист, он полностью поглощен творческим трудом. Написаны поэмы «Сельская очарованность», «Жуть лесная» и др., пьеса «Ошибка смерти». Выходят книги «Ряв! Перчатки. 1908 - 1914», «Творения» (Том 1). В 1916 вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей». Главными героями его поэзии были Время и Слово, именно через Время, зафиксированное Словом и превращенное в пространственный фрагмент, осуществлялось для него философское единство «пространства-времени». О. Мандельштам писал: «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие...» В 1920 живет в Харькове, много пишет: «Война в мышеловке», «Ладомир», «Три сестры», «Царапина по небу» и др. В городском театре Харькова происходит «шутовское» избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина и Мариенгофа.
Творчество В. Хлебникова распадается на три части: теоретические исследования в области стиля и иллюстрации к ним, поэтическое творчество и шуточные стихи. К сожалению, границы между ними проведены крайне небрежно, и часто прекрасное стихотворение портится примесью неожиданной и неловкой шутки или еще далеко не продуманными словообразованиями.

Очень чувствуя корни слов, Виктор Хлебников намеренно пренебрегает флексиями, иногда отбрасывая их совсем, иногда изменяя до неузнаваемости. Он верит, что каждая гласная заключает в себе не только действие, но и его направление: таким образом, бык -- тот, кто ударяет, бок -- то, во что ударяют; бобр -- то, за чем охотятся, бабр (тигр) -- тот, кто охотится и т. д.
Взяв корень слова и приставляя к нему произвольные флексии, он создает новые слова. Так, от корня "сме" он производит "смехачи", "смеево", "смеюнчи-ки", "смеянствовать" и т. д.

Как поэт, Виктор Хлебников заклинательно любит - природу. Он никогда не доволен тем, что есть. Его олень превращается в плотоядного зверя, он видит, как на "вернисаже" оживают мертвые птицы на шляпах дам, как c людей спадают одежды и превращаются - шерстяные в овец, льняные в голубые цветочки льна.

Осип Мандельштам родился в 1891 году в еврейской семье. От матери Мандельштам унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечным заболеваниям и музыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка.

Мандельштам будучи евреем избирает быть русским поэтом - не просто “русскоязычным”, а именно русским. И это решение не такое само собой разумеющееся: начало века в России - время бурного развития еврейской литературы, как на иврите и на идише, так, отчасти, и на русском языке. Соединяя в себе еврейство и Россию, мандельштамовская поэзия несет в себе универсализм, соединяя в себе национальное русское православие и национальный практикуляризм евреев.

Посох мой, моя свобода -

Сердцевина бытия,

Скоро ль истиной народа

Станет истина моя?

Я земле не поклонился

Прежде, чем себя нашел;

Посох взял, развеселился

И в далекий Рим пошел.

А снега на черных пашнях

Не растают никогда,

И печаль моих домашних

Мне по-прежнему чужда.

Первая русская революция и события, сопутствующие ей, для мандельштамовского поколения совпали со вступлением в жизнь. В этот период Мандельштама заинтересовала политика, но тогда, на переломе от отрочества к юности, он оставил политику ради поэзии.

Мандельштам избегает слов, чересчур бросающихся в глаза: у него нет ни разгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава Иванова, ни нагнетания вульгаризмов, как у Маяковского, ни обилия неологизмов, как у Цветаевой, ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака.

Есть целомудренные чары -

Высокий лад, глубокий мир,

Далеко от эфирных лир

Мной установленные лары.

У тщательно обмытых ниш

В часы внимательных закатов

Я слушаю моих пенатов

Всегда восторженную тишь.

Начало первой мировой войны - рубеж времен:

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Мандельштам отмечает, что прошло время окончательного прощания с Россией Александра (Александра Ш и Александра Пушкина), Россией европейской, классической, архитектурной. Но перед своим концом именно обреченное “величие”,именно “исторические формы и идеи” обступают ум поэта. В их внутренней опустошенности он должен убедиться - не из внешних событий, а из внутреннего опыта усилий сочувствовать “миру державному”, вчувствоваться в его строй. Он прощается с ним по-своему, перебирая старые мотивы, приводя их в порядок, составляя для них средствами поэзии некий каталог. В мандельштамовской системе шифров, обреченный Петербург, именно в своем качестве имперской столицы, эквивалентен той Иудее, о которой сказано, что она, распяв Христа, “окаменела”и связывается со святым богоотступническим и гибнущим Иерусалимом. Цвета, характеризующие базблагодатное иудейство - это черный и желтый. Так вот именно эти цвета характеризуют петербургский “мир державный” (цвета российского императорского штандарта).

Самым значительным из откликов Мандельштама на революцию 1917 года было стихотворение “Сумерки свободы”. Его очень трудно подвести под рубрику “принятия” или “непринятия” революции в тривиальном смысле, но тема отчания звучит в нем очень громко:

Прославим, братья, сумерки свободы,

Великий сумеречный год!

В кипящие ночные воды

Опущен грузный лес тенет.

Восходишь ты в глухие годы, -

О, солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,

Которое в слезах народный вождь берет.

Прославим власти сумрачное бремя,

Ее невыносимый гнет.

В ком сердце есть - тот должен слышать, время,

Как твой корабль ко дну идет.

Мы в легионы боевые

Связали ласточек - и вот

Не видно солнца; вся стихия

Щебечет, движется, живет;

Сквозь сети - сумерки густые -

Не видно солнца, и земля плывет.

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,

Скрипучий поворот руля.

Земля плывет. Мужайтесь, мужи.

Как плугом, океан деля,

Мы будем помнить и в летейской стуже,

Что десяти небес нам стоила земля.

В этом докладе я старался рассказать о наиболее интересных писателях и их произведениях. Я намеренно выбрал писателей не столь знаменитых как например: И. Бунин и Н. Гумилев, А. Блок и В. Маяковский, С. Есенин и А. Ахматова, А. Куприн. Но ни чуть не менее гениальных и известных в свое время.

Доклад: “Любимые писатели “Серебряного века” и их произведения”. Преподаватель: Помаз Н. Б.

И русской поэзии в частности называют начало ХХ столетия. Период получил свое название по аналогии с золотым веком. У этого явления четких временных рамок. Принято считать, что серебряный век в русской литературе начался в 1890-х годах, но окончание этого периода вызывает споры между исследователями. Одни относят его к 1917 году, другие - к 1921 году, третьи настаивают на промежутке между 1920 и 1930 гг.

Серебряный век русской поэзии крайне не однороден и включает в себя целый ряд литературных течений, каждое из которых имеет некие свои особенности или фундаментальные духовно-эстетические принципы.

Модернизм в поэзии ХХ века

Модернизм открывает серебряный век в русской литературе. Поэты серебряного века-представители модернистского направления ищут способ самовыражения и изо всех сил стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Они хотят, чтобы литература была по-настоящему свободной и не подчинялась никаким нравственным установкам и общественным правилам. Одним из главных идейных вдохновителей течения был Ф. Ницше.

Символизм в литературе серебряного века

В результате кризиса всей европейской культуры утвердилось такое течение, как символизм. Его представители использовали символы для выражения идей. Символисты старались познать тайны человеческой души, тайны подсознательного и искали духовной свободы. В произведениях конкретных авторов символизм находил различное отражение. Среди символистов серебряного века выделяют "старших" символистов, которые первыми стали творить в рамках этого направления. К ним относятся:

  • В. Брюсов
  • Ф. Сологуб
  • К. Бальмонт
  • Д. Мережковский

и некоторые другие. Чуть позже к течению примкнули "младосимволисты", среди которых следующие поэты:

  • А. Белый,
  • В. Иванов
  • С. Соловьев

Если старшие представители воспринимали символизм больше в эстетическом плане, то для более молодого поколения он был скорее философией жизни.

Акмеизм в литературе серебряного века

На смену символизму пришло новое литературное течение - акмеизм. Его основателями считаются Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты пропагандировали ясный взгляд на жизнь, некий культ действительности. В противовес символизму представители акмеизма хотели вернуть образам конкретность, уйдя от символов. При этом произведения акмеистов проникнуты тоской, проглядывают декадентские мотивы.Помимо основателей направления, к акмеистам также относятся:

  • О. Мандельштам
  • А. Ахматова
  • М. Кузмин
  • М. Зенкевич
  • В. Ходасевич

и другие.

Футуризм в литературе серебряного века

Акмеизм сменился следующим течением в рамках серебряного века русской поэзии - футуризмом. Футуризм совершил некую революцию, разделив форму и содержание и отвергнув традиционную культуру. Его называли искусством будущего. В рамках футуризма развивались такие направления, как кубофутуризм и эгофутуризм.Представители кубофутуризма:

  • В. Хлебников
  • В. Маяковский
  • В. Каменский
  • А. Крученых

и другие.К эгофутуристам относятся:

  • И. Северянин
  • В. Шершеневич
  • Р. Ивнев

Имажинизм в литературе серебряного века

Имажинизм возник в поэзии серебряного века как направление, нацеленное на создание образа. Основателями имажинизма считаются А. Мариенгоф и В. Шершеневич. Основным выразительным средством у них была метафора, с помощью которой поэты создавали целые метафорические цепи.

Литература Серебряного века в России, создаваемая на рубеже 19 и 20 столетий, представляет собой важную часть художественного наследия нашей страны. Для этого времени было характерно наличие множества разных направлений и течений, идейная противоречивость, присущая не только различным авторам, но и имеющая место даже в творчестве отдельных писателей, композиторов, художников. В этот период происходило обновление, переосмысление многих видов и жанров творчества. Как отметил М.В. Нестеров, имела место "всеобщая переоценка ценностей".

Даже среди передовых мыслителей и деятелей культуры наблюдалось двоякое отношение к творческому наследию, оставленному революционными демократами.

Декадентство

В целом и литература Серебряного века в России в частности на рубеже 19-20 веков были отмечены широким распространением декадентства ("упадничества"), провозглашавшего веру в разум, утрату гражданских идеалов, уход в личностные, индивидуальные переживания. Таким образом некоторая часть интеллигенции стремилась "уйти" от трудностей жизни в мир ирреальности, грез, а иногда и мистики. Этот процесс имел место быть, поскольку в то время наблюдался кризис в общественной жизни, а художественное творчество лишь отражало его.

Декадентство захватило даже представителей реалистических Однако чаще всего подобные идеи были все-таки характерны для представителей модернистских течений.

Модернизм и реализм в искусстве

Термин "модернизм" применяется по отношению ко многим видам искусства 20 века. Он появился в начале столетия, а его предшественником был реализм. Однако последний к тому времени все еще не ушел в прошлое, благодаря влиянию модернизма в нем возникли новые черты: раздвинулись "рамки" видения жизни, начался поиск средств самовыражения личности в художественном творчестве.

Важнейшей чертой искусства начала 20 века становится синтез, объединение различных форм.

Литература рубежа веков

Еще в 90-е годы 19 века в русской литературе наметились направления, противостоящие господствующему в то время реализму. Главным из них был модернизм. Многие писатели Серебряного века (список, направления и их главных представителей мы рассмотрим далее) так или иначе вышли из реализма. Они продолжили творить, создавая новые течения и направления.

Модернизм

Литература Серебряного века в России открывается модернизмом. В нем были объединены различные поэты и писатели, подчас весьма отличавшиеся в своем идейно-художественном облике. В то время начинаются активные модернистские искания, вдохновителем которых во многом был Ф. Ницше, а также некоторые русские писатели, например А.А. Каменский, М.П. Арцыбашев и другие. Они провозглашали свободу литературного творчества, называли себя ее жрецами, проповедовали культ "сверхчеловека", отказывающегося от общественных и моральных идеалов.

Символизм

Как направление, символизм в России оформился на рубеже 19-20 веков. Выделяют "старших" символистов, к которым относят В. Брюсова, Ф. Сологуба, К. Бальмонта, З. Гиппиуса и других, которые первыми стали творить в этом направлении. К более младшим представителям можно отнести писателей Серебряного века А. Белого, В. Иванова, С. Соловьева, А. Блока и др. Теоретические, эстетические и философские основы этого течения были очень разнообразны. Например, по мнению В. Брюсова символизм являлся чисто художественным направлением, а Мережковский брал за основу христианство; Вячеслав Иванов опирался на эстетику и философию античности в преломлении Ницше, а А. Белый увлекался творчеством Шопенгауэра, Ницше, Канта, В. Соловьева. В основе идеологии "младших" символистов лежит философия В. Соловьева с идеей пришествия Вечной Женственности и Третьего Завета.

Символисты оставили в наследство как поэзию, так и прозу, драму. Но наиболее характерна была поэзия, в различных жанрах которой трудились многие писатели Серебряного века, работавшие в этом направлении.

В.Я. Брюсов

Творчество В.Я. Брюсова (1873-1924 гг.) отмечено множеством идейных исканий. Революционные события 1905 года вызвали его восхищение и положили начало отходу поэта от символизма. Однако новое направление Брюсов выбрал не сразу, как и сформировал свое отношение к революции, которое было весьма противоречиво. Поэт с радостью приветствовал силы, которые, по его мнению, должны были очистить Россию от прежних принципов и убеждений и положить конец старому миру. Однако в своем творчестве он отмечал и то, что эта стихийная сила несет в себе разрушение. "Ломать - я буду с вами! Строить - нет!" - писал В.Я. Брюсов.

Для его творчества характерно стремление к научному пониманию жизни, возрождение интереса к истории, который разделяли и другие писатели Серебряного века (список представителей символизма был указан выше).

Реализм

Идейные противоречия, характерные для эпохи в целом, повлияли и на некоторых писателей-реалистов. Например, в творчестве Л.Н. Андреева отразился отход от реалистических принципов.

Но в целом реализм не исчез. Литература Серебряного века, поэты которой вышли из реализма, сохранила это направление. Судьба обычного человека, различные общественные проблемы, жизнь во многих ее проявлениях по-прежнему находили отражение в культуре. Одним из величайших представителей реализма в то время был писатель А. Бунин (1870-1953 гг.). В непростое предреволюционное время им были созданы повесть "Деревня" (в 1910 г.) и "Суходол" (в 1911 г.).

Акмеизм

В 1910 году произошла полемика вокруг символизма, и наметился его кризис. На смену этому направлению постепенно приходит акмеизм ("акме" в переводе с греческого - высшая степень, цветущая пора). Основателями нового течения принято считать Н.С. Гумилева и В эту группу также входили писатели Серебряного века О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин, В. Ходасевич, А.А. Ахматова, М.А. Зенкевич и другие.

В отличие от некоторой неясности, туманности символизма, акмеисты провозгласили своей опорой земное существование, "ясный взгляд на жизнь". Кроме того, акмеистическая литература Серебряного века (поэты и писатели которой только что были перечислены) привнесла в искусство эстетико-гедонистическую функцию, пытаясь уйти от общественных проблем в поэзию. В акмеизме ясно слышны декадентские мотивы, а теоретической опорой этого течения стал философский идеализм. Некоторые русские писатели Серебряного века пошли дальше в своем творчестве, которое приобрело новые идейные и художественные качества (например, А.А. Ахматова, М.А. Зенкевич, С.М. Городецкий).

В 1912 году на свет появился сборник "Гиперборей", в котором новое впервые заявило о себе. Акмеисты считали себя преемниками символизма, про который Гумилев сказал, что он "закончил свой круг развития", и провозглашали отказ от бунта, борьбы за изменение условий жизни, которые часто выражала литература Серебряного века.

Писатели - представители акмеизма старались возродить конкретность, предметность образа, очистить его от мистики. Однако их образы сильно отличаются от реалистических, как выразился С. Городецкий, они как будто "... рождаются впервые" и предстают как что-то доселе невиданное.

А.А. Ахматова

В творчестве этого направления особое место занимает А.А. Ахматова. Первый сборник ее стихотворений "Вечер" появился в 1912 году. Для него характерны сдержанные интонации, психологизм, камерность тематики, эмоциональность и глубокий лиризм. А.А. Ахматова явно отталкивалась от идеи "первозданного Адама", провозглашенной акмеистами. Для ее творчества характерна любовь к человеку, вера в его возможности и духовные силы. Основная часть работ этой поэтессы приходится на советские годы.

Два первых сборника Ахматовой, вышеупомянутый "Вечер" и "Четки" (1914 год), принесли ей большую славу. В них отражен интимный, узкий мир, в котором угадываются нотки печали и грусти. Тема любви здесь, важнейшая и единственная, тесно связана со страданием, обусловленным биографическими фактами из жизни поэтессы.

Н.С. Гумилев

Велико и значительно художественное наследие Н.С. Гумилева. В творчестве этого поэта главными темами были исторические и экзотические, а также он воспевал "сильную личность". Гумилев развил форму стиха, сделал его более точным и чеканным.

Творчество акмеистов не всегда было противопоставлено символистам, ведь и в их произведениях можно найти "миры иные", тоску по ним. Гумилев, сначала приветствующий революцию, через год уже пишет стихи о гибели мира, конце цивилизации. Он вдруг понимает разрушительные последствия войны, которая может стать губительной для человечества. В своем стихотворении "Рабочий" он как будто предвидит свою кончину от выстрела пролетария, пули, "что меня с землею разлучит". Николай Степанович был расстрелян якобы за участие в контрреволюционном заговоре.

Некоторые поэты и писатели Серебряного века - представители акмеизма впоследствии эмигрировали. Другие так и не смогли этого сделать. Например, Анна Андреевна Ахматова, жена Н.С. Гумилева, не приняла Великую Октябрьскую революцию, однако отказалась покинуть родную страну. Эти события оставили в ее душе большой след, и поэтесса не сразу смогла вернуться к творчеству. Однако начавшаяся Великая Отечественная война снова пробудила в ней патриота, поэта, уверенного в победе своей страны (произведения "Мужество", "Клятва" и другие).

Футуризм

В то же время, что и акмеизм (то есть в 1910-1912 гг.), возникает футуризм. Он, как и другие направления, был неоднороден, выделяляя несколько течений. Наиболее крупное из них, кубофутуризм, объединяло поэтов В.В. Маяковского, В.В. Хлебникова, Д.Д. Бурлюка, В.В. Каменского, и других. Еще одной разновидностью футуризма был эгофутуризм, представленный творчеством И. Северянина. В группу "Центрифуга" входили начинающие в то время поэты и Б.Л. Пастернак, а также другие литераторы и писатели Серебряного века.

Футуризм совершил революцию формы, которая теперь стала независима от содержания, провозгласил свободу слова, полностью отказавшись от литературной преемственности и традиций. Манифест футуристов "Пощечина общественному вкусу", опубликованный в 1912 году, призывал свергнуть с пьедестала таких великих авторитетов, как Толстой, Пушкин и Достоевский.

Писатели Серебряного века русской литературы В.В. Каменский и В. Хлебников сумели провести удачные эксперименты со словом, повлиявшие на дальнейшее развитие русской поэзии.

В.В. Маяковский

В среде футуристов начинал творить великий поэт В.В. Маяковский (1893-1930 гг.). В 1912 году вышли в свет первые его стихи. Маяковский не просто был против "всяческого старья", но и провозглашал необходимость создания нового в общественной жизни. Владимир Владимирович предчувствовал Октябрьскую революцию, обличал царство "жирных", что нашло отражение в его поэмах "Война и мир", "Облако в штанах", "Человек", "Флейта-позвоночник", в которых отрицалась вся капиталистическая система и провозглашалась вера в человека.

Другие поэты и писатели Серебряного века

В годы, предшествовавшие революции, были и другие яркие поэты и писатели Серебряного века русской литературы, которых трудно отнести к тому или иному направлению, например М.А. Волошин и М.И. Цветаева. Для творчества последней характерна демонстративная независимость, а также неприятие общепринятых поведенческих норм и представлений.

Русская культура этого времени была итогом большого и сложного пути. Неотъемлемыми ее чертами неизменно оставались высокий гуманизм, народность и демократизм, несмотря на высокое давление правительственной реакции. Более подробную информацию можно найти в любом учебнике ("Литература", 11 класс), Серебряный век обязательно входит в школьную программу.

Доклад:

“Любимые писатели “Серебряного века” и их произведения”.

Преподаватель: Помаз Н. Б.

Студент: Мостяев Н.И. (гр. 19ПВ-901П)

МГКИП

г. Москва 2002г.

“Серебреный век” – большинством читателей воспринимается как метафора, обозначающая хороших, любимых писателей начала XX века. В зависимости от личного вкуса здесь могут оказаться А. Блок и В. Маяковский, Д. Мережковский и И. Бунин, Н. Гумилев и С. Есенин, А. Ахматова и А. Крученых, Ф. Сологуб и А. Куприн.

“Школьное литературоведение” для полноты картины добавляют и названный список М. Горького и целый ряд писателей “знаньевцев”

(художников, группировавшихся вокруг горьковского издательства “Знание”).

При таком понимании серебряный век становится синонимом давно существующего и гораздо более научного понятия “литература конца XIX – начала XX века”.

Поэзию серебряного века можно разделить на несколько основных течении такие как: Символизм . (Д. Мережковский,

К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Блок, А. Белый), Предакмеизм. Акмеизм .(М. Кузьмин, Н. Гумилев,

А. Ахматова, О. Мандельштам),

Крестьянскаялитература (Н. Клюев, С. Есенин)

футуристы серебряного века (И. Северянин, В. Хлебников)

Игорь Северянин (И. В. Лотарев 1887 - 1941)

С 1913 г. сборником “Громкокипящии кубок” (переиздавался до 1915 г. 9 раз) входит в большую литературу. За первой последовали другие книги поэзии: “Златолира”(1914), “Ананасы в шампанском ”(1915), “VictoriaRegia” (1915), “Поэзоантракт”(1915), “Тост безответный”(1916). В эти годы И. Северянин стал модным “певцом”, но оценил это трезво, назвав “двусмысленной славой”.

Поиски новых поэтических форм (важная часть эстетической программы) у И. Северянина тесно “увязаны” с городскими реалиями:

Друзья! Но если в день убийственный

Падет последний исполин,

Тогда ваш нежный, ваш единственный,

Я поведу вас на Берлин!

В этих стихах поэт был таким, каким его хотела видеть публика. Он растворялся во вкусах определенного контингента любителей экстравагантной, экзальтированной поэзии, людей, отгораживающих себя от надвигающихся бурных событий. Характерное взаимовлияние: публика создавала Северянина, а тот формировал свою аудиторию, далеко не всегда заботясь о качестве своего поэтического воздействия. “… не я ли пел порок/Десятки лет…”, - напишет он в поэме “Солнечный дикарь” (1924), переоценив свое раннее творчество.

Остроумно выражено неприятие мещанской действительности: “Блеск и звон карьеры – рубль, / А паспорт разума - диплом”.

Эти мотивы сближали И. Северянина с кубофутуралистами. Однако сущность своего творчества он считал собственную фантазию - “мои капризы, мои волшебные сюрпризы”. Акцент был поставлен на “эго”, т.е. “Я” поэта. Отсюда пролилась струя его самовозвиличивания: ”Я – гений Северянин”; “Я выполнил свою задачу, литературу покорив”, что и вызвало многие нарекания современников.

Слово “гений” относилось, однако, не столько к личности автора, который ощущал и свою слабость, сколько к нему как носителю “вселенской души”. Главный поиск – поиск естественной красоты: “Иду в природу, как в обитель”. Поэтому жизнь раскрыта им как “сиренью упованье”, ”гимн жасминовым ночам”, единенье с “весенней яблоней в нетающем снегу”.

Лирический герой испытывает никому неведомое: ”Влекусь рекой, цвету сиренью,/Пылаю солнцем, льюсь луной …” А природа дарует свою тайну.

Вот один из главных постулатов северянинской лирики: удивлять – неожиданным поворотам смысла, безграничными возможностями словообразования. И – постоянная претензия на оригинальность, хоть и всегда подкрепленная вкусом и стилистическим разнообразием:

Не терпим мы дешевых копий,

Их примелькавшихся тонов,

И потрясающих утопий

Мы ждем, как розовых слонов …


Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович Хлебников)
28.X. (09.XI.)1885-28.VI.1922
Хлебников привлекал к себе внимание и вызывал интерес оригинальным складом личности, поражал мировоззрением и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Знакомится с кругом столичных поэтов-модернистов (в том числе Гумилевым и Кузминым, которого называет «своим учителем»), посещает знаменитую в художественной жизни Петербурга тех лет «баню» Вяч. Иванова, где собирались писатели, философы, художники, музыканты, артисты.
В 1910-1914 были опубликованы его стихотворения, поэмы, драмы, проза, в том числе такие известные, как поэма «Журавль», стихотворение «Мария Вечора», пьеса «Маркиза Дезес». В Херсоне вышла первая брошюра поэта с математико-лингвистическими опытами «Учитель и ученик». Ученый и фантаст, поэт и публицист, он полностью поглощен творческим трудом. Написаны поэмы «Сельская очарованность», «Жуть лесная» и др., пьеса «Ошибка смерти». Выходят книги «Ряв! Перчатки. 1908 - 1914», «Творения» (Том 1). В 1916 вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию «Труба марсиан», в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на «изобретателей» и «приобретателей». Главными героями его поэзии были Время и Слово, именно через Время, зафиксированное Словом и превращенное в пространственный фрагмент, осуществлялось для него философское единство «пространства-времени». О. Мандельштам писал: «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие...» В 1920 живет в Харькове, много пишет: «Война в мышеловке», «Ладомир», «Три сестры», «Царапина по небу» и др. В городском театре Харькова происходит «шутовское» избрание Хлебникова «Председателем Земного шара», с участием Есенина и Мариенгофа.
Творчество В. Хлебникова распадается на три части: теоретические исследования в области стиля и иллюстрации к ним, поэтическое творчество и шуточные стихи. К сожалению, границы между ними проведены крайне небрежно, и часто прекрасное стихотворение портится примесью неожиданной и неловкой шутки или еще далеко не продуманными словообразованиями.

Очень чувствуя корни слов, Виктор Хлебников намеренно пренебрегает флексиями, иногда отбрасывая их совсем, иногда изменяя до неузнаваемости. Он верит, что каждая гласная заключает в себе не только действие, но и его направление: таким образом, бык -- тот, кто ударяет, бок -- то, во что ударяют; бобр -- то, за чем охотятся, бабр (тигр) -- тот, кто охотится и т. д.
Взяв корень слова и приставляя к нему произвольные флексии, он создает новые слова. Так, от корня "сме" он производит "смехачи", "смеево", "смеюнчи-ки", "смеянствовать" и т. д.

Как поэт, Виктор Хлебников заклинательно любит - природу. Он никогда не доволен тем, что есть. Его олень превращается в плотоядного зверя, он видит, как на "вернисаже" оживают мертвые птицы на шляпах дам, как c людей спадают одежды и превращаются - шерстяные в овец, льняные в голубые цветочки льна.

Осип Мандельштам родился в 1891 году в еврейской семье. От матери Мандельштам унаследовал, наряду с предрасположенностью к сердечным заболеваниям и музыкальностью, обостренное чувство звуков русского языка.

Мандельштам будучи евреем избирает быть русским поэтом - не просто “русскоязычным”, а именно русским. И это решение не такое само собой разумеющееся: начало века в России - время бурного развития еврейской литературы, как на иврите и на идише, так, отчасти, и на русском языке. Соединяя в себе еврейство и Россию, мандельштамовская поэзия несет в себе универсализм, соединяя в себе национальное русское православие и национальный практикуляризм евреев.

Посох мой, моя свобода -

Сердцевина бытия,

Скоро ль истиной народа

Станет истина моя?

Я земле не поклонился

Прежде, чем себя нашел;

Посох взял, развеселился

И в далекий Рим пошел.

А снега на черных пашнях

Не растают никогда,

И печаль моих домашних

Мне по-прежнему чужда.

Первая русская революция и события, сопутствующие ей, для мандельштамовского поколения совпали со вступлением в жизнь. В этот период Мандельштама заинтересовала политика, но тогда, на переломе от отрочества к юности, он оставил политику ради поэзии.

Мандельштам избегает слов, чересчур бросающихся в глаза: у него нет ни разгула изысканных архаизмов, как у Вячеслава Иванова, ни нагнетания вульгаризмов, как у Маяковского, ни обилия неологизмов, как у Цветаевой, ни наплыва бытовых оборотов и словечек, как у Пастернака.

Есть целомудренные чары -

Высокий лад, глубокий мир,

Далеко от эфирных лир

Мной установленные лары.

У тщательно обмытых ниш

В часы внимательных закатов

Я слушаю моих пенатов

Всегда восторженную тишь.

Начало первой мировой войны - рубеж времен:

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Мандельштам отмечает, что прошло время окончательного прощания с Россией Александра (Александра Ш и Александра Пушкина), Россией европейской, классической, архитектурной. Но перед своим концом именно обреченное “величие”,именно “исторические формы и идеи” обступают ум поэта. В их внутренней опустошенности он должен убедиться - не из внешних событий, а из внутреннего опыта усилий сочувствовать “миру державному”, вчувствоваться в его строй. Он прощается с ним по-своему, перебирая старые мотивы, приводя их в порядок, составляя для них средствами поэзии некий каталог. В мандельштамовской системе шифров, обреченный Петербург, именно в своем качестве имперской столицы, эквивалентен той Иудее, о которой сказано, что она, распяв Христа, “окаменела”и связывается со святым богоотступническим и гибнущим Иерусалимом. Цвета, характеризующие базблагодатное иудейство - это черный и желтый. Так вот именно эти цвета характеризуют петербургский “мир державный” (цвета российского императорского штандарта).

Акмеизм, имажинизм, символизм, футуризм - литературные направления, возникшие в конце XIX - начале XX века в русской поэзии. Какие русские поэты Серебряного века являются самыми яркими их представителями, а кто навсегда стал одной из важнейших страниц поэзии прошлого столетия, не принадлежа ни к одному из модернистских направлений? Читайте далее.

Александр Блок

Александр Блок - поэт Серебряного века, чье творчество, полное мистических символов и загадок, до сих пор продолжает притягивать к себе все новых и новых поклонников.

На протяжении 1908-1916 годов тема Родины была основной для Блока. Более того, Блок утверждал: поэт должен отождествлять себя со своей родной землей, представлять ее словно некий живой организм, с которым он неразрывно связан.

Беспокоило Блока и изучение человеческой души. Он очень часто писал свои произведения от первого лица, пропуская все сюжеты через себя - словно бы растворяя свое собственное «я» во множестве других. Неважно, писал он о библейских, реально живущих или вымышленных персонажах, он представлял себя на их месте и пытался пережить все эмоции вместе с ними. Так он пишет цикл стихотворений «Страшный мир».

Другая, не менее важная тема творчества у Блока - это любовь. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» он и посвящал стихотворения Прекрасной даме, ожиданию своего идеала красоты. А в цикле «На поле Куликовом» Блок даже сравнивал образ Руси с образом женщины.

Александр Блок, как и поэты Серебряного века Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и другие, принадлежал к модернистскому течению символизм. Одними из самых известных произведений Александра Блока также являются поэма «Двенадцать», цикл стихов «Родина», стихи «Незнакомка», «О доблести, о подвигах, о славе...», «Ночь, улица, фонарь, аптека» и другие.

Анна Ахматова

Следующий поэт Серебряного века - Ахматова Анна Андреевна. Еще будучи ребенком, маленькая Анна Горенко (настоящая фамилия поэтессы) мечтала писать стихи. За свою жизнь ей довелось увидеть две разные России - дореволюционного и советского периода, в то время как в своем творчестве она стремилась защитить и сохранить традиции классической русской культуры.

Благодаря собственной сдержанности, женственности и аполитичности творчества, персона Ахматовой идеально воплотила в себе трагический дух России XX века. Как поэты Серебряного века Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам, Михаил Лозинский и другие, в свое время поэтесса примыкала к литературному направлению Серебряного века под названием акмеизм.

Для творчества Ахматовой были характерны и размышления о жизни, и о любви, о красоте природы, об истории. Но главной все же была тема любви, которая позволила поэтессе создать особенный женский образ, с внутренней силой, многогранностью, твердостью, но вместе с тем и нежностью. Поэтическая героиня Ахматовой всегда прямолинейна, в ней отсутствует жеманство, и она открыто делится с читателем личными трагедиями и переживаниями.

Еще одна важная для Ахматовой тема лирики - это любовь к Родине. Мысли о том, чтобы покинуть Россию, она считала недостойными для того, кто зовется поэтом (она говорит об этом, например, в стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю...») - по ее мнению, поэты душой и сердцем должны быть привязаны к своей земле и к своему народу.

Особенно популярны стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить...», «Я не любви твоей прошу...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Словно тяжким огромным молотом...» и поэма «Реквием».

Сергей Есенин

Сергей Есенин - поэт Серебряного века, который, несмотря на непродолжительную творческую деятельность (он ушел из жизни, когда ему было всего тридцать лет), успел оставить богатое поэтическое наследие. В нем Есенин сумел живо изобразить крестьянскую Россию, которую он безумно любил.

Теме Родины поэт уделял центральное место в своем творчестве. Его так и звали певцом крестьянской Руси. То и дело он возвращался в стихотворениях к селу Константиново, где родился и жил, воспевал красоту русской природы и крестьянский быт. Но после революции все стало по-другому: Есенин не смог принять советскую Россию. В то время он почти не пишет о крестьянстве и родном селе, а обращается главным образом в своей поэзии к теме любви, которая, тем не менее, продолжает переплетаться с темой Родины.

После переезда в Москву Есенина приняли в свои ряды поэты, примыкавшие к литературному течению под названием имажинизм. В тот период он пишет одно из самых известных своих творений - «Исповедь хулигана». Лучшими стихотворениями Сергея Есенина также считают «Письмо к женщине», «Мне осталась одна забава...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Отговорила роща золотая...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...», «Ты меня не любишь, не жалеешь...» и многие другие.

Владимир Маяковский

Масштаб творческой личности этого поэта сложно отрицать. Первый этап творчества Маяковского характеризуется футуристическими идеями. Он сам и поэты Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Велимир Хлебников создали манифест кубофутуризма, модернистского литературного направления Серебряного века под названием «Пощечина общественному вкусу». Это течение подразумевало творческого деятеля, в частности, поэта как бойца за будущее, которым являлось искусство.

Однако после революции в творчестве Маяковского начался новый этап - советский. На дореволюционную Россию Маяковский оглядывался с ненавистью. Стихотворения его были наполнены жаждой уничтожения старого жизненного уклада и созидания нового. Страшным грехом он считает бездействие и безразличие, только движение вперед и борьба были его девизом.

Главной темой Маяковского была не только революция, но и любовь - нередко они даже странными способами переплетались друг с другом. Можно утверждать, что лирическим героем практически всех своих любовных стихотворений выступал сам автор-максималист. Маяковский не умел и не хотел удерживать внутри себя чувства, которые всегда смело выражал в творчестве, часто даже гиперболизируя их, что способствовало трансформации любовных стихов в стихи общественные.

Самые известные стихи Маяковского: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Вам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Любит? Не любит? Я руки ломаю…», «Лиличка», «Облако в штанах», «Отношение к барышне».

Марина Цветаева

Одной из прекраснейших страниц русской поэзии XX века является творчество Марины Цветаевой. Удивительно живыми, светлыми и искренними были ее стихотворения, практически всегда нацеленные на создание диалога: в них Цветаева обращалась ко всем своим читателям, современникам и тем, кто будет позже обращаться к ее творчеству.

Тема творчества красной нитью прошла через произведения поэтессы. Из стихотворений «Роландов рог» и «Поэты» можно понять мысль Цветаевой: несмотря на то, что у них есть читатели, поэты, как и многие творческие личности, по своей сути одиноки. Не боялась поэтесса и открыто восхищаться творчеством своих коллег, и даже признавала своими вдохновителями Александра Пушкина и Анну Ахматову. Вот только понятие музы у Цветаевой встречается крайне редко - собственному труду она благодарна за свое творчество в большей степени, чем ей.

Одной из основных тем творчества Марины Цветаевой является и тема любви, и человеческих взаимоотношений. Причем, в то время как многие другие поэты были довольно увлекающимися личностями, Цветаева посвящала почти все свои стихи о любви лишь одному человеку - собственному мужу. Эти стихи подобны всем остальным творениям поэтессы - такие же искренние, сильные и эмоциональные.

Цветаева не принадлежала ни к одному из популярных модернистских течений Серебряного века. Сегодня она известна многими стихотворениями, например, «Моим стихам, написанным так рано…», «Байрону», «Анне Ахматовой», «Книги в красном переплете», «Я с вызовом ношу его кольцо…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Под лаской плюшевого пледа…» и другими.

Предлагаем вам посмотреть следующее видео о Серебряном веке русской поэзии, в котором подробнее освещены литературные направления того периода:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шойгу биография. Биография. Награды субъектов Российской Федерации
Самостоятельная отчетность обособленных подразделений
Слабость во время беременности – почему и когда?