Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Научное сопровождение проектирования и строительства. Научно-техническое сопровождение Научное сопровождение проекта когда требуется

Проектирование уникальных большепролётных и высотных сооружений предполагает обязательное комплексное научно-техническое сопровождение, которое включает в полном объёме или частично: упомянутые ранее продувки макета сооружения в аэродинамической трубе и разработку рекомендаций по определению снеговых и ветровых нагрузок; изготовление и исследование физической модели сооружения; в особо сложных случаях не исключается и создание крупномасштабного прототипа сооружения, как это было сделано при проектировании Дворца спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге (на такой натурной модели были испытаны не только несущие конструкции, но и отработаны монтажные операции). Научные бригады могут оказать существенную помощь при составлении и исследовании расчётной схемы сооружения, выполнении проверочных расчётов. Кроме того, на-

учно-исследовательские и специализированные организации привлекаются к изготовлению и монтажу конструкций, разработке рекомендаций по обеспечению жизнеспособности сооружения в экстремальных ситуациях, проведению мониторинга основных несущих конструкций на стадии возведения и первых лет эксплуатации. Необходимо иметь систематическую обратную связь, контролируя поведение конструкций, для обеспечения долговечности объекта, обоснования новых требований к будущим подобным сооружениям.

Экспериментальные исследования на крупномасштабных моделях, на прототипах и на натурных объектах, выполняются не только для выявления действительного напряжён но-деформированного состояния сложных систем, оценки надёжности расчёта, обоснованности принятых исходных предпосылок, но и для исследования таких сторон работы конструкций, которые трудно поддаются решению математическими методами.

Другая важная задача - подготовка рекомендаций по выбору рационального варианта конструктивной схемы, оптимальных геометрических соотношений и жёсткостных параметров, исходя из оценки эффективности частей и системы в целом. Не все проектировщики сегодня могут охватить в сжатые сроки, которые отводятся на проектирование, этот комплекс проблем и найти ему подобающее решение. Подключение научных институтов к проектированию, как нельзя лучше, отвечает этим задачам.

8. Некоторые специальные вопросы проектирования

При проектировании уникальных сооружений необходимо учитывать также аварийные ситуации. Однако, при буквальном соблюдении ГОСТ"а «Надежность строительных конструкций и оснований» реальное проектирование становится невозможным, в виду неопределенности части требований п. 1.10 нормативного документа. Так, если пожарные воздействия более или менее полно определены нормативными документами, то ситуация с взрывом имеет весьма субъективное толкование. Заметим, что ГОСТ 27751-88 составлялся в СССР в 1984-87 г.г., когда рассматривались аварийные воздействия только промышленных взрывов. Сегодня этот термин (взрыв) некоторыми экспертами трактуется более широко, поскольку включает террористические акты. На основе анализа требований зарубежных норм предлагается следующая формулировка, вместо существующей (см. п.1.10 ГОСТ"а).

Аварийная расчетная ситуация - эта работа несущих конструкций в исключительных условиях (например, пожар, промышленный взрыв, авария оборудования, при малой вероятности проявления и небольшой продолжительности), которая приводит в большинстве случаев к тяжелым последствиям, если не принимаются специальные меры.

Возможные повреждения конструкций от аварий должны предотвращаться или ограничиваться за счет выбора и проведения одного или нескольких перечисленных ниже мероприятий:

Предупреждение, исключение или снижение опасности, которой может подвергаться конструкция или объект;

Выбор конструктивного решения, которое имеет малую чувствительность к перечисленным ранее воздействиям;

Выбор конструктивного решения, которое при аварийном локальном

повреждении или выходе из строя отдельного элемента или примыкающих к нему частей, не приводит к потере несущей способности всего сооружения;

Применение конструктивных систем, потеря несущей способности ко-

торых сопровождается предупредительным проявлением внешних признаков.

Перечисленные требования должны выполняться за счёт выбора подходящих стройматериалов, квалифицированно!"*] выполнения проектных работ, выбора метода контроля на всех стадиях проектирования, возведения и эксплуатации сооружения.

Отметим, что нормы РФ не регламентируют необходимость проверки несущих конструкций на живучесть. Эта ситуация непосредственно связана с необходимостью учёта в расчётах отказа какого-либо элемента конструкции. Естественно, возникают вопросы: какие элементы следует при расчётах исключить, в каком количестве, в какой последовательности, какие расчётные сочетания нагрузок принимать для этого случая? Следует ли при этом учитывать причину отказа, вид отказа и возможные его последствия? При этом необходимо иметь в виду, что каждому сооружению присуща некоторая вероятность разрушения. Попытка приблизить эту вероятность к нулю сопровождается стремлением стоимости сооружения к бесконечности. Повышенный уровень надежности уникального сооружения и, обеспечивающий его перечень дополнительных мероприятий, должен быть обязательно оговорен в «Техническом задании на проектирование», утверждаемом заказчиком.

Очевидно, что в одном нормативном документе нельзя отразить все требования к разным конструктивным системам. Обеспечить существование уникального большепролетного или высотного сооружения после отказа любого конструкторского элемента невозможно (например, опорный контур висячих или выпуклых оболочек, несущие пилоны или колонны высотного здания, подвески вантовых систем и т.п.). Очевидно, что живучесть таких сложных систем должна достигаться, в первую очередь, необходимыми запасами несущей способности основных элементов конструкций, включая те, которые обеспечивают общую устойчивость сооружения, исключением прогрессирующего обрушения системы, вследствие отказа второстепенных элементов конструкции, узлов и деталей; а также комплексом антитеррори-

стических организационных мероприятий, как это делается в авиационном транспорте и при охране мостов.

Раздел, который никогда не выполнялся и не выполняется в отечественной практике. Но сравнить итоговые технико-экономические показатели только что выполненного проекта с соответствующими данными объектов-аналогов, которые изучались в самом начале проектирования - разве это не интересно, разве это не еще одна проверка, позволяющая в случае кардинального расхождения цифр задуматься - не допущена ли где-то ошибка или, напротив, сделано нечто такое, что выводит объект на новый более высокий технико-экономический уровень. Заключительный сравнительный технико-экономический анализ будет завершением проектной документации, подтверждающим надежность инновационных решений и положений бизнес-плана, то есть исходных идей.

Экспертиза проектов

Отметим, что в практике проектирования стандартных объектов государственная экспертиза выполняется только на стадии «проект». Для уникальных сооружений справедлива обязательная независимая экспертиза законченной рабочей документации перед её сдачей в производство. Цель такой экспертизы - снизить вероятность фатальных ошибок.

1. Статистические данные, информация об авариях уникальных объектов, опыт выявления причин обрушения большепролетных покрытий показывают, что в большинстве случаев катастрофические ситуации становятся результатом комплекса ошибок, в ряду которых первое место занимают просчеты проектировщиков.

2. Нарушение технологии проектирования, отсутствие чётких формализованных регламентов, описывающих последовательный набор обязательных действий при проектировании, плохая информированность основных действующих лиц - конструкторов - об опыте проектирования родственных объектов, увлечение компьютерными расчётами без чёткого представления работы конструкции, проверенной приближенными расчётами на ранних стадиях проектирования, провоцируют появление грубых ошибок в проектах.

3. В технических заданиях не фиксируется степень ответственности сооружения, не узаконены необходимость физического моделирования, научного сопровождения проектирования и строительства. Авторский надзор

ведется формально, заказчик и эксплуатирующие службы не всегда ведут с помощью научных бригад наблюдения за строительными конструкциями во время строительства и после сдачи объекта.

4. Сложные конструктивные системы рассматриваются без учёта физической и геометрической нелинейности, в железобетонных элементах не принимаются во внимание нарастание прогибов от влияния длительной ползучести бетона.

5. Динамические характеристики сооружений не выявляются, хотя в ряде случаев только динамическими расчетами можно выявить недостатки выбранных расчетных схем.

6. Инженерные изыскания, как правило, недостаточны по объёму и методически не соответствуют рангу возводимых уникальных объектов.

Вышесказанное позволяет ориентировать проектировщиков при работе над уникальными объектами на необходимость:

Чтобы продуктами предпроектной деятельности обязательно стали: «Техническое задание на проектирование», «Специальные технические условия проектирования, изготовления конструкций и их монтажа», материалы геофизических, геодезических и геологических изысканий, «Бизнес-план строительного объекта»;

Чтобы проектирование велось в 3 стадии: эскизный проект {концепту-

альная стадия), «Проект» (выявление основных технико-экономических характеристик) и рабочее проектирование (выполнение чертежей, по которым будет возводиться сооружение и расчёты на прочность, де форматив но сть и устойчивость сооружения);

Чтобы в технических заданиях обязательно предусматривалось выполнение параллельных расчётов конструкций сторонними специалистами с использованием комплекса расчётных программ, не применённого авторами проекта;

Чтобы проводилась экспертиза не только «Проекта», но и рабочей (3-ей) стадии, как это было предусмотрено еще в 1976 - 1979 г.г. при разработке спортивных объектов Олимпиады-80;

Чтобы обязательным разделом а номенклатуре проектных работ стало

научное сопровождение будущего объекта, включающее: продувку макета сооружения в аэродинамической трубе, разработку рекомендаций по определению снеговых и ветровых нагрузок; исследование физической модели сооружения; составление и исследование расчётной схемы сооружения, максимально приближенной к натурной системе; выполнение проверочных расчётов несущих конструкций. Кроме того, должны привлекаться научно-исследовательские и специализированные организации к изготовлению и монтажу конструкций,

разработке рекомендаций по обеспечению жизнеспособности сооружения в экстремальных ситуациях, в т.ч. противопожарных и антитеррористических, к проведению мониторинга основных несущих конструкций на стадии возведения и первых лет эксплуатации; чтобы было принято за правило: при разработке концептуального (эскизного) проекта использовать приближенные расчёты, дающие возможности конструктору понять «жизнь конструкции»; чтобы проектирование, как процесс, было формализовано, контроль и приемка отдельных частей проекта, скрытых работ, изготовление конструкций строго расписаны;

чтобы разработка проекта уникальных сооружений учитывала специальные факторы, такие как: статическая и динамическая реакция сооружения на различные сочетания нагрузок и воздействий, включая монтажные; местную и общую устойчивость системы в целом и отдельных структурных элементов; физическую и геометрическую нелинейность, кратковременную и длительную ползучесть; надёжность и запасы прочности материалов, в том числе усталостной и т.п.;

Чтобы расчёт уникальных сооружений выполнялся для единой пространственной системы, включающей фундаменты, каркас, большепролётное покрытие;

Чтобы инженерной общественностью было признано, что живучесть таких сложных систем должна достигаться, в первую очередь, необходимыми запасами несущей способности основных элементов конструкций, включая элементы, обеспечивающие общую устойчивость сооружения; исключением прогрессирующего обрушения системы, вследствие отказа второстепенных элементов конструкции, узлов и деталей; и не в последнюю очередь, комплексом антитеррористических организационных мероприятий;

Чтобы повышенный уровень надёжности уникального сооружения и, обеспечивающий его перечень дополнительных мероприятий, был обязательно оговорен в «Техническом задании на проектирование», утверждаемым заказчиком.

Лекция шестая*

Устойчивое развитие - что это такое?

В последнее время в специальной литературе, посвященной развитию городов, стали активно использоваться термины «устойчивое развитие» «устойчивое проектирование», «устойчивое строительство». Английское существительное «stability», превращенное в русское прилагательное, в сочетании со словами «развитие», «проектирование», «строительство» приобрело двусмысленное значение. Интересно покопаться в термине «устойчивое развитие» и задуматься над его антиподом - «неустойчивое развитие». Разве такое может быть? Ну уж об устойчивом строительстве и говорить нельзя без содрогания: если мы стремимся к нему, значит ли это, что мы сегодня строим неустойчиво? Если продолжить экскурс в значение слова «стабилизация», выяснится, что у латинского «stabilis» (устойчивый) есть и несколько иное толкование - упрочение, постоянство, приведение в постоянное, устойчивое состояние поддержание этого состояния. Такое определение внушает надежду. Очевидно, стабильность следует" понимать как непрерывное развитие, как осознание факта, что нельзя развить одно, разрушая другое. Это и есть то, что следует понимать под «устойчивым развитием».

Тогда не «проектирование» и не «строительство» становятся главными в ранее приведенных словосочетаниях, а стабильность. А проектирование и строительство должны создавать предпосылки к постоянному развитию общества, взаимосвязей искусственной, создаваемой человеком среды, с природным окружением, к укреплению этих связей, а не уничтожению их, в чем в последнее столетие мы весьма преуспели.

Однако, и проектирование, и строительство существуют не сами по себе и не для себя, а призваны выполнять социальный заказ. Чтобы этот заказ был направлен и на удовлетворение нужд человека, и не нарушал «покой Земли», следует воспитывать новое отношение человека к своему окружению.

Это очень трудная задача. Нас на земле много. Мы расточительны, торопливы и ленивы. Придумывая и используя новые технологии, мы заботимся лишь о сиюминутной выгоде. Мы производим и потребляем больше, чем нужно, и стремимся убедить себя в необходимости постоянного роста потребления. «Совершенствуя» привычный образ жизни, мы уговариваем себя, что способствуем прогрессу, но при этом забываем сохранять естественные тысячелетние связи с Природой, И, как ни высокопарно это звучит, Природа возвращает нам долги с лихвой. «Нечеловеческая сила в одной давильне всех калеча, нечеловеческая сила Земное сбросила с Земли» (А.Кочетков). Поэты, как всегда, правы, потому что их устами говорит Бог. Неужели мы не чувствуем сужающихся стен тупика, куда упрямо спешим, заклиная: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять, взять, взять их!»...

* Лекция написана совместно с д.т.н. Тетиором А.Н.

Очевидно, чтобы развитие общества, страны, города было устойчивым, предстоит сделать так много, что его итог представляется столь далеким, масштабы работы столь грандиозными, что кажется, прекрасное будущее никогда не наступит.

И оно не наступит для нас, сейчас живущих, для наших детей, внуков и более отдаленных потомков, если не работать сегодня во имя этой великой цели - сделать жизнь на земле красивой и радостной.

Город может считаться устойчиво развивающимся, если создается и поддерживается искусственная здоровая среда обитания, основанная на экологических принципах и эффективном использовании природных ресурсов, если обеспечивается высокое качество жизни, если деятельность горожан не препятствует самовосстановлению окружающей среды, не чинит вред собственному здоровью, если наряду с использованием обычных источников энергии используются возобновляемые природные ресурсы. Вышеприведенные условия не полны, не абсолютны, поскольку деятельность человека многогранна, она связана не только с материальной средой. Городская жизнь - это центр, средоточие духовных ценностей, именно в городах они активно воспроизводятся и именно здесь должны создаваться условия для новых духовных, этических, эстетических, социальных, философских, политических и культурных устремлений. Насыщенность ими общества, ступень их реализации отличает устойчивое развитие общества от утилитарного роста материальных благ. Это особенно важно потому, что скученность населения в городах без постоянной заботы о духовном благополучии порождает чувства и действия, далекие от солидарности, общительности, терпимости, сострадания и т.п. Как это ни парадоксально, именно последние наполняют смыслом словосочетание «устойчивость развития». Роль архитектуры в «воспитании чувств» общеизвестна. В этой связи интересна цитата из «Декларации взаимосвязей для устойчивого будущего» {принята на Всемирном Конгрессе архитекторов в Чикаго в 1993 г.): «Архитекторы обязуются ставить устойчивость природной среды в центр своей практики и профессиональной ответственности. Они должны просвещать своих коллег, строителей-практиков, клиентов, студентов и публику о важности и реальной возможности подобного проектирования; включать охрану природы в проектирование, строительство, эксплуатацию и использование вторичных ресурсов, разрабатывать стандарты проектирования для устойчивого развития мест поселения».

Так с чего следует начинать?

С обучения, с изменения образа мысли и действия. С осознания продолжения своей жизни в жизни потомков. Каждый момент нашей жизни может быть рассмотрен под углом зрения: все, что я (мы) делаю (ем), помогает улучшать жизнь города, его жителей за пределами сегодняошего дня. Если ответы, рассмотренные всесторонне, носят позитивный характер - значит, город устремлен в завтра, значит, его развитие устойчиво. Если нет -

значит, я (мы) способствую (ем) его умиранию, и третьего не дано. Вот несколько из этих вопросов:

Красива ли архитектурно-ландшафтная среда города? Есть ли она вообще сегодня и будет ли завтра?

Уменьшается ли последовательно в городе рост использования энергии и ресурсов, насколько полно утилизируются отходы, насколько безопасно для здоровья жителей и природы «запрятано» то, что уже не может быть вторичным ресурсом?

Предоставляет ли город каждому человеку широкие возможности в выборе профессии, места работы, создает ли город условия для профессионального и духовного роста?

Обеспечиваются ли в городе равные возможности для различных этнических, возрастных, культурных, профессиональных и других групп?

Достаточно ли экологичны все формы жизни и деятельности человека в городе (транспорт, промышленность, энергетика, здания и инженерные сооружения и др.)?

Обеспечивается ли в городе экологическое воспитание жителей и формирование новой экологичной этики?

Что мы используем полностью, стопроцентно, и не выбрасываем раньше времени?

Попробуйте ответить и вы поймете, что наши города в своем большинстве требуют экологической и социальной помощи.

Поэтому создание норм экологического восстановления города и его районов, новых архитектурно-планировочных решений и конструктивных систем зданий и сооружений, использование возобновляемых источников энергии, нетрадиционных для нашей энергетики, - становятся первоочередными мерами этой помощи. В ближайшее время чрезвычайно актуальными окажутся программы воспитательного характера, направленные на рациональное потребление энергии. Пример западных стран говорит, что бережное отношение к ресурсам страны нужно прививать с детских лет - и чем раньше, тем лучше.

Выезжая за рубеж, в европейские страны, мы не перестаем восторгаться чистотой улиц, озелененными пространствами, частыми вкраплениями естественной среды в городской ландшафт. Чтобы и у нас это стало привычным, необходимы нормы проектирования, позволяющие сохранять и восстанавливать естественные ландшафты и их компоненты, поддерживать биоразнообразие, повышать устойчивость искусственных ландшафтов. Жизнь в опрятном городе воспитывает жителей, создает условия для формирования уютных дворов, свободных от автотранспорта тротуаров и проездов, а построенные в районах города здания общественных собраний (театров), экологических центров образования и воспитания с видеозалами, библиотеками усилят воспитательное воздействие.

Городской транспорт в развивающемся городе - это транспорт, не подавляющий пешеходное движение, а включающий в свою структуру сеть велодорожек и стоянок для велосипедов. Эффективная очистка воздуха, почвы, воды, восстановление их свойств, внедрение безотходных технологий - это все черты города будущего, города развивающегося.

Таким образом, проектирование и строительство в развивающемся городе - это исключительно важная деятельность. Поэтому необходимо сосредоточить усилия научных работников и проектировщиков на создании теоретических основ и детальных разработок здоровых городов, районов, зданий и инженерных сооружений.

И еще одна проблема, без которой невозможны ни устойчивость, ни развитие. Качество нашей работы. Качество - проблема национальная. Никому в мире не нужны никудышные товары, услуги, изделия. Нельзя строить развивающееся общество без обмена технологиями и продуктами этих технологий. Замкнутое на себя общество не может развиваться, оно обречено. А мы торгуем ресурсами: нефтью и газом. К ним нет претензий. Качество продукта обеспечила природа. Что же касается плодов нашего технологического умения, то их не так много, в чем заинтересован мир. Разве что «МИГи», «СУшки» и ракетные комплексы. И это для устойчивого развития? Большая часть предприятий промышленного комплекса занимает непомерно огромные территории. Используя эти территории нерационально, отравляя воздух, воду, почву, реки и подземные воды отходами своего производства, они наносят огромный ущерб всему живому. Казалось бы, выполняя социальную задачу, - градообразующий фактор заводов и фабрик несомненен, - город получает «дивиденды», диаметрально противоположные ожидаемым.

Обратимся к наиболее стабильной отрасли московского городского хозяйства - жилищному строительству. Если наши будущие жилища мы строим плохо, значит, мы провоцируем будущих владельцев жилья полностью переустраивать и переоборудовать квартиры. На слом и выброс идет весь внутренний обустрой. Значит, мало того, что на один и тот же объект идет двойная порция ресурсов и двойной живой труд, мы просто способствуем истощению природных богатств, обесцениваем свою деятельность. Два примера - лишь малая часть антиприродной деятельности человека. Разрушение природы, истощение недр - следствия жизни порознь человека и природы, неразумного, расточительного хозяйствования, жизни без устремления в будущее.

Приведенная ниже таблица показывает как далека еще Москва от показателей, характеризующих устойчивое развитие, как много еще предстоит сделать.

Научно-техническое сопровождение проектирования и строительства представляет собой комплекс работ научно-методического, экспертно-контрольного, информационно-аналитического и организационно-правового характера. Научно-техническое сопровождение осуществляется в целях обеспечения качества и надежности проектируемых, строящихся, эксплуатируемых и реконструируемых зданий и сооружений.


Институты в составе АО «НИЦ «Строительство» осуществляют научно-техническое сопровождение на всех этапах работ: изыскания, проектирование, строительство, эксплуатация .

Специалистами институтов НИЦ «Строительство» осуществляется мониторинг, обследование и экспертная оценка несущей способности конструкций зданий и сооружений, в том числе после аварий и чрезвычайных воздействий; подготовка документации по их восстановлению и усилению, решение проблем реконструкции и реновации жилых, общественных и промышленных зданий.


ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко ведет комплексное научно-техническое сопровождение проектирования и строительства и технический надзор, в том числе:

Научно-техническое сопровождение проектирования и строительства зданий и сооружений, возводимых на территориях с сейсмичностью до 10 баллов и в сложных геолого-климатических условиях (карсты, подрабатываемые территории, вечная мерзлота и т.п.);

Разработку специальных разделов проекта по инженерной защите территорий и сооружений от опасных природных и техноприродных процессов (в том числе вибро- и сейсмозащита);

Техническое обследование зданий и сооружений для оценки состояния надежности строительных конструкций;

Мониторинг при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;

Специалисты НИИЖБ им. А.А. Гвоздева осуществляют научно-техническое сопровождение проектирования и строительства с использованием бетонных и железобетонных конструкций. В том числе научно-техническое сопровождение:

    Изготовления и применения бетонов с высокими эксплуатационными свойствами (высокопрочных, безусадочных бетонов высокой водонепроницаемости и морозостойкости; теплоизоляционных легких и ячеистых бетонов низкой теплопроводности; полимербетонов, фибробетонов);

    внедрения современных энергосберегающих технологий изготовления конструкций;

    возведения сборных и монолитных зданий в любых климатических условиях;

    применения безусадочных и многофункциональных вяжущих, химических добавок для бетонов различного назначения, методов защиты строительных конструкций от коррозионных воздействий.

    всех видов работ в сфере стальной и неметаллической арматуры для обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций;

    разрабатывает технологии предварительного напряжения арматуры, включая автоматизированные и высоко механизированные линии;

    осуществляет контроль качества за изготовлением арматуры и железобетонных изделий;

    выполняет входной и пооперационный контроль качества арматурной стали и арматурных изделий на строительных объектах.


НИИОСП им. Н.М. Герсеванова выполняет работы по комплексному научно-техническому сопровождению в области устройства оснований, фундаментов и подземных сооружений. К задачам научно-технического сопровождения, решаемым Институтом, относятся:

    Анализ концепции освоения подземного пространства во взаимосвязи с другими объектами городского строительства.

    Экспертиза программ инженерно-геологических изысканий.

    Прогноз изменений инженерно-геологических и гидрогеологических условий в связи со строительством.

    Прогноз влияния строительства на существующую застройку.

    Определение необходимости и выбор видов защитных мероприятий.

    Проведение расчетов, выходящих за рамки методик нормативных документов.

    Разработка программ и выполнение комплексного мониторинга в процессе строительства.

    Интерактивное проектирование, включающее в себя сопоставление результатов прогноза взаимного влияния объекта и окружающей среды с результатами наблюдений и принятие при необходимости на этой основе корректирующих решений.



Институты НИЦ осуществляли научно-техническое сопровождение практически всех уникальных строительных объектов в Москве и других городах России, в том числе:

    храм Христа Спасителя,

    монумент Победы на Поклонной горе,

    высотные здания ММДЦ «Москва-Сити»,

    высотные здания на проспекте Маршала Жукова и на ул. Наметкина

    стадионы «Лужники», «Локомотив», «ЦСКА», «Зенит», «Сатурн», «Новатор»,

    Ледовый дворец спорта,

    здание библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова,

    жилой комплекс на Карамышевской набережной,

    восстановительные работы Останкинской телебашни после пожара,

    реконструкция Большого Устьинского, Астаховского и Новоспасского мостов,

    третье транспортное кольцо, в том числе крупнейшее сооружение этого кольца - Лефортовский транспортный тоннель.

    Курьяновская, Солнечногорская, Люберецкая, Щелковская станции водоочистки в Московской области

    Большой театр

    Центральный выставочный зал «Манеж»,

    деловые и жилые высотные комплексы «Воробьевы горы», «Алые паруса»

    Гостиницы «Москва» и «Ритц Карлтон»

    крытый конькобежный центр в Крылатском,

    Ледовый дворец на Ходынском поле

    аэровокзалы «Внуково 2» и «Шереметьево 3»

    ряд промышленных и гражданских зданий в районах с климатической температурой ниже - 40°С

    объекты Олимпиады Сочи-2014

    Гагаринский тоннель Третьего транспортного кольца

    Подземный комплекс на площади Павелецкого вокзала

И многие другие значимые объекты.




Научное сопровождение проектирования и строительства

"...Научно-техническое сопровождение строительства (НТСС) - комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера, осуществляемых специализированными организациями в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов строительства для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) зданий и сооружений, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций..."

Источник:

" МРДС 02-08. Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных (Первая редакция)"

"...Научное сопровождение проектирования и строительства - участие специализированных научных организаций в процессе изысканий, проектирования и строительства объекта..."

Источник:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 22.04.2003 N 288-ПП

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.07-01 "ОСНОВАНИЯ, ФУНДАМЕНТЫ И ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Научное сопровождение проектирования и строительства" в других словарях:

    Научное сопровождение - участие научной организации в процессе проектирования и строительства сооружения по вопросам внедрения новых материалов, конструктивно технологических решений, а также при выполнении сложных расчетов и т. д. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь

    ООО «Научно исследовательский институт транспортного строительства» (ОАО ЦНИИС) Тип Открытое акционерное общество Год основания 1935 Расположение … Википедия

    Паймушин, Виталий Николаевич - Паймушин Виталий Николаевич действительный член Академии наук Республики Татарстан (2008), доктор физико математических наук, профессор. Заслуженный деятель науки и техники РФ и РТ, лауреат именной премии им. Х. М. Муштари АН РТ и … Википедия

    Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Инженерные изыскания - для строительства работы, проводимые для комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения и получения необходимых и… … Википедия

    жизненный цикл - 4.16 жизненный цикл (life cycle): Развитие системы, продукта, услуги, проекта или других изготовленных человеком объектов, начиная со стадии разработки концепции и заканчивая прекращением применения. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

"...Научно-техническое сопровождение строительства (НТСС) - комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера, осуществляемых специализированными организациями в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов строительства для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) зданий и сооружений, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций..."

Источник:

" МРДС 02-08. Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных (Первая редакция)"

"...Научное сопровождение проектирования и строительства - участие специализированных научных организаций в процессе изысканий, проектирования и строительства объекта..."

Источник:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 22.04.2003 N 288-ПП

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ (МГСН) 2.07-01 "ОСНОВАНИЯ, ФУНДАМЕНТЫ И ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ"

  • - проектирование автомобильных дорог и мостов с широким использованием компьютеров и математических методов...

    Строительный словарь

  • - авиационной техники - организационно-техническая система, обеспечивающая автоматизацию проектирования летательных аппаратов, двигателя и других объектов авиационной техники через...

    Энциклопедия техники

  • - применение средств вычислительной техники и оргтехники при проектировании приборов, машин, систем, сооружений и т. п. . Осн. направление развития А. п. - применение систем автоматизир...
  • - то же, что модельно-макетный метод...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - длина элементов продольного профиля жел.-дор. линии или протяжение участка жел.-дор. пути с однообразным уклоном...

    Технический железнодорожный словарь

  • - технология автоматизации труда разработчиков электротехнических устройств, обеспечивающая создание электротехнических приборов, аппаратов, машин, а также разработку прикладных программ, обеспечивающих...

    Финансовый словарь

  • - подход, при котором в первую очередь определяются вспомогательные модули, которые потребуются для проектируемой программы.См. также: Технологии программирования  ...

    Финансовый словарь

  • - система: - предназначенная для выполнения проектных работ с применением компьютерной техники; - позволяющая создавать конструкторскую и технологическую документацию на отдельные изделия, здания и сооружения...

    Финансовый словарь

  • - участие в дорожно-мостовом строительстве научных работников и инженеров на стадии принятия проектных решений и проведения строительных работ с целью внедрения новых эффективных научных разработок, повышения...

    Строительный словарь

  • - участие научной организации в процессе проектирования и строительства сооружения по вопросам внедрения новых материалов, конструктивно-технологических решений, а также при выполнении сложных расчетов и т....

    Строительный словарь

  • - допускаемые значения технико-экономических показателей и параметров основных элементов дороги. Нормы дифференцированы в зависимости от категории дороги и особенностей автомобилей...

    Строительный словарь

  • - регламентированные качественные и количественные требования, установленные для обязательного применения в проектировании строительных комплексов, отдельных сооружений, а также их элементов - норми за строително...

    Строительный словарь

  • - минимальное расстояние между точками перелома проектной линии продольного профиля дороги...

    Строительный словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - см. Аккомпанемент...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Научное сопровождение проектирования и строительства" в книгах

Глава 1 Основные нормы и правила проектирования и строительства

автора Казаков Юрий Николаевич

Глава 1 Основные нормы и правила проектирования и строительства Нормы и правила застройки участка На сегодняшний момент (2009 г.) возведение домов на территории РФ и СНГ регламентируется строительными нормами и правилами, а также другими нормативными документами,

Особенности проектирования и строительства стационарных бассейнов

Из книги Благоустройство территории вокруг коттеджа автора Казаков Юрий Николаевич

Особенности проектирования и строительства стационарных бассейнов Сделать на собственном участке бассейн – задача, конечно, нелегкая, но вполне осуществимая. Самой сложной конструкцией является стационарный бассейн достаточно больших размеров и глубины (рис. 4.33).

Научное и вне-научное мышление: скользящая граница

Из книги Эпистемология классическая и неклассическая автора Лекторский Владислав Александрович

III. МИФ НЕ ЕСТЬ НАУЧНОЕ И, В ЧАСТНОСТИ, ПРИМИТИВНО-НАУЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ

Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

III. МИФ НЕ ЕСТЬ НАУЧНОЕ И, В ЧАСТНОСТИ, ПРИМИТИВНО-НАУЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ 1. Определенная мифология и определенная наука могут частично совпадать, но принципиально они никогда не тождественны Предыдущее учение об идеальности мифа особенно резко проявляется в понимании

1.4 Научное творчество и научное образование.

Из книги Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии автора Вернадский Владимир Иванович

1.4 Научное творчество и научное образование. В истории науки еще больше, чем в личной истории отдельного человека, надо отличать научную работу и научное творчество от научного образования. Необходимо отличать распространение научных знаний в обществе от происходящей

автора Автор неизвестен

Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального

Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 6.1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций и содержание их

автора Дума Государственная

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

автора Законы РФ

Статья 13. 4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств 1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или)

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 13. 7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и

автора Автор неизвестен

Статья 13.4. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств 1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или)

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 13.7. Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 23.69. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства,

В статье рассматриваются вопросы организации на постоянной основе научно-технического сопровождения проектирования и строительства подземных сооружений.

Проектирование и строительство подземныхсооружений — это весьма наукоемкая область техники и производства, которая существует и развивается в нашей стране и за рубежом многие десятки лет.
Данная статья носит прикладной характер, поэтому нас интересуют, в первую очередь, проблемы науки подземного строительства современного периода и, главным образом, применительно к условиям нашей страны.

1. РЕШЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Многообразие подземных сооружений очень велико. Это тоннели различного назначения (автодорожные, железнодорожные, гидротехнические, коммунальные и др.), метрополитены, хранилища различного назначения, торговые комплексы и прочие сооружения, обусловленные интенсификацией процессов комплексного освоения подземного пространства.

Наверное, оправданным будет подход, предусматривающий, что при получении научного решения по вопросам, относящимся к строительству наиболее технически сложных подземных сооружений, это «автоматически» даст решение аналогичных вопросов для более простых подземных сооружений.

В профессиональном сообществе не вызывает сомнений то обстоятельство, что наиболее сложную гамму научно-технических проблем перед нами на сегодняшний день ставит программа развития московского метрополитена. Это обусловлено темпами и объемами проектирования и строительства, сложностью организации работ в условиях городской застройки, весьма неблагоприятной геологией и еще целым рядом причин.

Необходимо отметить, что Москва, Санкт-Петербург, другие города Российской Федерации, где ведется крупное подземное строительство, конечно же, не обделены вниманием науки. В интересах этих строек (включая проектные работы) проводится большое количество научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Исполнителями этих работ являются научные учреждения, не только лучшие в нашей стране, но и снискавшие мировое признание. Это Горный институт НИТУ МИСиС (бывший МГГУ), Московский государственный университет путей сообщения (ИПСС), Институт динамики геосфер Российской академии наук, Горный институт КНЦ РАН, ЦНИИС (филиал: Научно-исследовательский центр «Тоннели и метрополитены»), НИПИИ «Ленметрогипротранс», Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения, такие организации, как НИЦ ОПП АО «Мосинжпроект», НИЦ ТА и ряд других. В этих организациях трудятся такие маститые ученые, как Н.Н. Мельников , М.Г. Зерцалов , Б.И. Федунец , В.А. Гарбер , К.П. Безродный и другие. Их вклад в науку подземного строительства трудно переоценить.

Некоторые ученые, а также заказчики искренне уверены, что те НИОКР, которые выполняются, это и есть научно-техническое сопровождение проектирования и строительства подземных сооружений. На самом деле это не так. Те НИОКР, которые выполняются в настоящее время и в которых на самом высоком уровне решаются весьма актуальные научно-технические задачи, не являются научно-техническим сопровождением проектирования и строительства, а являются локальным научно-техническим обеспечением решения тех или иных производственно-технических проблем. Причем решения о выполнении НИОКР принимаются, как правило, организациями-заказчиками (хотя и с учетом рекомендаций ученых), которые настроены на минимизацию научных исследований и конструкторских разработок и в ряде случаев принимают технические решения административно-командными методами.

В условиях строительства московского метрополитена проблема усугубляется большим количеством участников проектных и строительных организаций (вполне оправданным с точки зрения производственных задач). Все эти предприятия обладают высокими профессиональными качествами в своей области, но каждое из них имеет свой опыт, свои навыки, свои традиции (производственные) и, наконец, свои возможности и отношение к использованию научной поддержки у них у всех разное. В результате мы сдаем метрополитену не единый комплекс, созданный на основе научно обоснованных, оптимальных, унифицированных технических решений, а «лоскутное одеяло», с которым ему придется еще долго разбираться.

Выстроить в такой ситуации какую-либо единую научно-техническую политику весьма затруднительно по указанным выше причинам, а также по причине отсутствия системы координации и контроля выполнения НИОКР. Между тем такие системы в мировой практике существуют, и реализуются они в виде постоянно действующего научно-технического сопровождения по соответствующему комплексу, программе, проекту и др.

2. ПРИМЕРЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

В нашей стране научно-техническое сопровождение (в истинном значении этого понятия) развито в таких отраслях, как атомная промышленность, оборонно-промышленный комплекс и т.п.

В этих отраслях назначается головная научно-исследовательская организация по научно-техническому сопровождению программы, или главный конструктор комплекса, который сопровождает данный комплекс. Сопровождение ведется начиная с момента выработки функциональных требований и разработки технического задания и далее — на стадиях НИОКР, проектно-изыскательских работ (ПИР), строительно-монтажных работ (или заводского изготовления), сдачи в эксплуатацию и функционирования по предназначению (включая проведение модернизаций и реконструкций), вплоть до снятия комплекса с эксплуатации и его утилизации. При этом часть перечисленных этапов (видов работ) головная организация выполняет самостоятельно. По остальной (как правило — превалирующей) части она вносит предложение заказчику о привлечении необходимых научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Затем головная организация отслеживает и координирует их деятельность в рамках данной программы (конечно же, речь не идет о мелочной опеке и тотальным контроле). Естественно, такая система обуславливает проведение большего объема НИОКР, чем при их «локальной» организации, и, соответственно, приводит к увеличению расходования средств на науку.

Но это оправдано. Ведь недаром же во времена СССР (да в какой-то мере и в наше время) военно-промышленный комплекс не только был отраслью, наиболее щедро финансируемой государством, но и отраслью наиболее продвинутой в научно-техническом отношении. Причем не только в масштабах страны, но и в мире. Кстати, подобная система применялась при проектировании и строительстве первой очереди московского метро, которое было признано лучшим в мире (возглавлял научную комиссию академик

Г.М. Кржижановский).

3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УНИКАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Крупный мегаполис, каковым является Москва, требует реализации большого количества производственно-технических программ, весьма сложных в инженерном отношении и поэтому высоко наукоемких. Одной из таких программ является строительство метрополитена, которое беспрерывно ведется уже около 90 лет. Правительство Москвы, понимая важность проблемы, приняло ряд решений, направленных на выполнение положений Федерального закона «О техническом регулировании», обеспечение надлежащего качества и безопасности объектов строительства путем применения прогрессивных технических решений и научных методов решения технических вопросов на всех стадиях проектирования и строительства. В целях практической реализации указанных положений Правительство Москвы в лице руководства Строительного комплекса разработало совместно с Госстроем и ввело в действие рекомендации по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных .

Разумеется, ввиду большого объема уже построенных сооружений метрополитена, выполненных проектно-изыскательских работ и строительных заделов применить указанные рекомендации в полном объеме на данном этапе не представляется возможным. Тем более что Градостроительным кодексом РФ метрополитены не отнесены к уникальным сооружениям, хотя отвечают такому критерию, как заглубление подземной части ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров. Однако невозможность использования указанного документа по отношению к метрополитенам в полном объеме не препятствует применению его положений (как аналога) в части, касающейся формулирования задач научно-технического сопровождения при проектировании и строительстве сооружений метрополитена.


Структура научно-технического сопровождения метростроения

Эти задачи сформулированы в Решении по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства объектов московского метрополитена, принятом АО «Мосинжпроект» и Тоннельной ассоциацией России, согласованном Московским метрополитеном и утвержденном Департаментом строительства Москвы . Головной организацией по научно-техническому сопровождению определена Тоннельная ассоциация России.
Исходя из необходимости обеспечения единой научно-технической политики при создании метрополитенов, предлагается рассматривать научно-техническое сопровождение как комплекс работ научно-аналитического, методического, информационного, экспертно-контрольного и организационного характера. Такие работы должны выполняться в процессе изысканий, проектирования и возведения объектов метрополитена для обеспечения качества строительства, надежности (безопасности, функциональной пригодности и долговечности) сооружений метрополитена, с учетом применяемых нестандартных проектных и технических решений, материалов и конструкций.
Целью научно-технического сопровождения проектирования и строительства (НТСС) является обеспечение:
. безопасности людей, объектов строительства, а также зданий и сооружений, расположенных в зоне влияния строительства (на основе научного прогноза и анализа данных мониторинга объектов, осуществляемого специализированными организациями);
. качества и экономичности выполняемых работ, надежности объектов строительства, с учетом их уникальности и ответственности.
Структуру научно-технического сопровождения метростроения можно представить в виде укрупненной схемы взаимодействия организаций, участвующих в проектировании и строительстве метрополитена (см. схему).

4. ЗАДАЧИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МЕТРОСТРОЕНИЯ

В ходе выполнения научно-технического сопровождения проектирования и строительства метрополитена должны решаться задачи:

Участия в предварительной проработке концепции планируемого к сооружению объекта метрополитена, в подготовке задания на проектирование;

Участия в принятии оптимальных проектных решений по техническим и технологическим вопросам, возникающим в процессе проектирования и строительства;

Участия в составлении перечня и подготовке на стадии строительства технических заданий на разработку ППР, технологических карт, регламентов, ТУ и др.;

Составления программы работ по проведению НТСС и технических заданий на различные виды мониторингов;

Экспертного анализа проектной документации в целях совершенствования объемно-планировочных и конструктивных решений, уточнения перечня особо ответственных узлов и элементов для проведения мониторинга (совместно со специализированными организациями и проектировщиком);

Анализа выполненных расчетов по проектируемому объекту строительства;

Анализа и обобщения данных всех видов мониторинга, полученных от специализированных организаций;

Оценки пригодности конструкций, выполненных с отклонениями от проекта, в том числе обоснованной соответствующими расчетами и дополнениями к проектной документации (совместно с проектировщиком);

Разработки специальных технических условий и дополнительных технических рекомендаций, не входящих в действующие нормативно-технические документы;

Разработки рекомендаций и предложений по совершенствованию технологий строительно-монтажных работ и применению новых эффективных материалов на основе передовых достижений науки, техники, зарубежного и отечественного опыта;

В Решении по научно-техническому сопровождению проектирования и строительства объектов московского метрополитена не затронуты задачи мониторинга, в том числе мониторинга несущих конструкций, геотехнического мониторинга, мониторинга зданий и сооружений окружающей застройки и т.д. Безусловно, эти работы проводятся при строительстве, но они, так же, как и НИОКР, единообразно не структурированы, не подвергаются комплексному анализу и координации, не обеспечены сметно-финансовым механизмом и не защищены от действий отдельных должностных лиц, желающих сэкономить.

Научно-техническое сопровождение и мониторинг строительства тесно связаны и должны развиваться совместно. Необходимо, чтобы специалисты, практикующие в этой области, вносили свои предложения по совершенствованию и оптимизации мониторинга и НТСС в свете изложенного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мельников Н.Н., Епимахов Ю.А., Абрамов Н.Н., Кабеев Е.В. Сотрудничество науки и производства — залог эффективного и безопасного строительства подземных сооружений // Метро и тоннели. — 2013. — № 6. — С. 10-13.
2. Меркин В.Е., Зерцалов М.Г., Конюхов Д.С. Управление геотехническими рисками в подземном строительстве// Метро и тоннели. — 2013. — № 6. — С. 36-39.
3. Яцков Б.И., Синицкий Г.М., Кутузов Б.Н., Максимова В.Н., Меркин В.Е., Федунец Б.И. Лефортовские тоннели. Как строить: открытым или закрытым способом? // Метро и тоннели. — 2001. — № 4. — С. 6-8.
4. Гарбер В.А. Как оптимизировать процесс проектирования новых линий метрополитенов // Метро и тоннели. — 2013. — № 4. — С. 23-29.
5. Безродный К.П. Роль науки в технологических и конструктивных решениях Ленметрогипротранса // Метро и тоннели. — 2006. — № 6. — С. 15-16.
6. МРДС 02-08 Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных. — М: Правительство Москвы; Госстрой, 2008.
7. Градостроительный кодекс РФ (редакция, действующая с 22.01.2015 г.).
8. Решение по вопросу научно-технического сопровождения проектирования и строительства объектов Московского метрополитена. — М., 2015.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Светлана ромашина - биография, информация, личная жизнь
Если не сдал госы когда пересдача
Блины с грибами, рисом и яйцом