Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мероприятия по экологии в пришкольном лагере. Сценарий "экологическая тропа" для летнего лагеря. Аналитическая деятельность по работе программы

В первой половине дня дети по отрядам выходят на этапы. На каждом их ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Весь маршрут детям сразу не известен. На каждом этапе они узнают, что их ожидает впереди.

Приведем примеры возможных этапов.

1. «Бабушка-загадушка» . Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.

2. «Пословица недаром молвится» . 1) Детям дается начало пословицы, они должны продолжить ее. 2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц (поговорок), связанных с природой.

3. «С песней весело шагать». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе.

4. «Где чей дом?» . На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.

Ответственный за этап называет животных и растения. Например: воробей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей — небо; цапля — болото.)

5. «Зеленый патруль». Дети рассказывают о правилах поведения в лесу, о том, что можно и что нельзя делать в лесу.

На этом же этапе можно предложить детям прослушать рассказ и найти в нем ошибки в поведении школьников:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница . Но мы решили все же поехать в лес сами . Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их , а кто и вырывал . Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток , разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки , сказав: «Микробы их все равно разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье . В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник . Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», - тихо сказала Маша. «Все равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошел к городу. Весело прошел день!

6. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.

Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.

Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или конкурс поделок из природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы). Можно сводить детей на экскурсию в парк (лес).

Вечером на сцене уместно показать небольшую сценку о цветах и травах.

Действующие лица : Ромашка,Травяная ведьма.

Ромашка (с букетом лекарственных трав).

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма.

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет еще цветок.

(Протягивает дурман.)

Ромашка.

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман -

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего.

Забирай назад его.

Травяная ведьма убегает.

Ромашка.

Ох уж эта Травяная ведьма!

Так и норовит сделать гадость.

То корешок ядовитый подсунет,

То траву несъедобную.

Травяная ведьма.

(возвращается крадучись).

Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдем,

Соберем шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвем.

Дома их поставим в воду.

Ромашка.

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел ее.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем.

От таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов,

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Заканчивается день исполнением известных детям песен о цветах.

    Принципы:

Участники программы

Формы и методы

  • тематические программы;

    - психологические игры;
    - беседы, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
    - занятия на природе;

Направления:

  1. Правила поведения в природе
  2. Лекарственные растения вокруг
  3. Охрана окружающей среды

Формы и методы
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.

Ожидаемые результаты
-
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.

№ Направления Способы и формы проведения

Правила поведения в природе Ознакомление с правилами поведения в природе, у водоёмов. Беседа о лекарственных травах, трудовой десант, игра-викторина.

2Лесополосы, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами


Беседы о луге, степи, его обитателях, растениях, значении луга в экосистеме.
Беседы о речках станицы, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме.

Экология школьного двора.


Оборудование: карта-схема населённого пункта, рулетка.

Занятия на природе.

Охрана окружающей среды

№ Направления Мероприятия Дата

Правила поведения в природе

  1. Беседа «. Жила- была река»

4. Ролевая игра-беседа «Как обезопасить свою жизнь»

4. Подвижные игры на свежем воздухе.

  1. Беседа «Чей лом лучше»

4. Игра-викторина

Экология школьного двора.

  1. Подвижные игры на свежем воздухе

3. Сказка о чистоте земли.

  1. Подвижные игры на свежем воздухе

Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта

1.Беседа «Экология и состояние организма».

4. Конкурс «Полна чудес - могучая природа»

1.Минутка здоровья «Осанка -основа красивой походки»

2. Беседа «Наука о доме».

3.Подвижные игры на свежем воздухе

2.Занятия на природе.

Охрана окружающей среды

  1. Беседа об охране окружающей среды

3. Подвижные игры на свежем воздухе

4 «Веселые старты»

3.Подвижные игры на свежем воздухе

3.Подвижные игры на свежем воздухе

3. Подвижные игры на свежем воздухе

3.Подвижные игры на свежем воздухе

  1. Беседа «Почва- живая земля».

3.Подвижные игры на свежем воздухе

Девиз:

Мы Юные экологи

И знаем наперёд

Земля у нас у всех одна.

А мы - хозяева Земли.

Мы охранять её должны.

  1. Гимн (песня на мотив «Ничего на свете лучше нету.» из м/ф «Бременские музыканты»).

Ничего на свете лучше нету,

Ведь экологи всегда в дороге.

Мы своё призванье не забудем.

Просмотр содержимого документа
«Программа летнего лагеря с экологической направленностью.»

Согласовано Утверждено

Начальник лагеря:

ПРОГРАММА

экологического отряда детского летнего лагеря

дневного пребывания «Малышок»

«Зеленая Планета»

Составила: учитель начальных классов

Пасько Ирина Викторовна,

I. Пояснительная записка

« Мы – хозяева нашей Родины и она для нас

кладовая солнца с великими сокровищами жизни »

М. Пришвин

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания. Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющая собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.

Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Создание отряда летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью актуально. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря.

Цель программы:

расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.

Задачи:

    расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;

    формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;

    выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;

    организация активного отдыха и оздоровление детей;

    развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Принципы:

Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

    Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру.

    Принцип творческого отношения к делу.

    Принцип добровольности участия в делах.

    Принцип учета возрастных особенностей детей.

    Принцип доступности выбранных форм работы.

Участники программы

Отряд комплектуется на лето 2015 года из числа учащихся 1-4 классов, продолжительность пребывания в лагере 15 дней, количество детей 20 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Ф ормы и методы

    тематические программы;
    - познавательные игры и викторины;
    - спортивные игры и соревнования;
    - психологические игры;
    - игровые тестирования, опросы, анкетирование;
    - беседы, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
    - занятия на природе;
    - изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.

Направления:

  1. Правила поведения в природе

    Лес, луг, пруд. Знакомство с окрестными экосистемами.

    Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.

    Лекарственные растения вокруг

    Охрана окружающей среды

Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:

Тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов.
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.

Ожидаемые результаты
- Повышение уровня экологической культуры.
- Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях.
- Развитие лидерских качеств.

II. Основные программные мероприятия

Направления

Способы и формы проведения

Правила поведения в природе

Ознакомление с правилами поведения в природе, у водоёмов. Беседа о лекарственных травах, трудовой десант, игра-викторина.

Лесополосы, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами

Беседы об экосистемах, его обитателях, растениях, роль человека в экосистеме и экосистеме.
Беседы о луге, степи, его обитателях, растениях, значении луга в экосистеме.
Беседы о речках станицы, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме.

Игра-викторина. Экскурсия в парк, к озеру.

Экология школьного двора.

Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников.

Круглый стол по обсуждению озеленения школьного двора.

Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.

Цель: Изучение экологического состояния улиц населённого пункта.
Оборудование: карта-схема населённого пункта, рулетка.

Трудовой десант. Анкетирование. Круглый стол.

Лекарственные растения в окрестностях станицы

Изучение лекарственных растений Ростовской области

Занятия на природе.

Охрана окружающей среды

III. План-график реализации программы

Направления

Мероприятия

1.Торжественная линейка. Открытие лагеря.

2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ.

3. Экологический ликбез «Экология как наука»

Правила поведения в природе

    Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»

    Беседа «. Жила- была река»

3. Экскурсия на водоём.«Изучение разнообразия растительного и животного мира местного водоёма».Инструктаж по ТБ Правила поведения.

4.. Ролевая игра-беседа «Как обезопасить свою жизнь»

1.Минутка здоровья «Берегите глаза»

2.Беседа «Знакомимся с Красной книгой»

3.Сказка «Серая шапочка и Красный волк».

4. Подвижные игры на свежем воздухе.

Лесопарк, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами

    Минутка здоровья «Солнечный удар»

    Сказка «Как медведь пень потерял».

    3. Беседа «Как защитить природу»

4. Подвижные игры на свежем воздухе.

    Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»

    Беседа «Чей лом лучше»

3. Подвижные игры на свежем воздухе

4. Игра-викторина

Экология школьного двора.

    Беседа «Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников».

    Подвижные игры на свежем воздухе

3. Сказка о чистоте земли.

1. Беседа «Почему здоровым быть модно»

2. Наш адрес не дом и не улица.

    Подвижные игры на свежем воздухе

4.Познавательная игра «Аукцион народных мудростей о природе».

Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта

1.Беседа «Экология и состояние организма» .

2. Подвижные игры на свежем воздухе

    Экскурсия «Красивые уголки станицы Ольгинской»

    Конкурс «Полна чудес – могучая природа»

1.Минутка здоровья «Осанка –основа красивой походки»

2. Беседа «Наука о доме».

3.Подвижные игры на свежем воздухе

Лекарственные растения в окрестностях станицы.

    Минутка здоровья «Как снять усталость ног»

    Беседа «Лекарственные растения»

3.Подвижные игры на свежем воздухе

4.Игра «Ботаническая прогулка»

1 Минутка здоровья «Правильное питание»

2.Занятия на природе.

3.Игры на свежем воздухе. Подвижные игры.

4.Праздник «Люби и охраняй свой край»

Охрана окружающей среды

    Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию».

    Беседа об охране окружающей среды

3. Подвижные игры на свежем воздухе

4 «Веселые старты»

1.Беседа. Значение зеленых зон отдыха для человека.

2.Бережное отношение к парку станицы, зонам отдыха у рек, озер.

3.Подвижные игры на свежем воздухе

4.Конкурс рисунков «Береги природу.

1 Беседа об охране окружающей среды.

2.Путешествие в город Экоград.

3.Подвижные игры на свежем воздухе

4.Экологический ликбез «Рациональное использование природных ресурсов»

1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» - первая помощь при укусах насекомых

2. Беседа «Как люди речку обидели»

3. Подвижные игры на свежем воздухе

4. «Веселыми тропинкам и лета» - конкурс рисунков.

1.Торжественное закрытие лагерной смены. Награждение.

2.Экологический ликбез «Водная среда обитания»

3.Подвижные игры на свежем воздухе

    Беседа «Почва- живая земля».

1.Беседа «Сказка о человеке и золотой рыбке»

2.Круглый стол.Подведение итогов.

3..Подвижные игры на свежем воздухе

Девиз:

Мы Юные экологи

И знаем наперёд

Земля у нас у всех одна.

А мы – хозяева Земли.

Мы охранять её должны.

    Гимн (песня на мотив «Ничего на свете лучше нету..» из м/ф «Бременские музыканты»).

Ничего на свете лучше нету,

Чем беречь, друзья, свою планету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги,

Ведь экологи всегда в дороге.

Мы своё призванье не забудем.

Сохраним мы воду чистой людям,

Сбережём мы воздух, лес и реки,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Видновский художественно-технический лицей"

Сценарий для летнего лагеря

Тема «День экологии»

Составила воспитатель Латышева Ленара Ремзиевна

2016 – 2017 учебный год

Сценарий для летнего лагеря.

День экологии.

Природа… Как часто повторяем это слово! С некоторых пор оно стало символом нашей борьбы за выживание, за благополучие всего живого на планете.
Общение с природой – неотъемлемая часть духовной жизни человека. Вот что говорят, например, о лесе великие люди: «Леса – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, не только источник сырья. Леса – это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Они хранят влагу, поддерживают полноводность наших великих рек, смягчают климат, останавливают жаркие ветры и пески… Они учат человека понимать прекрасное» (К.Г. Паустовский).

«Пусто никогда не бывает в лесу, если кажется пусто – сам виноват» (М.М. Пришвин).

Задачи:
1. гражданской позиции, бережного отношения ко всему живому на земле.

2. Привитие потребности к воссозданию мира растительности.

3. Пополнение копилки на экологическую тему.

4. Подготовку к этому дню лучше начать с первых дней лагерной смены.

В план подготовки можно включить:

– экскурсии;

– ботанические и другие викторины;

– конкурсы стихотворений, песен, пословиц, поговорок о лесе, природе;

– выставки полевых и других цветов;

– конкурс лесных поделок «Лесная быль» или «Природа и фантазия»;

– выставку рисунков на экологическую тему;

– конкурс плакатов о природе «Зеленый патруль»;

– изучение лекарственных трав;

– экологическую акцию «Чистота спасет мир»;

– игру-путешествие по станциям.

Экологический калейдоскоп (Игра - путешествие)

На линейке детям вручается маршрутный лист с обозначением этапов. На каждом этапе ребят ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Этапы расположены на территории всего лагеря. Весь маршрут детям неизвестен. На каждом этапе они узнают, что их ждет впереди. Этапы могут проводить разные сказочные герои. За выполнение задания на каждом этапе отряд получает баллы. После прохождения этапов все собираются в актовом зале для подведения итогов и проходит церемония вручения призов.

Образец маршрутного листа

п/п

11. Станции. Место расположения. Ведущий станции. Баллы.

«Творческая» - Организатор

«Природные барометры» - Ромашка

«Бабушка-загадушка» Бабушка-веселушка

«Лесная аптека» - Айболит

«В гостях у Лесовичка» - Лесовичок

«Пословица недаром молвится» - Чебурашка и крокодил Гена

«Где чей дом?» - Водяной

«Чуткий нос» - Буратино и Мальвина

«Игровая» Леший и Баба - яга

«Лесная карусель» (конкурс рисунков на асфальте) - Карандаш

«Правила поведения на природе» - Белочка

I. «Творческая»

Проводится на месте старта игры - путешествия. Отряды заранее готовят названия отрядов, девизы, песни, связанные с экологической темой. По сигналу педагога - организатора сдают рапорта.

II. «Природные барометры»

Викторина о народных приметах

1. Перед вами муравейник, а муравьев не видно. К чему бы это?

а) к жаркой погоде;

б) к дождю;

в) к похолоданию.

2. Комары летают над водой роем (столбом). К чему бы это?

а) к хорошей солнечной погоде;

б) к дождю;

в) к похолоданию.

3. С запада движутся тонкие перистые облака, какую ждать погоду?

а) ясную, солнечную;

б) пасмурную;

в) ветреную.

4. Солнышко садится в тучку. Какую ждать погоду?

а) ясную, солнечную;

б) дождливую;

в) ветреную.

5. Какую следует ожидать погоду, если вечером и ночью был туман?

а) хорошую;

б) ненастную;

III. «Бабушка - загадушка»

Загадки про природу

Он совсем неслышно на прогулку вышел. Мокрым, мягким клювом постучал по крышам. Полосатым следом прочертил окошко. А пройдя, остался у меня в ладошках. (Дождик.)

Между гор, средь быстрых речек,

Ветерок пасет овечек.

Дунет он – летят овечки

Воду пить от речки к речке.

Пьют без удержу, пока

Не нальются их бока! (Облака.)

Кто входит в окно

И не ломает его? (Солнечный луч.)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь.)

Разноцветные ворота на лугу построил кто- то. Постарался мастер тот, взял он красок для ворот не одну, не две, не три – целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? (Радуга.)

Бежал по тропке луговой – кивали маки головой. Бежал по речке голубой – речка сделалась рябой. (Ветер.)

Как по небу, с севера,

Плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала-сыпала

На поля-озерушки

Белый снег да перышки. (Снежная туча.)

Ты весь мир обогреваешь, Ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий- синий! (Небо.)

Ночью на небе один золотистый апельсин. Миновали две недели, апельсина мы не ели, но осталась в небе только апельсиновая долька. (Луна, месяц.)

Он черной тучей был сначала, он белым пухом лег на лес. Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (Снег.)

IV. «Лесная аптека»

Ребятам предлагаются картинки, на которых изображены лекарственные растения. Нужно вспомнить название растения и его целебные свойства:

ландыш – болезни сердца; чистотел – заболевания кожи;

крапива – радикулит; сок останавливает кровотечения;

подорожник – лечит раны, нарывы, язвы; цветы липы – простуда;

одуванчик – заболевания желудка; валериана – бессонница;

василек – воспаление слизистой оболочки глаз;

редька – сок от кашля; малина – простуда; шиповник – укрепляет сердце;

земляника – корень улучшает зрение; тысячелистник – останавливает кровотечение;

мох сфагнум – заменяет вату.

V. «В гостях у Лесовичка»

О каких растениях идет речь в стихотворениях? Как белые звезды, средь розовой кашки цветут всем знакомые с детства… (ромашки).

Я звонкий и лиловый, расту в тени лесной, и в просеке сосновой киваю головой. (Колокольчик.)

Я – капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

И имя дала мне

Родная землица. (Земляника.)

Тот, кто в поле бывал, несомненно, замечал: вьется розовый цветок. Как же назван он?.. (Вьюнок.)

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож. (Василек.)

В колыбельке подвесной

Спит в тиши жилец лесной.

Пополнеет, подрастет –

На зубок он попадет

Мальчикам и девочкам,

Хлопотуньям-белочкам.

Кто найдет его быстрей

Посреди листвы, ветвей? (Лесной орех.)

Наряд ее легок, чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

А сколько задумчивых песен

Поется в народе о ней. (Береза.)

Стоит дерево кудряво,

А когти – волчьи. (Боярышник.)

Белые, душистые в лесу растут, весной рано цветут. (Ландыш.)

Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, зимою в платье белом. (Елка.)

Я черная, красная, белая,

Я всем хороша, когда спелая,

И листьев узоров нарядным

Равняюсь с листом виноградным. (Смородина.)

Урюк ты съел и курагу – теперь вопрос задать могу: Какой же плод, друг дорогой, Урюком стал и курагой? (Абрикос.)

Долгоножка хвалится:

– Я ли не красавица! –

А всего-то тросточка

Да красненькая косточка. (Вишня.)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелек. (Одуванчик.)

VI. «Пословица недаром молвится»

Детям дается начало пословицы, они должны продолжить ее.

Вспомнить и назвать как можно больше пословиц, связанных с природой.

Народные пословицы о лесе: Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Дубовую рощу ветер свалит. Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет! Лес и вода – брат и сестра. Деревья скоро сажают, да не скоро с них плоды едят. Гриб ищут – по лесу рыщут. И зимой будет ягода, если заготовить загодя. На лес не поднимай руку, он будет служить и сыну, и внуку. Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.

VII. «Где чей дом?»

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, лес, болото.

Ответственный за этот этап называет животных и растения. Например: воробей, кувшинка, цапля, медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей – небо, цапля – болото и т. д.).

VIII. «Чуткий нос»

Душистые растения (полынь, ягоды малины, земляника, грибы, веточка сосны, ландыш, шиповник и т. д.) раскладываются на столе. Нужно с закрытыми глазами определить по запаху, что это за растение.

IX. «Игровая»

Перед игрой ведущий этой станции предупреждает: «Я буду называть в игре только птиц, и если вы услышите, что появились не птицы, а что- то другое, дайте мне знать. Можно топать и хлопать».

Голуби, синицы, мухи и стрижи…

Дети топают. Что неправильно?

Д е т и. Мухи!

В е д у щ и й. А мухи – это кто?

Д е т и. Насекомые!

В е д у щ и й. Прилетели птицы:

Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Дети хлопают.

В е д у щ и й. Прилетели птицы:

Голуби, куницы… (Продолжает.)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

Дети топают.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты,

Даже совы - сплюшки,

Лебеди и утки – И спасибо шутке!

Оценивается активность и внимательность.

X. «Лесная карусель»

Конкурс рисунков на асфальте.

XI. «Правила поведения на природе»

Название говорит само за себя: ребята должны рассказать об основных правилах поведения в природе.

– Как оформить место привала во время похода? – Как оформить костровище, чтобы не повредить дерн? – Как обезопасить себя от солнечного удара, от укуса змеи? – По каким народным явлениям можно определить, где север, где юг и т. д.?

Экологическая сказка

«Как люди речку обидели»

Разработали и показали: ученики 1-ых классов

Герои: Речка, папа, мама, Боря

Жила-была Голубая речка с чистой прозрачной водой. Она была весёлой и любила, когда к ней приходили люди.

Речка:

Посмотрите, какая я чистая, прозрачная и красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости. Искупаться, отдохнуть. Я буду вам очень рада!

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Боря. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать, купаться.

Сначала папа развёл костёр, потом наловил много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли и ей пришлось их выбросить. Боря выловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил её, потому что не любил лягушек. И ещё он раздавил большого чёрного жука, который неосторожно выполз на берег.

Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту, и не терпела мусора в своём доме.

Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной, и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Цели: познакомить учащихся с различными наиболее интересными представителями животного и растительного мира; проверить умения пользоваться справочной литературой; проверить знание повадок животных и голосов птиц.

Участники игры : в игре могут принимать участие до 5 команд по 5-6 человек в каждой, возраст участников 12-15 лет.

Продолжительность игры -1 час.

Игра проводится в форме путешествия по станциям. Если место проведения школа или Дом творчества, то станции располагаются по кабинетам, в актовом зале, рекреации. Также игра может проводиться на улице, в этом случае станции должны располагаться на таком расстоянии, чтобы команды не мешали друг другу.

Перед началом игры всем командам объявляются правила путешествия - прохождения станций игры.

Правила игры.

Всем командам объявляют, что они отправляются в путешествие по растительному и животному миру нашей планеты. Для этого им вручаются маршрутные листы, в которых указано, где и какой этап путешествия располагается, а также с какой станции начинается игра у каждой команды.

На станциях командам задается по 3 вопроса, за каждый правильный ответ в маршрутный лист ставится + красным цветом, а если команда не может дать правильный ответ, то она отправляется в консультационный пункт - библиотеку. Здесь предварительно должна быть подготовлена необходимая литература. Участникам дается определенное время для самостоятельного поиска ответа. Если ответ найден, то команда отправляется вновь на этот этап и получает +, но уже синего цвета. Если ответ не найден, то команда может отправляться на следующую станцию. Время в библиотеке дается один раз для каждого вопроса. Несколько раз искать ответ на один вопрос нельзя. Побеждает та команда, которая быстрее совершит путешествие и наберет больше красных +; 2 синих + приравниваются к одному красному.

Станции

1. Животный мир.

Вопросы:

Что означает название животного «гиппопотам»? (В переводе с греческого это значит «речная лошадь».)

Каких исчезнувших с лица Земли животных можно встретить на «черных» страницах Красной книги? (Морская корова, тарпан, тур.)

Когда у белых медведей рождаются детеныши? (Зимой, во время сна.)

Из чего осы строят свои гнезда? (Из бумаги. Осы обладают свойством производить бумагу из древесной массы.)

Спят ли рыбы? (Да, с наступлением ночи рыбы ложатся спать, некоторые даже укладываются набок, но глаза у них остаются открытыми.)

2. Растительный мир.

Вопросы:

Что такое микология? (Это наука о грибах.)

Какое растение в Китае и Японии считается священным? (Лотос.)

Что такое паприка? (Красный перец.)

Есть ли у кактусов листья? (Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому климату приобрели такую форму.)

Это дерево растёт в пустынях и полупустынях Средней Азии, Ирана, Афганистана. Его древесина такая плотная и тяжелая, что тонет в воде. Назовите его. (Саксаул.)

3. «Гиннесс-шоу».

Вопросы:

Какое животное является самым крупным из всех существовавших когда-либо на Земле? (Синий кит. Его масса достигает 150 т.)

Как называется самая большая лягушка? (Лягушка-голиаф. Длина её тела достигает 40 см, масса -3,5 кг.)

Какое животное живет дольше всех? (Слоновая черепаха. Продолжительность ее жизни составляет 175 лет.)

Какое животное является самым «горластым» из всех? (Крокодил. На втором месте — бегемот, на третьем - лев.)

4. Экословарь.

На этой станции надо дать определение экологическим терминам. Например:

Энтомология. (Наука о насекомых.)

Серпентарий. (Это питомник для содержания ядовитых змей.)

Мониторинг. (Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза состояния окружающей среды или ее отдельных элементов.)

Смог. (Густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.)

5. Мир птиц.

На этом этапе можно заработать от одного до трех красных +.

Сначала предлагается прослушать голос птицы, если команда сразу определяет чей это голос, то получает три +, если нет, то дается одна подсказка (например, место обитание птицы) и, угадав, команда получает только два +, если вновь команда не может угадать, тогда дается третья подсказка (например, цвет оперения) и команда получает один +. Если команда вообще не смогла угадать, значит ни одного + она не получает.

Пользоваться библиотекой на этой станции нельзя.

6. Зоотеатр.

А этот этап - самый веселый. Здесь командам предлагается изобразить животных, птиц, насекомых, при этом правильно передать их повадки и поведение.

Возможные задания:

Улетающие на юг журавли.

Добывающие еду аисты.

Утка с выводком.

Муравьи на охоте.

1

В статье рассматривается значение профильных лагерей экологической направленности для развития детского экологического движения и формирования экологических активистов среди учащейся молодежи. При финансовой поддержки Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ежегодно организуется несколько десятков экологических лагерей и смен, что позволяет совмещать вовлечение детей в экологические программы и проекты и организацию летнего отдыха. Спектр форм работы, состоящий из теоретических и практических занятий, обеспечивает широкие возможности для участия в исследовательской и природоохранной деятельности и формирования лидерских качеств. В статье рассматривается работа некоторых летних экологических лагерей за последние годы реализованных на территории Нижегородской области.

природоохранная деятельность школьников

экологический лагерь

экологический лидер

1. Баринова М.Г. Формирование гуманистических ценностей у подростков лидеров в условиях учреждения дополнительного образования детей: Автореф. дис. . канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2011. – 25 с.

2. Байбородова Л.В. Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 256 с.

3. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Экологическое образование: проблемы и перспективы: межвузовский сборник научных трудов, 1998. – С. 8-17.

4. Исследовательская деятельность школьников в экологическом лагере. Методическое пособие (Авторы-составители – О.А. Некипелова, Н.Ю. Киселева). – Н.Новгород: Поволжье, 2015. – 44 с.

5. Киселева, Н.Ю. Роль культурно-экологической среды в дополнительном экологическом образовании // Нижегородское образование. – 2013. – № 4. – С. 13-18.

6. Некипелова О.А. Проблемы и перспективы организации исследовательской работы школьников в летних экологических лагерях //Формирование и реализация экологической политики на региональном уровне. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 24-25 октября 2013 г. / под науч. ред. Г.А. Фоменко. – Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2013. – С. 540-544.

7. Огромный мир – лето. Система отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Нижегородской области в 2008 году. ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2008. – 156 с.

8. Состояние окружающей среды и природных ресурсов Нижегородской области: доклад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mineco-nn.ru (дата обращения 7.02.2016).

9. Ушакова М.М., Ушаков В.А., Ушаков А.В. Экологический лагерь школьников. Методическое пособие для педагогов. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2011. – 40 с.

Летние каникулы - это особенный период в жизни каждого ребенка. Смена обстановки, общение в новом коллективе, отдых от традиционной системы занятий стимулируют интенсивное развитие ребенка в летний период времени. Отдых, развитие и восстановление здоровья составляют единый комплекс при организации летнего отдыха детей и молодежи - одного из приоритетных направлений социальной политики правительства Нижегородской области. Сложились в области и определенные подходы к организации отдыха в летний период . Загородные оздоровительные лагеря давно перестали быть единственной формой летнего отдыха. Совершенствуется система профильных лагерей, набирают популярность лагеря палаточного типа как одна из малозатратных форм летного отдыха, организуется отдых детей по месту жительства.

Деятельность профильных лагерей экологической направленности имеет неоценимое значение для повышения экологической культуры, развития детского экологического движения, формирования экологических активистов среди учащейся молодежи. Непосредственное общение с природой является мощным средством повышения экологической культуры, формирования здорового образа жизни учащихся, а тесное сотрудничество с учреждениями высшего профессионального образования, общественными экологическими организациями, экологическими фондами позволяет им проводить востребованные научные исследования, приобщает к науке .

Цель исследования - рассмотреть условия профильных лагерей экологической направленности как образовательной среды для формирования лидерских качеств учащейся молодежи.

Материалы и методы исследования

Теоретические: работа с информационными источниками по проблеме исследования, анализ и обобщение научно-экологической, психолого-педагогической и методической литературы; изучение нормативной базы организации экологических лагерей и дополнительного экологического образования в целом.

Эмпирические: проведение педагогических наблюдений.

Статистические: обработка полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Летняя оздоровительная кампания осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального и местного уровней. Ежегодно Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области проводит конкурс по организации детских экологических лагерей и экспедиций Нижегородской области. По результатам конкурса финансовую поддержку получают несколько десятков экологических лагерей и смен, что позволяет совмещать вовлечение детей в экологические программы и проекты, а также организацию летнего отдыха.

Образование в свете ФГОС представлено с одной стороны как процесс усвоения компетенций, а с другой как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. По своей личностной направленности, лидер - это вожак, активный член коллектива, за которым идет большинство, на интересы и взгляды которого ориентируются практически все. Если ребенок, занимающий лидирующие позиции в детском коллективе, способен оказать влияние на сверстников, то формирование гуманистических ценностных ориентаций именно у него является важной задачей. Летние экологические лагеря, как составная часть системы дополнительного образования, с ее вариативностью и дифференцированностью обучения, представляет собой хорошую основу для формирования гуманистических ценностей .

Учебный процесс в летних экологических лагерях складывается из теоретических, научно-практических и самостоятельных занятий участников смен. Детям дается возможность получить практические знания об окружающем мире и применить эти знания и умения при проведении природоохранных акций . Динамика числа экологических лагерей, организованных при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в 2005-2015 гг. представлена в таблице.

Количество экологических лагерей реализованных в Нижегородской области за период 2005-2015 гг.

Число детей, получивших возможность отдохнуть и пройти обучение в рамках этих лагерей, колебалось от 1000 до 1700 человек .

В 2009 году Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области разработана Концепция областной целевой программы «Обеспечение экологической безопасности Нижегородской области на 2011-2015 годы», включающая подпрограмму «Формирование экологической культуры населения Нижегородской области».

Экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. В нашей стране десятки школ работают с позиции развития ноосферного сознания, космопланетарного единства. В этом аспекте приобретают новое звучание положения классической педагогики, некогда утвердившей принцип природосообразности, рассматривающей человека как органическую часть природы, живущего по ее законам. Классики педагогики высоко ценили сильные живые впечатления природы, воспитывающие ум и чувства ребенка; подчеркивали ее роль в развитии духовного и телесного здоровья; требовали жизни в гармонии с природой, природосозвучного уклада всей жизни в школьной среде. Летние экологические лагеря в наибольшей степени соответствуют условиям повышения экологической культуры молодежи.

В настоящий период, когда идет активный творческий поиск в создании учебных программ экологического содержания следует опираться на эти ориентиры:

Знание экологических законов, правил, теорий, понятий, научных фактов;

Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем;

Эмоционально-эстетическое восприятие природы, художественных образов ее выражения и отношения человека к ней .

Спектр форм работы, обеспечивающих широкие возможности для исследовательской и природоохранной деятельности учащейся молодежи, очень широк. Участниками лагерей был прослушан лекционный курс по экологии, для них проводились экскурсии, знакомящие с биологическим разнообразием различных экосистем, позволяющие выяснить причины экологического неблагополучия и разработать рекомендации по рациональному использованию ресурсов региона .

Особенностью экологических лагерей является практическая работа, во время которой дети получают знания о биоте Нижегородской области, знакомятся с природными объектами региона. Дети активно участвуют в практической природоохранной работе (очистке берегов водоемов, благоустройстве родников и т.д.), одновременно ведется и учебно-исследовательская работа. Обязательным компонентом, программ каждого лагеря являются спортивно оздоровительные и культурно-массовые мероприятия - конкурсы, спортивные соревнования, концерты, викторины, игры .

Для летних экологических лагерей, создающих временные детские коллективы, большую роль играет самоуправление. Подобная форма организации жизнедеятельности коллектива обеспечивает включенность ребенка в решение значимых для него проблем, что формирует социальную активность и способствует развитию лидерства. О детском самоуправлении можно говорить, когда сами дети определяют проблему, ищут пути ее решения, принимают решение, организуются для его реализации. Проблемы могут носить различный характер: социальный, экологический, исследовательский. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей. В то же время, как показывает изучение этого процесса, развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности. В каждом виде деятельности есть особенности развития детского самоуправления, связанные с характером отношений, специфичными для этого вида, отсюда различны и формы взаимоотношений педагогов и детей. Одним из условий развития лидерских качеств является создание в коллективе конкурентных отношений между различными группами, которые не только активизируют детей, но и обогащают их взаимоотношения, вносят в них здоровый дух соперничества. Этапы развития детского самоуправления соответствуют основным периодам смены и логично согласуются с этапам проведения исследовательских работ .

Первый этап, организационно-диагностический обычно совпадает с организационным периодом. На этом этапе предполагается диагностика мотивов приезда детей в лагерь, определение их общих интересов, общих целей деятельности. На этом же этапе происходит выбор темы или направления исследования проводимого в рамках лагерной смены.

На этапе становления в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим коллективом, и отношением детей к ее содержанию. Разрешается это противоречие на основе широкого вовлечения детей в преодоление трудностей при выборе решений, позволяющих достигнуть цели. При выполнении исследовательской работы происходит анализ возможных методик.

На завершающем этапе очень важна продуктивная рефлексия, то есть глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, который позволяет определить степень достижения ими личных целей. Оформление и презентация проведенной работы - важные критерии при самооценке деятельности в условиях экологического лагеря.

На развитие лидерских качеств в условиях детского самоуправления в эколагере влияют три важных условия. Первое - поиск деятельности любого характера: социальной, исследовательской, природоохранной, творческие задания поискового характера. Второе условие связано с планированием коллективной деятельности. Использование таких методов как «мозговой штурм» или «аукцион идей» позволяет создать такие планы, который предоставляют детям возможность планировать и решать задачи самостоятельно, без вмешательства со стороны взрослых, способствуя формированию у них гибкого мышления, понимания отношений в коллективе, формируя социальный опыт. Третье условие связано с формой организации коллективной деятельности, такой как создание творческих лабораторий, групп по интересам, направленных на решение значимой для них задачи.

Рассмотрим несколько наиболее интересных примеров работы экологических лагерей последних лет.

В 2010 г. в пос. Рустай на территории Керженского заповедника в течение трех смен дети получали не только полевые, биологические, но и системные экологические знания о мире. Вожатыми в лагере детско-юношеской организации «Зеленый парус» были волонтеры из Германии, Польши и Голландии, а также студенты вузов Нижнего Новгорода и Саратова. Этот лагерь стал механизмом развития международного сотрудничества - в августе 2010 года 16 юных нижегородцев стали участниками экологического лагеря в Берлине. Участники лагеря изучали немецкий опыт внедрения технологий энергоэффективности и альтернативных источников энергии в служебных и жилых помещениях. Полученные знания члены организации активно внедряют в «Центре образования для устойчивого развития» в поселке Рустай. «Зеленый парус» и «Компьютерный экологический центр» - постоянные и активные участники городских, областных и международных экологических акций. Они шефствуют над нижегородскими парками «Дубки», «Александровский сад», речкой Ковой. Такая успешная работа является ярким примером для других экологических организаций области. Благодаря международному партнерству, эти организации стали проводниками и распространителями удачных и ярких международных «находок» в деле экологического воспитания среди нижегородских педагогов и школьников .

Летом 2011 года был реализован самым масштабный проект по организации экологического палаточного лагеря-экспедиции «Уста-2011». Участниками стали дети из Тонкинского, Шарангского, Уренского, Тоншаевского районов Нижегородской области, а также из Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. Работу в лагере осуществляли 20 высококвалифицированных педагогов, а также студенты Арзамасского государственного педагогического института и Волжской государственной академии водного транспорта. Условия, созданные в лагере, помогают включать детей в социально значимую творческую деятельность, формировать у них ответственное отношение к окружающему миру, готовность к практической деятельности, участию в пропаганде экологических идей, охране природы .

В трехнедельном экологическом походе-экспедиции «Пустынь-2012: Хвойные богатства» 50 школьников в полевых условиях изучали природу Нижегородской области. Для детей проводились учебные занятия с целью углубления знаний по экологии и биологии. Выполняя проект «Биологическое разнообразие Пустынского заказника: голосеменные растения», участники похода-экспедиции провели индивидуальные работы, связанные с хвойными растениями Пустынского заказника. Важной частью программы культурно-массовых мероприятий были экологические викторины и конкурсы. Школьники активно участвовали в их подготовке и проведении. Условия жизни в походе-экспедиции способствовали совершенствованию у учащихся навыков физической подготовки (в лёгкой атлетике, акробатике, плавании). Все участники этого необычного экологического лагеря проводили экологические десанты - убирали территорию Пустынского заказника от мусора, оставляемого туристами .

Не случайно, что школьники - участники экологических лагерей ежегодно становятся призерами и лауреатами конкурсов исследовательских работ различного масштаба - от районного до международного. Знания и навыки, полученные в экологических лагерях, развивают лидерские качества детей, позволяют им консолидировать членов местных сообществ для решения социально-экологических проблем, содействуя становлению гражданственности молодежи.

Библиографическая ссылка

Некипелова О.А. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАГЕРЯ: СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 4-2. – С. 266-269;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9782 (дата обращения: 05.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Включайся в дискуссию
Читайте также
Светлана ромашина - биография, информация, личная жизнь
Если не сдал госы когда пересдача
Блины с грибами, рисом и яйцом