Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Характеристика компьютерных программ дельфа 130 142. Использование компьютерных тренажеров для развития слухоречевой функции у детей и взрослых с нарушением слуха. задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем, что способствует развити

Разделы: Работа с дошкольниками

Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче учебного материала, и постоянный контроль над действиями обучаемого, и регулирование оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности.

Как показала практика, использование компьютерных технологий на занятиях позволяет добиться наибольшего эффекта при организации тренировочных упражнений, так как даже при многократном выполнении упражнений на компьютере с целью формирования определенного навыка у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения. Основополагающий принцип действия тренажера «Дэльфа 130»– зрительный контроль формирования произносительных навыков. Идея опоры на зрение в работе над устной речью не нова для современной логопедии, однако, компьютерная техника позволила реализовать эту идею на качественно новом уровне. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений. Ориентируясь на привлекательные, движущиеся картинки-мультипликации, ребенок ищет приемы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желанную картинку, благодаря чему фиксируется правильное произношение. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.

1.

Образовательные :

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа-130», разрезные картинки, игра «Собери цветок», цветные магниты, магнитофон, кассета с записью шума моря, ручья.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед. Артем, у меня есть знакомый мальчик и у него случилась беда – он забыл свое имя. Поможем ему вспомнить, как его зовут?

Артем. Да.

II. Постановка цели

III. Артикуляционная гимнастика

    «Улыбка»

    «Окошечко»
    Рот прикрою я немножко,
    Губы сделаю «окошком»,
    Зубки рядышком стоят
    И в окошечко глядят.

    «Чашечка»
    Ш – чтоб звук красивым вышел,
    шире язычок и выше.
    Ребенок делает язычок «Чашечкой», подняв бока языка.
    К верхним мы прижмем зубам,
    чтобы ветерок бежал.
    Ребенок выполняет

    «Вкусное варенье»
    Как будто варенье лежит на губе –
    Слижу его «чашечкой» в ротик к себе.

    «Фокус»
    Я «чашку» выведу вперед,
    С нее подую вверх.
    И теплый воздух обдает
    Мой носик, например.

    «Не разбей чашечку»
    Широко открыт мой рот,
    Ходит «чашка» взад-вперед.

Логопед. Артем, наше путешествие будет долгим, давай подкрепимся чашечкой горячего чая? Чтобы его остудить, надо сильно и длительно подуть.

IV . Развитие речевого дыхания

V

Логопед. В наше путешествие мы отправимся на пароходе, а чтобы он быстрее нас довез, нам нужно правильно и красиво произнести звук [Ш]. Возьми, пожалуйста, микрофон. Произносим звук [Ш] громко и долго, так, чтобы облачко долетело до птички.

Музыка «Шум моря»

VI . Характеристика звука [Ш]

Логопед. Пока мы плывем, давай дадим характеристику звуку [Ш]. Артем, какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

Артем. Этот звук согласный, глухой, твердый, шипящий.

Логопед. Молодец, Артем!

VII . Физкультминутка

Логопед. А сейчас я предлагаю сделать небольшую разминку. Ну как, ты согласен?

Артем. Согласен!

Импровизация движений:

«Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться»

Логопед. А вот и остров ШАО-БАО. Посмотри, Артем, нас кто-то встречает. Кто это?

Артем. Это бегемот!

VIII

Логопед. ШО-ШУ-ША

Бегемот приветствует нас на своем языке. Давай и мы поговорим так, как разговаривает бегемотик. Если ты будешь произносить слоги правильно, то бегемотик будет широко открывать свой рот. Послушай, как я скажу, и повтори так же:

Логопед. ШО-ШУ-ША

Артем. ШО-ШУ-ША

Логопед. ШО-ШО-ШО

Артем. ШО-ШО-ШО

Логопед. ШУ-ШУ-ШУ

Артем. ШУ-ШУ-ШУ

Логопед. ША-ША-ША

Артем. ША-ША-ША

Логопед. Молодец, Артем!

IX

Артем. У этого цветка нет лепестков…

Ребенок собирает цветок Логопед. Посмотри, на лепестках какие-то картинки. Артем, назови их.

Ребенок называет (ребенок определяет место звука в слове)

Логопед. Молодец, Артем! Ты правильно и красиво произнес звук [Ш]!

X

Логопед. Артем, бегемот оставил нам подсказку – разрезные картинки, для того, чтобы отгадать имя мальчика. Если мы сложим первые звуки названия этих картинок, то тогда мы узнаем имя нашего друга.

Логопед. Артем, что же у нас получилось? Назови картинки.

Артем. Ш, О, Н

Логопед. ШОН – да это же имя мальчика!

Давай мы с тобой выложим эти звуки фишками на магнитной доске.

XI . Выкладывание схемы слова «ШОН»

Звуковой анализ слова «ШОН»

Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [Ш] синюю фишку?

Артем. Потому что, звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [О] красную фишку?

Артем. Потому что, звук [О] – гласный.

Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [Н] синюю фишку?

Артем. Потому что, звук [Н] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Артем, сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? А сколько всего звуков в этом слове?

Артем. Один гласный, два согласных. Всего три звука.

XII . Итог

Логопед. Артем, ты молодец, помог Шону вспомнить его имя! Он в благодарность просил передать для тебя подарок – воздушный шарик. А теперь нам пора возвращаться домой.

Музыка «Шум моря»

Логопед. Тебе понравилось наше путешествие?

А что тебе больше всего понравилось больше всего?

Конспект индивидуального логопедического занятия 2

ТЕМА: «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»

ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Ш] в слогах и словах.

Образовательные:

  1. Формировать практические умения и навыки пользования правильной речью.
  2. Формировать звуковой анализ слова.

Развивающие:

  1. Развивать правильное речевое дыхание.
  2. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Развивать зрительное восприятие.

Воспитательные:

  1. Вызывать стремление оказать помощь в трудной ситуации.

Оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа - 130», разрезные картинки, игра «Собери цветок», цветные магниты, магнитофон, кассета с записью шума моря.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед. Ариша, у меня есть знакомый мальчик и у него случилась беда – он забыл свое имя. Поможем ему вспомнить, как его зовут?

Ариша. Да.

II. Постановка цели

Логопед. Только этот мальчик живет на далеком острове ШАО-БАО. Этот остров необычный – имена всех его жителей начинаются на звук [Ш]. Давай мы потренируем язычок и губы и вспомним этот звук.

III. Артикуляционная гимнастика

  1. «Улыбка»
  2. «Окошечко»
  3. «Чашечка»
  4. «Вкусное варенье»
  5. «Фокус»
  6. «Не разбей чашечку»

Логопед. Ариша, наше путешествие будет долгим, давай подкрепимся чашечкой горячего чая? Чтобы его остудить, надо сильно и долго подуть.

IV . Развитие речевого дыхания

Выполнение упражнения «Чашка чая» на логотренажере.

V . Изолированное произношение звука [Ш]

Логопед. Путешествовать мы будем на пароходе, а чтобы он быстрее нас довез, нам нужно правильно и красиво произнести звук [Ш]. Возьми, пожалуйста, микрофон.

Выполнение упражнения «Пароход» на логотренажере.

Музыка «Шум моря»

VI . Характеристика звука [Ш]

Логопед. Пока мы плывем, давай дадим характеристику звуку [Ш]. Какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

Ариша. Этот звук согласный, глухой, твердый, шипящий.

Логопед. Молодец, Ариша!

VII . Физкультминутка.

Импровизация движений:

Логопед.

«Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться»

Логопед. А вот и остров ШАО-БАО. Посмотри, Ариша, нас кто-то встречает. Кто это?

Ариша. Это бегемот!

VIII . Автоматизация звука [Ш] в слогах. Речевая разминка

Выполнение упражнения «Бегемот» на логотренажере.

IX . Автоматизация звука [Ш] в словах. Игра «Собери цветок»

Логопед. Бегемот любит гулять на полянке, где растет очень много красивых цветов. Посмотри на цветы, ты что-нибудь замечаешь?

Ариша. У этого цветка нет лепестков…

Логопед. Ветер разбросал лепестки у этого цветка, давай его соберем.

Ребенок собирает цветок

Логопед. Посмотри, на лепестках какие-то картинки. Ариша, назови их.

Ребенок называет

Логопед. Молодец, Ариша! Ты правильно и красиво произнесла звук [Ш]!

X . Развитие конструктивного праксиса. Разрезные картинки.

Логопед. Ариша, бегемот оставил нам подсказку – разрезные картинки, для того, чтобы отгадать имя мальчика. Если мы сложим первые звуки названия этих картинок, то тогда мы узнаем имя нашего друга.

Ребенок собирает картинки: шар, облако, носорог

Логопед. Ариша, что же у нас получилось? Назови картинки.

Какой первый звук в слове «ш-ш-шар»? (Ш)

Какой первый звук в слове «о-о-облако»? (О)

Какой первый звук в слове «н-н-носорог»? (Н)

Произнеси еще раз эти звуки по порядку.

Ариша. Ш, О, Н

Логопед. Давай мы с тобой выложим эти звуки фишками на магнитной доске.

XI . Выкладывание схемы слова «ШОН»

Звуковой анализ слова «ШОН»

Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [Ш] синюю фишку?

Ариша. Потому что, звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [О] красную фишку?

Ариша. Потому что, звук [О] – гласный.

Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [Н] синюю фишку?

Ариша. Потому что, звук [Н] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Ариша, сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? А сколько всего звуков в этом слове?

Ариша. Один гласный, два согласных. Всего три звука.

XII . Итог

Музыка «Шум моря»

Логопед. Ариша, ты молодец, помогла Шону вспомнить его имя! Он в благодарность просил передать для тебя подарок – воздушный шарик. А теперь нам пора возвращаться домой. Что тебе больше всего понравилось?

В презентации «Использование сурдо-логопедического тренажера «Дельфа-130″ в коррекционной работе с детьми» освещаются основные моменты работы с детьми, имеющими речевые нарушения, с использованием современных компьютерных технологий.

Сурдо-логопедический тренажер «Дельфа-130»

В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях.

Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ:

  • возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач
  • разнообразие в подаче учебного материала,
  • постоянный контроль над действиями обучаемого,
  • регулирование оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности.

Применение компьютерных технологий позволяет:

  • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • задействовать визуальный и аудиальный канал восприятия информации пациентами;
  • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;
  • интенсифицировать процесс коррекции;
  • увеличить долю самостоятельной деятельности детей.

В 1987 — 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему «Видимая речь» на базе персонального компьютера для формирования и коррекции фонетической стороны речи.

В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой компьютерной программы. Производитель: ОТОФОН, ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ.

Изначально программа создавалась для работы с пациентами с нарушенным слухом, но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом с первичной и вторичной речевой патологией.

Тренажер «Дельфа-130» состоит из преобразователя речевого сигнала, микрофона и компьютерных программ, работающих практически с любым компьютером.

Программа «Дельфа-130» позволяет решать разнообразные логопедические задачи:

  • коррекция речевого дыхания и голоса;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • внесение игровых моментов в коррекционный процесс;
  • работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
  • осуществляется коррекции восприятия, внимания, памяти.

Основополагающий принцип действия тренажера «Дельфа — 130» – зрительный контроль формирования произносительных навыков. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений.

Упражнения «Бабочка», «Сказочный замок» помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.

Упражнение «Задуй свечки» предназначено для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительного устойчивого выдоха. Упражнения также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией.

«Колобок», «Бегемотик» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.

«Скатерть-самобранка» поможет отработать слитное произношение слогов и слов.

Упражнения «Елочка» и «Репка», помимо формирования правильного речевого дыхания, закрепляет навык экономного выдыхания воздуха во время речи.

«Вертолет» предназначен для отработки правильного произношения гласных звуков на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назального оттенка в голосе и коррекции значительного отклонения высоты голоса от нормы.

«Паровоз». Это упражнение предназначено для отработки правильного произношения согласных звуков.

«Космический стрелок» поможет сформировать звуковую реакцию, о есть умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки, а также автоматизировать навык голосообразования (включения голоса).

Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.

Рекомендации врачей, педагогов, взволнованными проблемами близорукости, сколиозов и агрессивности подрастающего поколения и призывающих родителей хоть иногда выгонять детей на улицу подышать свежим воздухом, ограждая от компьютерных монстров, - на практике невыполнимы. Как вы себе представляете «не более 7 минут в день»? Ребенок каждый день наблюдает суровую реальность, полностью противоречащую нашим собственным утверждениям: если компьютер так вреден для здоровья, то почему мы сами сидим за ним до полуночи? Необходимо компенсировать возможность нарушения осанки активным образом жизни: бегом, прыжками, плаванием и т.д. А чтобы глазки смотрели и видели, надо научить ребенка простейшей гимнастике для глаз: поочередному сосредоточению взгляда то на близкой точке, то на далекой; попеременным взглядам влево-вправо без поворота головы. Помимо грамотного размещения компьютера и профилактико-оздоровительных мер нужно обратить внимание на размер экрана (лучше со всеми необходимыми функциями, но с минимум наворотов и экраном с диагональю 17 дюймов: он менее утомителен для глаз). Необходимо также удобное для ребенка сиденье и установить нужно на расстоянии 85 сантиметров от экрана: ставить ближе - вреднее для глаз, к тому же это сужает обзор действий, происходящих на экране. Также нужно позаботиться о снижающих воздействие яркого света фильтрах.

Обзор компьютерных программ, предназначенных для коррекционно-развивающей работы с детьми

Программа «Мир за твоим окном»

Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» включает несколько сотен заданий. В методическом руководстве показано, как с помощью предлагаемой компьютерной технологии выявить скрытые при традиционном обучении проблемы в развитии ребенка, как трансформировать их в задачи обучения, как добиться развивающих и коррекционных эффектов. Программа обращена в равной мере к детям, нуждающимся в особой помощи, и взрослым, работающим с ними.

Программа состоит из пяти частей: «Времена года», «Погода», «Одежда», «Рассказы о временах года», «Календарь», у каждой из них свои задачи в области развития и обучения.

Программа «Дельфа-130», «Видимая речь»

Большую помощь оказывают компьютерные программы при первичном обследовании ребенка. Обследование ведется по традиционной методике (звукопроизношение, лексика, грамматика, синтаксис, особенности голоса, темпа речи), но на материале компьютерной программы. Примером может служить такие программы как, компьютерный логопедический тренажер «Дельфа-130» и «Видимая речь»:

1. Обследование фонематического слуха: «Колобок». Ребенок повторяет за логопедом пары йотированных / нейотированных гласных А-Я, О-Ё и т. д. Логопед фиксирует точность произношения, а перед ребенком ставиться только задача: «Говорить, чтобы колобок тебе улыбался».

2. Обследование звукопроизношения в словах, слогах. «Картинка из кубиков». Ребенок повторяет слоги или слова, по просьбе логопеда: «Повторяй за мной и соберешь картинку».

3. Обследование слоговой структуры слова: «Рисуем дом». Задание ребенку: «давай нарисуем домик, повторяй». Логопед фиксирует правильность произношения многосложных слов, слов со стечением согласных (окно, крылечко, заборчик и др.)

В заключение «рисования» можно проверить выразительность речи, умение ставить логические ударения, интонацию побуждения, вопроса, предложив ребенку попросить: «Солнышко, зажгись!». Аналогично в играх «Колобок»: «Колобок, улыбнись!», игре «Собери грибы»: «Ежик, куда ты идешь?!

4. Обследование лексики:

«Фрукты и овощи». При первоначальном действии игры, когда падают фрукты и овощи ребенок называет их и классифицирует.

При повторном действии игры ребенок определяет качество падающих овощей и фруктов по вкусу, цвету, форме.

5. Обследование пространственной ориентации, употребления предлогов.

«Пароход», «Вертолет». Логопед изменяет положение птички на мониторе, задавая вопросы «Куда летит птичка?», «Где птичка?», «Где дымок», «Где вертолет?»

6. Обследование синтаксиса.

«Собери грибы». При движении ежика по экрану, логопед задает вопросы: «Где ходит ежик?», «Что делает ежик?», «Зачем ежику нужно собрать грибы?».

При этом фиксируется какие ответы дает ребенок: полные / неполные предложения, распространенные / нераспространенные, синтаксическая конструкция предложений, словоизменение, умение продолжить рассказ по знакомой ситуации.

«Потуши свечи».

Посчитай, сколько свечей в тортике.

«Елочка».

Спой песенку «А - а - а», посчитай сколько ты зажег свечей на елочке.

8. Обследование психических процессов памяти, внимания.

«Рисуем дом». Ребенку первоначально дается задание повторять за логопедом слова: «дом, стены, крыша, большое окно, маленькое окно» и т. д. Когда картинка нарисована, ребенку предлагается ее запомнить, затем картинка стирается. Ребенку, сидящему перед пустым экраном монитора предлагается самому «нарисовать», то есть назвать в микрофон то, что он называл до этого в той же последовательности.

Таким образом, увлекая обследуемого игрой в «мультфильмы» на мониторе компьютера удается «разговорить» даже самого «сложного» ребенка, провести обследование с использованием компьютерных игр за 15 минут. Безусловно, вышеописанное обследование не будет столь информативным, в сравнении с тем обследованием, которое проводит логопед в течение нескольких дней в речевой группе детского сада. Но оно дает достаточно сведений о состоянии речи, психических процессов ребенка, наличия или отсутствия у него каких либо дефектов речи. А, следовательно, уже на первичном приеме логопед может дать заключение о состоянии речи ребенка, составить краткую клинико-педагогическую характеристику и определить для ребенка варианты оказания ему логопедической помощи (консультация, амбулаторные логопедические занятия, речевая группа детского сада).

Не секрет, что наиболее рутинным видом деятельности над формированием звуков является II этап в работе над произношением - автоматизация звука в словах. Чтобы превратить малоинтересный процесс автоматизации в игру можно использовать программу «Дельфа - 130» - «Собери картинку» или «Колобок» когда ребенок может повторять за логопедом любой слог (прямой или обратный) и при произнесении на экране будет появляться один из кубиков, или Колобок будет улыбаться. В случае неправильного произношения логопед незаметно может приостановить действие на экране (Колобок «замирает», кубики «не появляются»). С этой же целью можно применить игру «Вертолет», когда игрушка поднимается при произношении открытого слога с любыми вариантами согласных. В игре «Помоги зверюшкам попасть в школу» в программе «Филиппок» меньшая вариативность. Здесь можно произносить автоматизированный звук только в сочетании с гласным [а] кратко, а затем протяжно только звук [а]. Первоначально авторы программы предполагали в этой игре для слабослышащих детей озвучить только голосовые модуляции («кратко - протяжно»).

Тренажер «Космический стрелок» можно использовать для постановки или автоматизации звука [р] в вариантах [тр], [др], [р], закрытых слогах [атр], [одр]. Основное требование: звук [р] произносится громко и коротко - тогда разрушается вражеский космический корабль.

На этапах постановки звука [р] целесообразно использовать игру «Вертолет». При длительном изолированном произношении [р] игрушка будет подниматься вверх. Следует заметить, что при произношении изолированного увулярного [р] игрушка поднимается также высоко, но логопед может незаметно для ребенка остановить все действия на экране, объяснив, что компьютер не хочет играть из-за неправильного звучания.

Так же для артикуляционной гимнастики при ротацизме, а в дальнейшем и для постановки звука полезно применять игры «Потуши свечи», отработав слияние звуков [зжр] и переход свистящих и шипящих в [р], особенно при увулярном и носовом дефектах звука [р].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что компьютерные программы «Видимая речь» представляют широкие возможности для педагога, так как имеют достаточно большую вариативность. От педагога-дефектолога требуется только хорошее знание самой программы, владение разнообразными методическими приемами и, конечно же, творческий подход и фантазия, которые и предопределяют новые возможности в использовании в использовании традиционных методик.

Компьютерная программа «Видимая речь» предполагает возможность работы над такими аспектами речи как:

· интенсивности звучания, ударение;

· правильность произнесения звуков;

· длительность и слитность произнесения звука, слога, слова, фразы;

· темп произнесения речевого материала.

Представления - изображения в «Видимой речи» настолько ясные, что даже маленький ребенок может проанализировать собственное звучание.

Модуль “Наличие звука” - обеспечивает первоначальное знакомство пациента c принципом работы программы, а так же позволяет измерить длительность речевого выдоха в секундах. Анимационная картинка меняется при любой речевой активности в микрофон. Заставка с изображением собаки оживает при длительном речевом выдохе, который можно измерить, зафиксировать а также прослушать, если это голосовое упражнение.

Модуль “Громкость” предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше шар у мальчика на экране монитора. Заданный образец громкости можно визуально зафиксировать на экране и построить упражнение по принципу достижения необходимого предела громкости.

Модуль “Громкость и голос” позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. С помощью этого модуля можно эффективно работать над дифференциацией звонких и глухих согласных. Платок на шее медвежонка окрашивается в зеленый цвет при выговоре глухих согласных, а при произнесении звонких - в красный. В программе “Видимая речь” целых три модуля посвящены отслеживанию момента включения голоса.

Модуль “Звонкость” предназначен для отработки голосовых включений в различных упражнениях, в составе слова и фразы. При записи образца упражнения логопед проводит анимационный объект (бабочка) по экрану, который поднимается и опускается в такт голосовым включениям. Затем, одним нажатием клавиши, записанный путь превращается в серию препятствий, ограничивающих движения бабочки. Пациенту предлагается повторить путь бабочки, управляя голосом ее полетом.

Модуль "Включение голоса" предназначен для отработки слоговой структуры слова, организации ритмических упражнений, тренировки произношения. Паровозик продвигается вперед по дороге только в момент включения голоса. Отслеживаются взрывные и фрикативные звуки. Этот модуль хорошо себя зарекомендовал в работе над призвуками у слабослышащих пациентов, в работе над быстрыми моторными схемами при алалии.

Модуль “Высота” позволяет увидеть частотные характеристики речи, измерить их с целью использования в других модулях программы. Помогает сориентировать пациента в тембральных характеристиках голоса, выбрать приемлемый тембральный диапазон. Эффективен при работе с ринолалией, дефектах связок, со слабослышащими, дисфониях.

Модуль “Высотные упражнения” позволяет организовать вокальные упражнения, развивающие связочный аппарат, упражнения в координации модуляций голоса. В модуле выстраиваются упражнения, в которых необходимо провести анимационный объект, в данном случае это младенец, из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. По ходу движения необходимо собирать мишени и огибать препятствия, которые можно расставлять произвольно, тем самым усложняя или упрощая задание.

Модуль “Автоматизация фонемы” позволяет отработать фонему по принципу достижения качества произношения. Записанная заранее как образец фонема предлагается ребенку для отработки способом “повтори так же”. При этом организуется игровая ситуация в которой “фермер” взбирается по лестнице и сбрасывает апельсин только в том случае, если звук произносимый пациентом совпадает с образцом. Как и в других модулях имеется четыре варианта анимационной заставки. Модуль очень эффективен при постановке звуков в сочетании работы у зеркала с работой в этом модуле.

Модуль “Цепочки фонем” как и предыдущий модуль позволяет работать с фонемой, но не с одной, а целой цепочкой из четырех фонем. Принцип организации игрового задания заключается в следующем: проговаривая фонему за фонемой необходимо провести пеликана к ведерку с рыбой. Пеликан перелетает со столба на столб только при правильном звуке пациента. В большинстве упражнений имеется и анимационный финал, и звуковое сопровождение, поощряющие работу пациента.

Модуль «Дифференциация двух фонем» позволяет вести работу по дифференциации смешиваемых в произношении фонем с помощью игрового задания, в котором пациенту необходимо корректировать голосом направление движения велосипедиста. Необходимо объезжать препятствия по пути следования, проговаривая заданные фонемы. При этом велосипедист меняет направление движения в сторону проговариваемой фонемы.

Модуль «Дифференциация четырех фонем» позволяет вести аналогичную работу по дифференциации сразу четырех фонем. Сущность игрового задания при этом следующая. Пациенту необходимо провести объект по лабиринту, проговаривая заданные фонемы. Стенки лабиринта ограничивают коридор произношения. Логопед может варьировать расстояние между стенками коридора и, таким образом, постепенно добиваться точности произношения дифференцируемых звуков.

Модуль “Спектр высоты и громкости во фразе” не имеет игрового сюжета, однако позволяет работать со спектром отдельных звуков, слогов, слов и фраз по принципу “повтори так же” На экране представлен визуальный график записанного речевого промежутка образцового и рабочего, для пациента. Вы можете отрабатывать слова и фразы, записывая достижения пациента от занятия к занятию, сохранять лучшие попытки как образцы, представлять отдельные характеристики речи в виде разноцветных и трехмерных графиков.

Модуль “Спектр звука” позволяет работать со спектром отдельных звуков. Сочетая работу перед зеркалом и работу в этом модуле, можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. Произнося какой-либо звук, можно видеть на экране его спектр, зафиксировать разным цветом в виде плавной кривой линии и работать над произношением, совмещая образцовый график логопеда с графиком пациента. Используя разные цвета графиков, можно работать одновременно над несколькими звуками.

Краткое описание

1. Формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];
2. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах;
3. Продолжать развивать силу голоса, речевое дыхание, фонематическое восприятие, чувство рифмы;
4. Развивать произвольное внимание, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, терпение, выдержку.

Описание

Максимовская Светлана Владимировна
учитель-логопед Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Архангельской области Устьянского района п. Октябрьский
Конспект индивидуального занятия по исправлению звукопроизношения в старшей группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи с использованием компьютерного тренажёра «Дельфа-130»
Пояснительная записка
На занятии используется технология коррекции устной речи с помощью компьютерного тренажёра «Дельфа-130» (http://www.delfam.ru/delfa130.html). Основной принцип действия тренажёра – зрительный контроль формирования произносительных навыков. А именно, все звуки, которые произносит ребёнок в микрофон, появляются на экране компьютера в виде движущихся картинок-мультипликаций. Тренажёр позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность звучания) и многие звуки русского языка. При этом обеспечивается возможность отработки как изолированных звуков, так и слогов, слов, словосочетаний, фраз. «Дельфа-130» показывает на экране:
интенсивность голоса (громкость),
носовой оттенок звучания,
правильность артикуляции звуков,
длительность произношения звука, слога, слова, фразы,
ударение,
ритм,
темп и т.д.
Компьютерный тренажёр «Дельфа-130» используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. На одном занятии используется не более 2-3 упражнений. Выбор упражнений осуществляется с учётом уровня речевого развития детей, степени сформированности речевых навыков. Возможности использования тренажёра позволяют осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Например, в качестве образца звука можно сохранять лучшие попытки ребёнка, что стимулирует его к собственному индивидуальному достижению.
Применение данной технологии повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям, способствует фиксации внимания детей на правильном произношении, обеспечивает положительный эмоциональный настрой.
Тема занятия: «День рождения Дюймовочки»
Цель: автоматизация звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах.
Задачи:
1. Формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];
2. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах;
3. Продолжать развивать силу голоса, речевое дыхание, фонематическое восприятие, чувство рифмы;
4. Развивать произвольное внимание, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, терпение, выдержку.
Методы и приёмы:
− показ предметных картинок;
− выполнение упражнений артикуляционной гимнастики;
− выполнение дыхательных и голосовых упражнений;
− предъявление речевого образца;
− отражённое и самостоятельное произнесение речевого материала;
− ответы на вопросы;
− игры – упражнения («Узнай звук», «Пальчики здороваются», «Волшебные кнопочки», «Строим дом»);
− игра на координацию речи с движением «1,2,3 – за мною повтори!»;
− дидактическая игра на образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами «Поможем Дюймовочке»;
Демонстрационный и методический материал:
− картинки – символы, стихотворные комплексы для выполнения артикуляционной гимнастики;
− картинка с изображением Дюймовочки;
− «логопедический» кубик;
− карточки – символы звуков [с], [ш], [з], [ж];
− пособие «Волшебные кнопочки»;
− предметные картинки со звуком [ч];
− «волшебная» палочка;
− предметные картинки «Большой – маленький» (Е.М. Карпова, Е.В. Соловьёва);
− рассказ − мнемодорожка «Дюймовочка» (Н.М. Савицкая);
Оборудование:
− настенное зеркало;
− ПК, компьютерный тренажёр «Дельфа-130»;
− ковролинограф;
Предварительная работа:
− выполнение упражнений артикуляционной гимнастики для шипящих звуков;
− постановка звука [ч];
− знакомство с правилами работы на компьютерном тренажёре «Дельфа-130»;
− чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Отгадай загадку и узнаешь, кто сегодня придёт к нам в гости.
Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зёрнышка,
Дом её цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
(Ребёнку демонстрируется картинка с изображением Дюймовочки). (Приложение 1).
2. Сообщение темы . В имени Дюймовочки спрятался звук, который мы с тобой учимся красиво произносить. Какой это звук? (Звук [ч]). Сегодня на занятии мы будем играть с этим звуком, а Дюймовочка нам в этом поможет.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика. (Ребёнок выполняет упражнения, сидя перед зеркалом. Педагог сопровождает выполнение упражнений стихотворными комплексами, следит за правильным положением органов артикуляции ребёнка).
Сначала мы подготовим язычок к работе – выполним упражнения перед зеркалом.
Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй – не ошибись.
1. Лопатка – иголочка (каждое упражнение выполняется 3 раза по 5 секунд).
Язык широкий гладкий
Получается лопатка.
Язык в иголку превращаю
Напрягаю и сужаю.
2. Вкусное варенье (под счёт педагога до 10).
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
3. Болтушка (8-10 раз)
Язык на губку положу
По губе им повожу.
Потом голос подключу:
Бл-бл-бл – заболбочу.
4. Лошадка (8-10 раз)
Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу.
5. Гармошка (под счёт педагога до 10)
Рот открой, потом прикрой
Гармонист ты неплохой.
2. Дыхательно – голосовые упражнения (с использованием компьютерного тренажёра «Дельфа – 130»)
2.1. Блок «Выдох». Упражнение «Задуй свечи» (На экране компьютера изображён праздничный пирог с горящими свечами. Ребёнку предлагается подуть в микрофон и задуть свечи на пироге. При активном и сильном выдохе свечи будут гаснуть одна за другой).
Оказывается, сегодня у Дюймовочки День рождения. Вот какой праздничный пирог ей подарили. Давай поможем Дюймовочке - задуем свечи. Носом делаем короткий вдох, выдох долгий, бесшумный, губы «трубочкой». Постарайся задуть на одном выдохе несколько свечей.
2.2. Блок «Громкость». Упражнение «Бегемотик»
(На экране компьютера изображён Бегемот. Ребёнку предлагается произносить в микрофон гласные звуки. Чем сильнее будет звук, тем шире Бегемот на экране раскроет рот. Если ребёнок будет говорить тихо, Бегемот не будет реагировать).
Бегемотик хочет поздравить Дюймовочку с Днём рождения. Догадайся, какие песенки он хочет ей спеть? (Педагог беззвучно артикулирует гласные звуки, ребёнок угадывает их и громко произносит в микрофон. Педагог предваряет произнесение ребёнком звука кратким мини-стихотворением).
Широко откроем рот,
Песню громко пропоём: А – А – А …
Губки трубочкой сложи,
И дуди – дуди – дуди: У – У – У …
Широко ты улыбнись
Звонко песню протяни: И – И – И …
Губки в колесо сложу
Песню О – О – О … спою.
2.3. Блок «Длительность звука». Упражнение «Репка» (На экране компьютера изображёна репка. Ребёнок протяжно тянет какой-нибудь звук, наблюдая за тем, как персонажи сказки Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка появляются на экране и вытягивают репку из земли).
Дюймовочка любит слушать сказки. Как ты думаешь, какая сказка ей очень нравится? (Слайд с изображением репки). Но где же герои сказки? Чтобы они появились, нужно красиво, на одном выдохе спеть разные песенки. Посмотри на картинки и догадайся, какие песенки мы будем петь (Педагог показывает картинки с изображением насоса, змеи, комарика, жука, ребёнок протяжно тянет звук, присущий каждому предмету, персонажу). (Приложение 2).
Песенка «насоса»: с – с – с …
Песенка «змеи»: ш – ш – ш ….
Песенка «комарика»: з – з – з …
Песенка жука: ж – ж – ж …
3. Игра «Узнай звук». (Педагог читает стихотворение, ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слово со звуком [ч]. При правильном выполнении задания ребёнок должен хлопнуть в ладоши 7 раз).
А теперь, будь внимательна. Хлопай в ладошки, когда услышишь в стихотворении слово со звуком [ч].
Ч айка ч айник вскипятила,
Ч айка ч аек пригласила.
- Приходите все на ч ай.
Сколько ч аек – отвеч ай.
4. Фонетическое упражнение: «Пальчики здороваются». Давай вспомним, где находится язычок, когда мы произносим звук [ч]? (Вверху, мы поднимаем его к нёбу). Соединяй пальчики с большим пальцем, и красиво произноси звук [ч] (Ребёнок выполняет упражнение сначала на правой руке, на левой руке, затем на обеих руках одновременно).
5. Автоматизация звука [ч] в слогах. Игра «Волшебные кнопочки» (Приложение 3).
(Ребёнок нажимает указательным пальцем на «кнопки» и отражённо произносит серию слогов).

Мы со звуком [ч] играем,
И на кнопки нажимаем.
Нажимай на «кнопочки» и красиво произноси слоги. Постарайся к каждой серии слогов подобрать такое слово, которое звучит похоже, в рифму. А поможет тебе в этом «логопедический» кубик (Приложение 4). (На гранях кубика располагаются картинки со словами – рифмами).
Ач–ач–ач–ач – называю врач. Чи–чи–чи–чи – назову мячи.
Оч–оч–оч–оч – называю дочь. Чо–чо–чо–чо – назову плечо.
Еч–еч–еч–еч – называю меч. Чан–чан–чан – чан назову кочан.
Уч–уч–уч–уч–называю ключ. Ичка–ичка–ичка – назову синичка.
6. Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Строим дом». (На столе разложены прямоугольники – «кирпичи», на обратной стороне которых изображены картинки со звуком [ч]: очки, мяч, ключ, кочка, бабочка, бочка, кабачок, кирпич, черепаха, чемодан, чайник, пчела ).
(Приложение 5).
Сейчас мы будем строить дом для Дюймовочки. Из чего мы будем его строить? (Из «кирпичей»). Если дом из кирпичей, то он какой? (Кирпичный). Бери «кирпичик», называй картинку и прикрепляй её к домику. (Ребёнок называет картинку и прикрепляет её на ковролинограф, где обозначены контуры дома. Когда дом будет готов, ребёнок «заселяет» в него Дюймовочку).
(Приложение 6).
7. Динамическая игра «1,2,3 – за мною повтори!» (Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом и произносит слова – рифмы со звуком [ч]).
Ач-ач-ач
Попрыгай, как мяч !
Чи-чи-чи –
Как зайка, поскачи !
Чок-чок-чок
Сожми руки в кулачок !
Чок-чок-чок
А теперь - на бочок!
Чай-чай-чай –
Головой покачай!
А теперь улыбнись
И на место садись!
8. Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Поможем Дюймовочке». (Педагог предъявляет ребёнку картинки с изображением больших предметов. Ребёнок называет предмет ласково. При правильном выполнении задания, в словах, называемых ребёнком появляется звук [ч]).
Какая Дюймовочка – большая или маленькая? (Маленькая). Значит, предметы, вещи, которые ей нужны, тоже должны быть маленькими. Как же нам помочь Дюймовочке? Я думаю, без волшебства здесь не обойтись. Бери «волшебную палочку», дотрагивайся до картинки и называй её ласково (Приложение 7).
Сумка – сумочка.
Лента – ленточка.
Тапки – тапочки.
Ложка – ложечка.
Ваза – вазочка.
Носки – носочки.
Юбка – юбочка
Чашка – чашечка.
Шапка – шапочка.
Стул – стульчик.
Лампа – лампочка.
Кофта – кофточка.
9. Автоматизация звука [ч] во фразах. (Ребёнку демонстрируется рассказ – мнемодорожка. Взрослый читает текст, указывая на картинки. Ребёнок пересказывает текст с опорой на картинки).
«У Дюймовочки День рождения. Бабочка подарила ленточку. Кузнечик – дудочку. Жучок – колокольчики. Паучок – рукавички. Ласточка – чемоданчик. Пчела угостила всех печеньем. Всю ночь гости пили чай».
Посмотри на картинки и расскажи, как прошёл День рождения Дюймовочки.
III. Заключительная часть.
Какой звук мы сегодня учились красиво произносить? (Звук [ч]). Кому мы помогали на занятии? (Дюймовочке). Что было трудным для тебя? В какую игру тебе хотелось бы поиграть в следующий раз?
Дюймовочке очень понравилось, как ты сегодня занималась, как справилась с заданиями. И она приготовила для тебя подарок … (картинки - наклейки).

Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Если занятия с логопедом однообразны, то у ребенка со временем может утратиться интерес к занятиям, мотивация говорить “правильно и красиво”. В настоящее время все большее значение приобретают вопросы,связанные с использованием компьютерной технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование логопедического тренажера «Дельфа -130» при работе над дыханием в коррекционной работе с дошкольниками.

В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Если занятия с логопедом однообразны, то у ребенка со временем может утратиться интерес к занятиям, мотивация говорить “правильно и красиво”. В настоящее время все большее значение приобретают вопросы,связанные с использованием компьютерной технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Применение компьютерных технологий является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Внедрение компьютерных технологий на сегодняшний день является неотъемлемой частью образовательного процесса. Применение компьютерных технологий позволяет:

  • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • задействовать как визуальный канал восприятия информации учащимися (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;
  • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;

Интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы школьников.

В нашем дошкольном учреждении используется логопедический тренажер «Дельфа-130». Логопедический тренажер "Дэльфа-130" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.

Прежде чем приступить к работе по исправлению и постановке звуков, проводится работа по формированию правильного речевого дыхания, в том числе и с использованием логопедического тренажера «Дельфа-130» . Она организуется по нескольким направлениям:

Отработка диафрагмального дыхания;

Развитие ротового выдоха;

Дифференциация ротового и носового дыхания;

Развитие плавного фонационного выдоха.

Правильное речевое дыхание у детей с ОВЗ достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным.При речевом дыхании выдох гораздо длиннее вдоха. Выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом. Кроме того, длинный выдох очень важен для обучения детей навыку письма. Ведь, когда ребенок начинает учиться писать, он делает вдох и на выдохе начинает выводить буквы. Если воздуха для написания всего слова ему не хватает, он вынужден остановиться и снова сделать вдох.В этот момент чаще всего поисходит пропуск букв.

Игры и упражнения по развитию физиологического и речевого дыхания с использованием логопедического тренажера «Дельфа – 130»

Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху, формировать произвольный ротовой выдох, учить продолжительному ротовому выдоху.

  1. Упражнение « Бабочка,лети »

Педагог показывает ребенку на экране бабочку и предлагает поиграть с ней
- Смотри, какая красивая разноцветная бабочка! Посмотрим, умеет ли она летать.
Педагог дует в микрофон.
- Смотри, полетела!(на экране бабочка приподнимается над цветком) Теперь ты попробуй подуть. Пусть бабочка улетит дальше и выше

Ребенку предлагается подуть в микрофон длительно так, чтобы бабочка на экране приподнялась над цветком, « полетела» Бабочка порхает при правильном и устойчивом выдохе и садится на цветок, если пауза превышает допустимую.

Игра сопровождается стихотворным текстом:

Бабочка летала, устали не знала

Села, посидела и опять полетела.

2. Упражнение «Горячий чай»

Предлагается игровая ситуация.

Карлсон прилетит к Малышу.Надо угостить его чаем.Чай горячий. Сможет Карлсон его пить? Что делать? Ребенку предлагается подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: наберу много воздуха и подую так, чтобы щечки не надувались. Если упражнение выполняется верно- пар над чашкой приходит в движение. На правильный и устойчивый выдох будут указывать колышущиеся струйки.

  1. Упражнение «Задуй свечку»

На экране компьютера изображён праздничный пирог с горящими свечами. Ребёнку предлагается подуть в микрофон и задуть свечи на пироге. При активном и сильном выдохе свечи будут гаснуть одна за другой.
Оказывается, сегодня у Дюймовочки День рождения. Вот какой праздничный пирог ей подарили. Сколько свечек на праздничном тортике? Какого они цвета? Сколько свечек ставили на торт в твой день рождения? Это больше чем 6 ? Давай поможем Дюймовочке - задуем свечи. Носом делаем короткий вдох, выдох долгий, бесшумный, губы «трубочкой». Постарайся задуть на одном выдохе несколько свечей.

Показывается способ действия, затем ребенок делает то же самое.

  1. Упражнение«Бегемотик».

На экране компьютера изображён Бегемот. Ребёнку предлагается произносить в микрофон гласные звуки. Чем сильнее будет звук, тем шире Бегемот на экране раскроет рот.
Бегемотик хочет поздравить Слоненка с Днём рождения. Догадайся, какие песенки он хочет ему спеть? (Педагог беззвучно артикулирует гласные звуки, ребёнок угадывает их и громко произносит в микрофон. Педагог предваряет произнесение ребёнком звука кратким стихотворением).
Широко откроем рот,
Песню громко пропоём: А – А – А …
Губки трубочкой сложи,
И дуди – дуди –дуди: У – У – У …
Широко ты улыбнись
Звонко песню протяни: И – И – И …
Губки в колесо сложу

И вот так я пропою: О – О – О

Ребенок на выдохе пропевает гласные звуки: аааааааа, уууууу, оооооо. При правильном выдохе через рот и нормальной силе голоса бегемот на экране открывает рот и удерживает его открытым, пока есть непрерывное звучание. Произношение звуков позволяет контролировать длину выдоха.

Во время проведения описанных игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. Перечисленные упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха и не позволят утратить интерес к занятиям. Использование в работе с дошкольниками логопедического тренажера «Дельфа - 130» в современных условиях является неотъемлемым средством коррекции в структуре комплексной логопедической работы. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода, учитывать индивидуальные особенности ребенка, делает занятие более насыщенным и комфортным.

Таким образом , ПРИМЕНЕНИЕ информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Светлана ромашина - биография, информация, личная жизнь
Если не сдал госы когда пересдача
Блины с грибами, рисом и яйцом