Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ь и ъ знаки примеры. Правописание слов с разделительным ь. Разделительный мягкий знак

На сегодняшний день в русском языке твердый знак (Ъ) несет только разделительную функцию.

Твердый знак после русских приставок

Чаще всего твердый знак используется между русской приставкой, оканчивающейся на согласную, и корнем, который начинается на е, ё, ю, я. Например, слово "объявление" состоит из русской приставки об- и корня -яв- , который начинается на я . В данном случае приставку и корень следует разделить твердым знаком.

Еще несколько примеров употребления разделительного твердого знака между приставкой и корнем: сверхъестественный, съёжиться, предъюбилейный и т.д.

Твердый знак в сложных словах

Разделительный твердый знак также употребляется в сложных словах между двумя корнями, когда первый корень представлен числительными двух-, трех-, четырех- , а второй корень, как и в первом случае, начинается на е, ё, ю, я. Например: двухъярусный, трехъярусный, четырехъярусный.

Твердый знак после иноязычных приставок

Третий случай, когда в словах употребляется разделительный твердый знак – когда в слове присутствует иноязычная приставка, оканчивающаяся согласной буквой, и корень, начинающийся на е, ё, ю, я. Примеры: адъютант, трансъевропейский, конъюнктура и др.

Также существуют случаи, когда разделительный твердый знак пишется внутри слова (фельдъегерь, изъян ).

Следует помнить, что твердый знак никогда не пишется:

  • в сложносокращенных словах между основами слов. Например: детясли , а не детъясли .
  • перед другими гласными, кроме е, ё, ю, я. Например, сверхактивный, безобразный .
  • в словах, которые пишутся через дефис. Например, в слове пол-Европы твердый знак не пишется, несмотря на то, что приставка оканчивается на согласную, а корень начинается с буквы е .

Таким образом, разделительный твердый знак в русском языке используется в четырех случаях:

  • между русской приставкой, оканчивающейся на согласную, и корнем на е, ё, ю, я ;
  • в сложных словах между первым корнем, представленным числительными двух-, трех-, четырех-, и вторым корнем на е, ё, ю, я ;
  • между иноязычной приставкой, оканчивающейся на согласную, и корнем на е, ё, ю, я .
  • в определенных случаях внутри слов.

Карточка 1

Вставь ъ , где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.

Образец: въезд.

В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.

Карточка 2

Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

Образец: отъезд .

Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Карточка 3

Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.

Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.

...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 4

Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь , а цифрой 2 -слова с ь - показателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,

мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.

Карточка 5

Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.

Образец: (Лиса ) лисья нора ,

(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,

(медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка, (белка)..................................... шкурка.

Карточка 6

Запиши слова в два столбика: в первый - слова с разделительным мягким знаком, а во второй - слова с мягким знаком - по­казателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 7

Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.

1. Вся сем....я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с....есть, надо в воду лезть. 3. По плат....ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с...ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер.....ями, а человек учен......ем.

Карточка 8

З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их замораживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.

....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 9

Запиши слова в два столбика.

Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтальон, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 10

Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разде­лительными ъ и ь.

1. Саша ………………... пирог. 2. К дому...................................... машина. 3. Весной по дорожкам потекли........................................... . 4. Илья любит пенки с...................... 5. Птицы …………………. . гнезда на........................................ и кустарниках. 5. Дожди часто...................................... осенью.

Карточка 11

Спиши, вставив пропущенные буквы.

1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 2. Гости (с) ели вкусный торт. 3. Черви (под) ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под) ели.

.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 12

Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: С-, под-, об-, раз-, в-, от-.

...……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Карточка 13

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Как-то в блюдеч..ке в..ренья.......................................................................................

Я (на) шел ст..хотворен..е. .......................................................................................

Я, конеч..но, сразу сел......................................................................................

И в..рен..е быстро сел. .......................................................................................

И тепер.. для продолжен..я........................................................................................

Этого ст..хотворен..я.......................................................................................

Нет ни капел..ки в..рен..я. ...........................................................................................

Тест «Разделительные знаки»

Ученик..........................................................

1. Где пишут разделительный мягкий знак в словах?

а) сразу после приставок;

2. Где пишут разделительный твердый знак в словах?

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

3. С каких букв должен начинаться корень?

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед pаз -
делительным твердым знаком?

а) на согласную;

б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишут разделительный мягкий
знак? Обведи нужные буквы.

6. Перед какими гласными пишут разделительный твердый
знак? Обведи нужные буквы.

А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.


мягкий знак.

а) жизн..;

б) счаст..е;

в) б..ет;

г) пис..мо.

7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный
твёрдый знак.

а) у...ехал

б) пред...явить

в) в..ет;

г) об..яснить.

Тест: « Разделительный мягкий знак»

Ученик

1 уровень

    Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

    Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

    Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

2 уровень

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.

Охотник зарядил.

С деревьев осыпались.

На веревке сушится.

3 уровень

Исправь ошибки.

Наша Кожка мурка- бальшая шолунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схвотила Чючело. Осталис от птичьки одни клочя.

Тест: «Разделительные ь и ъ»

Фамилия, имя...............................................

1. Выбери правильный ответ.
Разделительный ь пишется:

а) после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я;

б) после приставок, которые оканчиваются на согласный,
перед буквами е, ё, я.

2. Выбери правильный ответ.

Разделительный ь показывает, что

а) согласный звук и следующий за ним гласный
произносятся раздельно;

б) согласный звук, после которого он стоит, произносится
мягко.

3. Подчеркни слова, в которых ь обозначает только мягкость согласных звуков.

Соловьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.

4. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья.

5. Распредели слова в три столбика: 1 - с разделительным мягким знаком; 2 - с мягким знаком - показателем мягкости согласного; 3- с разделительным ъ.

Хлоп...я, с.езд, счаст...е, в...юга, учител...ница, мал..лик, с...емка.

.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... ..................................................................................................................................................................

Правописание Ъ и Ь

I . Разделительные Ъ и Ь

Вид орфограммы

Условие

Примеры

Разделительный Ъ

После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я

В ъ е зд, под ъ ё м, об ъ я вление, с ъ е хидничать, раз ъ яриться, об ъ е горить, раз ъ ё мный, без ъ я зычный, меж ъ я русный

После иноязычных приставок на согласный (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, пан-, суб-, транс-) перед Е, Ю, Я

Пан ъ е вропейский, ад ъ ю тант, ад ъ ю нктура, диз ъ ю нкция, ин ъ е кция, кон ъ ю нктура, кон ъ ю нктивит, суб ъ е кт.

После числительных двух-, трех-, четырех- перед -Я

Двух ъ я русный, трех ъ я русный, четырех ъ я русный

В некоторых фамилиях типа Под ъ япольский

В слове из ъ ян

В середине слова (не после приставки) в заимствованных словах

Фельдъ егерь

В сложносокращенных словах типа Главюрист, иняз, детясли, оргединица буква ъ не пишется

В сложных словах, пишущихся через дефис, типа тред-юнион буква ъ не пишется

Разделительный Ь

В корнях, суффиксах и окончаниях перед Е, Ё, Ю, Я, И

Барь е р, лись и , кость ю , бурь я н, фортепь я но (написание фортепиано является устаревшим)

В иноязычных словах перед –О -

Буль о н, павиль о н, шампинь о н

В слове под ь ячий (от слова дьяк)

В слове интер ь ер пишется ь (здесь интер- не является приставкой)

II . Ь для обозначения мягкости согласного

III . Ь в разных частях речи

Часть речи

Мягкий знак пишется

Мягкий знак не пишется

Имя существ.

1.В третьем склонении

Например: мелочь , помощь

1.Во втором склонении после шипящих.

Например: луч, плащ

2.В женском роде в родительном падеже во множественном числе

Например: множество дач, из-за туч

Имя прилагат.

1. В прилагательных, образованных от названия месяцев (кроме январский)

Например: июнь ский, сентябрь ский, октябрь ский, ноябрь ский, декабрь ский

1.После шипящих в кратких именах прилагательных.

Например: свеж, хорош, текуч, могуч

Имя числительн.

1.В именах числительных ПЯТЬ – ДЕВЯТНАДЦАТЬ , ДВАДЦАТЬ , ТРИДЦАТЬ Ь пишется на конце.

2.В именах числительных ПЯТЬ ДЕСЯТ – ВОСЕМЬ ДЕСЯТ, ПЯТЬ СОТ – ДЕВЯТЬ СОТ Ь пишется в середине, между двумя основами.

1.В инфинитиве перед –СЯ, а также после шипящих.

Например: улыбать ся, беречь , беречь ся.

2.Во 2-м лице единственного числа.

Например: гуляешь , улыбнешь ся

3.В повелительном наклонении.

Например: нарежь те, приготовь те

1.В 3-м лице единственного числа перед –СЯ.

Например: улыбается, улыбнется

1.После шипящих, кроме исключений.

Например: лишь , прочь , настежь

1. ИСКЛЮЧЕНИЯ : уж, замуж, невтерпеж

Начало формы

Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с гласной и, то вместо и пишется ы (предыюньский, разыграть); исключения:

    сложносокращенные слова (пединститут), -взимать,

    приставки меж- и сверх- (межинститутский, сверхинтересный),

    слово "двухимпульсный" и т.п.

    иноязычные приставки дез-, контр-, пост-, супер-, транс-, пан-(контригра, субиндекс).

Раздел кодификатора ОГЭ по русскому языку: 6.4 Употребление Ь и Ъ.

Правописание мягкого знака Ь состоит в соблюдении 4 групп правил: 1) разделительный мягкий знак: правописание; 2) употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных; 3) мягкий знак после шипящих; 4) мягкий знак в некоторых падежных и глагольных формах.

1. Разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак пишется:

  • перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставок , например: карьера, курьезный, воробьиный, вьюга, обезьяна ;
  • в сложносокращенных словах , если мягкий знак был в первом слове, например: мелькомбинат, Связьинвест;
  • перед О в следующих заимствованных (иноязычных) словах , почти полный список: батальон, бульон, гильотина, каньон, компаньон, котильон, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, монсеньор, павильон, папильотка, почтальон, сеньор, фьорд, шампиньон, шиньон, эспаньолка .

2. Употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных

  1. На конце слова знак Ь пишется после любого мягкого согласного, например: конь (ср. окон), уголь (ср. угол), фонарь, ударь (ср. удар).
  2. В середине слова мягкий знак пишется:
  • после мягкого Л , стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, мальчик, пильщик ;
  • после мягкого согласного , стоящего перед твёрдым согласным , например: Кузьма, меньше, борьба ;
  • между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким, например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).
  1. Буква Ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч : речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, ларчик.
  2. Мягкий знак не пишется между двумя мягкими Л : иллюзия .

3. Мягкий знак после шипящих

После шипящих мягкий знак пишется:

  • в именах существительных женского рода единственного числа (им. и вин. падеж), например: речь, тишь, рожь, мышь, дочь, ночь;
  • : назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте ;
  • в неопределенной форме глаголов : беречь — беречься, стричь — стричься ;
  • во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;
  • в наречиях , например: невмочь, сплошь (исключения : уж, замуж, невтерпёж );
  • в частицах вишь, бишь, лишь, ишь (исключения : уж, аж ).

4. Остальные случаи

Мягкий знак употребляется:

  • в творительном падеже множественного числа некоторых существительных (например: детьми, людьми, четырьмя )
  • числительное восемь во всех падежах (например: восьми, восемью, восьмью );
  • в неопределённой форме глагола : возить - возиться, брить - бриться ;
  • в повелительном наклонении глаголов (см.Примечание 1): приготовь, приготовьте, приготовьтесь .
  • в конце следующих числительных (им. и вин. падеж) пять, шесть. семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать ;
  • перед буквой О в некоторых числительных (см.Примечание 2): секстильон, квадрильон, квинтильон, септильон и др.

Примечания:

(1) Обратите внимание на употребление в повелительном наклонении форм глагола, имеющего только две формы: форму 1 -го лица ед. числа — ляг и форму 2-го лицами, ч. — лягте .

(2) Существует вариантное написание следующих числительных: секстиллион, квадриллион, квинтиллион, септиллион и др.

(3) Заметьте: существительные дочь, кость и плеть в творительном падеже мн. ч. имеют окончание -ями (дочерями, костями, плетями ), а устаревшие формы (дочерьми, костьми, плетьми ) в современном языке можно встретить только во фразеологизмах (лечь костьми, бить плетьми ).

(4) Запомните: если окончанию -ня предшествует буква л , то после неё пишите мягкий знак: купальня, колокольня, гладильня, коптильня и др.

(5) Запомните написание наречий: точь-в-точь и просторечного допрежь .

(6) Отличайте написание суффиксов -ть-(ся ) и др, инфинитива от суффикса -т-(ся) формы 3-га лица настоящего времени. Сравните: Она хочет учиться в консерватории. Она там учится ?

(7) Обратите внимание на правописание следующих слов: то бишь (то есть, а именно), туш (музыкальное приветствие) и тушь (краска), тоньше и тончайший , нянька и нянчить .

(8) Обратите внимание на особенность написания слова любовь . Нарицательное существительное любовь в косвенных падежах теряет гласную букву о: нет любви, к любви, о любви. Собственное имя Любовь сохраняет эту гласную во всех формах: Молодой Блок проводил много времени у Любови Дмитриевны Менделеевой.

В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.

Три роли одной буквы

Мягкий знак - одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) - что-то среднее между Е и И.

В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова - просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень - пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).

А может быть разделительным.

Что разделяет мягкий знак?

Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:

Статья – [стат’й’а´]

Пьёт – [п’йо´т]

Вьюга [вйу´га]

Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е - [й’э], ё - ]й’о], ю - [й’у], я - [й’а].

В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения

Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

Приведем примеры таких слов:

  • Бульон.
  • Медальон.
  • Шампиньон.
  • Почтальон.
  • Каньон.
  • Котильон.
  • Батальон.
  • Павильон.

Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?

Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Этапы и стадии эмбрионального периода
Военные инженерные вузы. Военные училища россии. Источники и дополнительная информация
Шойгу биография. Биография. Награды субъектов Российской Федерации