Саттвичное питание.  

   Вспомним известное древнее изречение: "Мы – то, что мы едим". Человек снабжён пятью органами восприятия: языком, глазами, ушами, носом и кожей и управляющими ими чувствами познания (Джнāна-индрийами): вкусом, зрением, слухом, обонянием и осязанием. Все они по своей природе благостны (Саттвичны) и должны оставаться таковыми на всём протяжении жизни, иначе восприятие мира будет искажено. Всё, что поступает по этим пяти каналам в организм, считается пищей. Чтобы преуспеть на Пути Освобождения от неведения, крайне важно исключительно благонесущее (Саттвичное) и умеренное питание.

   Начнём с языка. Хотя Иисус и говорил, что "не то, что входит в уста оскверняет, а то, что выходит", этим несомненно Он подразумевал важность правдивой и доброй речи, на которую в те времена и в той местности обращали меньше внимания, чем на пищу для физического тела. "Веды" учат, что существует двое врат, через которые в человека проникает иллюзия (майа), первые врата – это язык или желудок, вторые – вожделение или половые органы. Преодолев пристрастие к еде и противоположному полу, человек становится не подвластен иллюзии. И ещё один весьма немаловажный факт, священные Писания ("Упанишады") декларируют, что если человеку удаётся контролировать чувства и тело, Внутреннее устанавливается само собой.

   Самая внешняя и грубая оболочка человеческой Души носит название Анна-майа-коша, что в переводе с санскрита означает "иллюзорная оболочка, созданная из пищи". Тот, кто желает жить спокойно и счастливо, а тем более высоко взойти по ступеням Йоги, обязан перейти на пищу исключительно растительного происхождения, которая поддерживает чистоту как тела, так и чувств, ума и способности Различения (Буддхи). К питанию следует относиться, как к лекарству: пищи не должно быть мало или много. Крайне важно понимать, что только заработанная и предложенная Богу пища несёт человеку истинное Благо. Другими словами, она должна быть освящена и обоснована Единым Божественным Принципом, пребывающим в каждом. Тогда она становится Прасадом.
Господь сказал в "Бхагавад Гите":
Кто освящённую пищу вкушает,
Будет свободен от скверны греха.
Кто по привычке язык наслаждает,
Не сможет достичь Чистоты никогда!


   Пища животного происхождения не предназначена для человека и засоряет его сознание, как шлаками, так и животными страстями. Как сказано в Писаниях: "Человек может употреблять невегетарианскую пищу, но она не предназначена для него". А всё, что необосновано и не предназначено, оскверняет сознание. Посмотрите на длинну кишечника вегетарианцев и хищников.
   Некоторые могут спросить: "А ведь растения – тоже живые существа. Разве они не страдают, когда мы режем и готовим их?" Да, все растения живые, но у них нет чувств, они – словно пациенты под наркозом во время операции, которые ничего не ощущают, когда их режут. У животных, напротив, есть чувства, и когда люди убивают их, они очень страдают. Только те, у кого есть ум, переживают боль и удовольствие. Только подвижные существа: животные, птицы, водные обитатели и насекомые наделены умом, у растений и деревьев он полностью отсутствует.
   Чтобы избежать неблагоприятных мыслей, никогда не употребляй невегетарианскую пищу, а также пищу добытую неправедным путём и не предложенную Богу. Не переедай и не истощай свой организм чрезмерными постами.
   Различные внешние чувства, проникающие в ум, просят или требуют от вас определённой пищи. Вы можете и не видеть этого, но это – факт. К примеру чувство гнева, как и кровожадного хищника не удовлетворить Саттвичной пищей, оно требует острой и солёной (раджасичной) еды и возбуждающих напитков. Тоже самое касается и всех остальных нечестивых чувств: вожделения, жадности, зависти и т.д. Вот почему так важно придерживаться исключительно Саттвичного питания!
   Нельзя удовлетворять капризы языка, когда он жаждет каких-то изысканных яств. Если ты будешь употреблять простую не солёную и не острую здоровую пищу, язык может некоторое время и противиться, однако в скором времени он смириться и будет приветствовать её. Таким образом можно покорить свой язык и стать его хозяином. Язык также иногда настаивает на скандальных и похотливых разговорах, и здесь тоже есть над чем поработать, чтобы обуздать и эту его нечестивую тенденцию.
   Будь всегда немногословен, говори сладко, общайся только с определёнными людьми и при острой необходимости. Никогда не кричи и не повышай голос в волнении или гневе. Такой контроль способствует улучшению здоровья и ментального Покоя, наилучшим отношениям с людьми, а также сведёт на нет все твои конфликты с окружающими. Кто-то может вначале посмеиваться над этим, однако при всём этом тебя ожидает огромная польза. Ты сэкономишь своё время и силы и сможешь направить свою внутреннюю энергию на более возвышенные цели. Сказано: "Кто покорил свой язык, тот способен покорить и всё остальное!"

   Конечно, в растительном мире также присутствует отупляющая (тамасичная) и повышающая страсть (раджасичная) пища, которую ни в коем случае употреблять не следует. Вот её основной перечень: алкоголь, крепкий кофе, крепкий чай, неорганическая соль, любые полуфабрикаты и консервы, лук и чеснок, все виды грибов, репа, редис и подобные им горькие корнеплоды; дрожжевая выпечка, рафинированные растительные масла и сахара, а также всё слишком солёное, горькое или вяжущее, слишком пряное или слишком жирное, слишком горячее или холодное.

   Мы – не растения, и потому наш организм не в состоянии правильно усваивать неорганические вещества. По этой причине необходимо полностью отказаться от соли, заменив её на первых порах порошком морских водорослей. То же самое касается и синтезированных лекарств, и искусственных пищевых добавок, которые также необходимо заменить аюрведическими лекарственными средствами. Лучшие аюрведические лекарства – тибетские пилюли и ринчены, изготовляемые на фабрике института тибетской медицины и астрологии "Мен Тси Кхан" под руководством Далай Ламы. Всегда помни о том, что неорганические и синтезированные органические вещества, присутствующие в потребляемой тобой пище, подрывают твоё здоровье. Не забывай, что только "в здоровом теле – здоровый Дух".

   Всегда помни о том, что Саттвичная пища имеет сладковатый или неярко выраженный вкус и, что самое главное, она благотворит и успокаивает.

   Вот перечень Саттвичной пищи: фрукты и ягоды, орехи и семена, зерновые, многие крахмалистые и зелёные овощи и зелень, мёд, нерафинированные сахара и растительные масла, а также свежие молочные продукты в умеренных количествах. Некоторые считают, исходя из логики, что мёд и молочные продукты употреблять не следует, так как в их производстве участвовалм животные и насекомые. На самом деле, в наш век Кали употребление коровьего молока обосновано и Благословлено. Вспомните Аватара Шри Кришну, который приветствовал все молочные продукты и мёд. Каждый человек должен следовать примеру Ааватаров, ведь именно для этого Они и нисходят на землю.

   Фрукты и ягоды – самая здоровая и полезная еда, особенно их сладкие сорта. Не забывай, что слишком выраженный кислый вкус привносит в сознание раджас, а вяжущий и горький – тамас. Лучшие из фруктов: манго, инжир, виноград, арбуз, папайя, невяжущие сорта хурмы, яблоки, мандарины, черешня, малина и черника. Достоинства других фруктов также трудно переоценить и многое ещё, несомненно, зависит от сортов и степени зрелости.
   Лайм, хотя и кислый на вкус, но в отличии от лимона имеет сладкий эффект после переваривания (Випак) и потому просто незаменим для приготовления напитков (особенно в сочетании с мёдом). Что касается груш и дынь, не смотря на их прекрасный вкус, ими увлекаться не стоит и лучше их употреблять отдельно, за пару часов до или после основного приёма пищи, так как они препятствуют общему процессу пищеварения. Арбуз содержит в своём составе трудно-перевариваемые волокна, поэтому его желательно кушать только в первой половине дня.
   В наши дни экология на планете находится в весьма плачевном состоянии, поэтому все фрукты и овощи лучше употреблять без кожуры.
   "Тяжёлые фрукты", такие как бананы, авокадо или сухофрукты, следует употреблять в умеренных количествах.

   Относись к пище, как к лекарству! Не забывайте, что главное в еде – эффект после переваривания (Випак). Пища должна не столько насыщать, сколько освежать организм. И лучше немного недоесть, чем переесть!

   Орехи и семена – наилучшая и наиважнейшая пища для ума и тела, и в сочетании с фруктами и салатами, воистину, является идеальной пищей для человеческого организма. Как манго считается королём фруктов, так и сладкий миндаль – лучший из орехов. Хороши также кешью, фисташки и фундук, не горькие и к тому же относительно недорогие грецкие орехи и арахис. "Тяжёлые" кокосы и кедровые орехи следует употреблять в небольших количествах.
   Очень полезны семена кунжута, тыквы, подсолнечника и такие саттвичные специи как укроп, петрушка, фенхель, корица, гвоздика и кардамон.

   Королём овощей по праву считается тыква, особенно полезны её сладкие сорта. Также хороша окра, спаржа, огурец, кабачок, батат, жёлтые сорта картофеля, сладкая морковь и люфа. Лучше употреблять овощи по сезону и выращенные неподалёку.
   Помидоры и сладкий перец следует использовать в умеренных количествах, так как в их природе преобладает раджас, однако в них есть много и полезного для организма, поэтому полностью отказываться от них не стоит.
   Желательно сдабривать приготовленные блюда листьями базилика и мяты, не кислого шпината и не горького салата, фенхеля и укропа, петрушки и кинзы (кориандра).
   Все виды капусты по своей природе раджасичны, и потому лучше использовать более благотворные из них: цветную, брокколи и пекинскую.

   Зерновые – саттвичная и энергоёмкая пища. Желательно употреблять их не измельчёнными. Они очень полезны и в пророщенном виде.
   Рис по праву считается королём зерновых, особенно благоприятен сорт "басмати", который в смеси с машем (мунг-далом) издревле считался основной пищей (кичари) практикующих Йогу. Хороша также гречиха (не обжаренная, а высушенная), пшеница, овёс, ячмень и просо.
   Что касается дрожжевого хлеба, то от него необходимо постепенно отказаться, заменив его, если это необходимо, бездрожжевыми лепёшками и блинами.

   Хотя бобовые по своей природе раджасичны, мунг-дал, бобы адуки и чечевицу, которые являются наиболее благотворными из них, можно использовать в пищу, в том числе и в пророщенном виде.

   Не забывай о наставлении Господа в "Бхагавад Гите": "Тот кто ест слишком много или не доедает, не сможет стать Йогом". Сказано также: "Еда после заката солнца и сон после рассвета открывают врата болезням".

   Нерафинированные свежие масла, в особенности кунжутовое, оливковое и подсолнечное, очень полезны для здоровья и подходят как для тушения, так и для заправки салатов. Также питательно и полезно очищенное путём нагревания и затем отфильтрованное сливочное масло (Гхи). Однако всегда помни о том, что лучшей считается пища, в которой не содержится добавленных масел, и поэтому не злоупотребляй ими!

   Следует полностью отказаться от жареного. Если ты желаешь подвергнуть пищу тепловой обработке, лучше запечь её или приготовить на пару, а также сварить или стушить.

   Мёд является очень важным продуктом, его лучше употреблять в сотах и желательно, чтобы он не был пастеризован, то есть не претерпевал когда-либо нагрева выше 60 градусов. То же самое касается и молочных продуктов, так как при этом они приобретают тамасичные свойства и уже не так хороши. Для еды также хороши пальмовые и тростниковые нерафинированные сахара (джагери).

   Не забывай, что молочные продукты и калорийные сладости, съеденные в больших количествах, несут раджасичные последствия.

   Следует с одинаковой лёгкостью как принимать пищу, так и отказываться от неё. Если ты принимаешь пищу с лёгким чувством, а после еды ощущаешь тяжесть, значит ты переел, и это будет наполнять сознание и тело отупляющими (тамасичными) ощущениями.
   Пространство в желудке делится на четыре части (четыре – число полноты). Молодым людям можно заполнять три четверти желудка пищей и одну водой. Взрослым, особенно после сорока, следует заполнять только две четверти желудка пищей и одну четверть водой; оставшуюся четверть необходимо оставить для воздуха. Если ты наполнишь весь желудок пищей, не оставив места даже для воды, то тем самым нарушишь все законы пищеварения и будешь страдать. После обеда следует спокойно посидеть, как минимум пятнадцать минут. Это поможет крови свободно циркулировать от головы до пят.

   В "Упанишадах" сказано, что, стремящиеся к Освобождению (Йоги) едят один раз в день, наслаждающиеся иллюзорным миром (бхоги) – два раза в день, и больные люди (роги) – три раза. Следовательно, тот, кто желает жить счастливо, должен приучить свой организм к одноразовому питанию. Как сказано в Писаниях: "Сегодня поступок, завтра – привычка".
   Что подразумевается под одноразовым питанием? Это означает, что человек один раз в день (лучше в полдень) употребляет необходимый ему объём белково-крахмалистой пищи; в остальное время он лишь освежает организм водой, напитками, соком или фруктами, и утоляет чувство голода небольшим количеством молока или йогурта. Такое питание не обременяет желудочно-кишечный тракт. Не следует без крайней необходимости есть до восхода и после заката солнца, так как его свет участвует в процессе пищеварения. Ну и, конечно же, не следует притрагиваться к еде, если отсутствует чувство голода и во рту не выделяется слюна. В таком случае в этот день лучше отдохнуть от пищи. Когда организм пресыщен или избавляется от токсинов, необходимо на время отказаться от твёрдой пищи, довольствуясь лишь водой или соками, напитками и отварами.

   Всегда помни о том, что хотя в "Ведах" и говорится: "Пища – это Бог (Аннам Брахма)", под этим подразумевается лишь то, что всё порождается Господом, в том числе и пища, и нисходит из Него. К хорошему также можно легко привязаться, поэтому не забывай, что правильное питание – не сама Цель, а надлежащее средство для Саморазвития наравне с умелым сочетанием работы и отдыха. Благотворная (Саттвичная) пища – благоприятный фон, способствующий чистоте и ясноВидению. Когда вы овладели своим желудком и приучили его к одноразовому питанию, Интуиция подскажет какую пищу, когда и в каких количествах вам следует употреблять. "Будет день – будет и пища!"

   Теперь о зрении. Ординарный человек на 90% живёт глазами, поэтому необходимо научиться замечать только доброе и прекрасное и отводить взгляд от всего того, что не является таковым. Например, места поклонения Господу и люди, достигшие Самореализации, принесут твоему уму благоприятные впечатления и привлекут его своими Божественными качествами и вибрациями. Однако не забывай, что Бог присутствует везде и повсюду. Он пребывает в Сердце каждого, и поэтому не ограничивай Его лишь храмом, мечетью или церковью.
   Пышный растительный мир, высокие горы, журчащие ручьи, несущие прохладу реки и озёра, бескрайние моря и океаны, в общем, всё то, что мы называем природой, привносит в наше сознание благотворные (Саттвичные) вибрации и впечатления. Бог управляет миром через "зеркало" природы и Его Отражение легче всего увидеть именно в ней.

   Необходимо помнить о том, что в процессе исполнения надлежащего долга (Дхармы) чувства не оскверняются, с чем бы ни приходилось соприкасаться. Всё остальное, воспринимаемое как раджасичное и тамасичное, следует полностью отвергнуть и не обращать на это внимание. Такое поведение способствует поддержанию чистоты ума и облегчает переход к внутреннему Видению, которое одарит тебя таким Блаженством, что ты пожалешь о напрасно потраченных годах на погоню за чувственными наслаждениями.

   Не мене важна и чистота слуховых восприятий, тем более в наш "железный век", наполненный машинами и механизмами, распрями и раздорами. Необходимо чаще бывать в тишине и по возможности проживать в тихом месте, например на опушке леса или на берегу водоёма. Очень полезно слушать Ведические гимны и Бхаджаны, а также звуки природы, ведь в зависимости от услышанного, ты переживаешь радость или страдаешь.
   В добрых разговорах нет ничего плохого, однако увлечение ими помешает тебе стать по-настоящему мудрым. Не общайся с порочными людьми, если, конечно, это не связано с должностными обязанностями и избегай даже слишком близкой дружбы с хорошими, чтобы не привязаться и не свернуть с внутреннего пути развития к внешнему.
   Также как человек надевает тёмные очки в горах, чтобы защитить свои глаза от жгучего солнца, так и в слишком шумных местах лучше защитить свой слух с помощью миниатюрных наушников или бируш от неблагоприятных звуков.

   Запахи и чистота воздуха оказывают огромное влияние на здоровье тела и чистоту ума и чувств. Особенно из-за его нечистоты страдает духовный Разум, который отличает плохое от хорошего. Человек может обходиться без пищи и даже без воды довольно долгое время, но без воздуха, как правило, не больше получаса. Поэтому обращайте особое внимание на чистоту и свежесть воздуха, особенно там, где вы отдыхаете или находитесь долгое время. Саттвичные сладкие умеренные запахи природного происхождения приветствуются, но не следует к ним слишком привязываться.

   Итак, соприкасаться лучше лишь с милыми и приятными Сердцу объектами. Например, людьми, достигшими Самоосознания, Божествами и иконами, Священными Писаниями и, конечно же, с природой. Несомненно, иногда по роду деятельности, приходится соприкасаться и не совсем, на ваш взгляд, милыми вещами, однако это нисколько не осквернит вас, если при этом вы исполняете свой общественный долг или помогаете кому-то. В остальное время необходимо следить за всем этим, также как и за добротностью и чистотой своей одежды, разумеется, из натуральных тканей, жилища и предметов, которые вас окружают, и которыми вы часто пользуетесь. Необходимо содержать в строгой чистоте все органы чувств.
   Ведические Тексты предписывают минимум раз в день совершать полное омовение и почаще промывать глаза, уши, нос и рот. Всё, к чему вы прикасаетесь, должно быть приятно вашему Сердцу. Воистину, где чистота, там и Святость!

   Саттвичное питание – лекарство от болезни привязанности к материальному миру (Бхава-роги). Господь одарил человека телом, и потому ко всем его органам и конечностям следует относиться с должным вниманием. Глаза необходимо освящать созерцанием Божьей Славы. Уши должны ликовать, когда им предоставляется возможность слушать прекрасные и удивительные истории о деяниях Господа. Язык должен радоваться, когда имеет возможность прославлять Его, иначе он также бесполезен, как и язык лягушки, сидящей на болотистом берегу и квакающей день и ночь.
   Человеческое тело дано нам для великой Цели – осознания в нём Всевышнего. Учитесь, как использовать способности тела, чувств, ума и духовного Разума для достижения этой Цели!

   Со временем, неуклонно практикуя все вышеперечисленные правила, вы твёрдо укоренитесь в Благости (Саттва-Гуне). Однако это ещё не Всё! Чтобы превзойти Её пределы, и подняться над всеми тремя основополагающими материальными качествами Природы и твёрдо укорениться только в своей внутренней Абсолютной Реальности (Āтмане), помимо всех этих правил необходимо неукоснительно следовать Интуиции. "Будет день, будет и пища!" То есть, в какие-то дни ваша пища может состоять только из универсальной жизненной Силы (Прāны), воздуха и воды или ограничиваться сырыми дарами природы. Это не должно пугать или смущать вас, ибо сказано: "Не пищей единой жив человек, но Словом Божьим". Позвольте Создателю Самому позаботиться о пище для Своих детей!