Назад
На главную


   Идти на поводу у чувств свойственно животным, но не человеку. Человек рождён, чтобы обрести Божественное Сознание!
Шри Сатья Саи.      


   Первая, фундаментальная ступень Йоги, Йама, это умение контролировать внешние чувства и впечатления или, другими словами, это – выработка навыка независимости от окружающей обстановки. Никогда не идите на поводу любых злых чувств, проникающих в вас: вожделения, привязанности, гнева, зависти, ненависти и жадности. Всё это не подобает настоящему человеку.
   Тех, кто покоряет общество и добивается мирской славы, прославляют как героев. Однако настоящие герои – только те, кто побеждают чувства, и их следует прославлять, как покорителей Вселенной.
   Слово "Йама" имеет несколько значений, в том числе и русской "ямы". Когда человек угодил в яму или ловушку чувств, он уже не в состоянии двигаться дальше, к Цели. Если слог "-ма" слова "Йама" рассматривается как отрицание, то оно означает "то, что делать нельзя", "смерть". Несоблюдение канонов первой ступени ведёт к остановке духовного развития, а затем к болезням духа и тела и даже смерти. Существует пять "ям" или "тёмных колодцев": насилие, ложь, воровство, страстное желание и привязанность. Соблюдение всех перечисленных ниже правил первой ступени поможет тебе восстановить утерянную взаимосвязь с истинным "Я", своим всеобщим Высшим Внутренним Принципом (Āтманом) и сделать свою жизнь мирной, спокойной и плодотворной.
   Санскритский термин "Йама", состоящий из двух слогов: "Йа-" и "-ма", можно (и нужно) трактовать и как "приверженность высоким благородным Качествам: Истине, Праведности, Любви, Покою и Ненасилию и отвержение любого зла", ибо слог Йа-" означает "приверженность", а "-ма" означает также и "вечные Идеалы".

Первая ступень включает в себя пять составляющих или стадий (йам):

1. Ненасилие (А-химса). Первое правило первой ступени Йоги – непричинение вреда. Под Ненасилием подразумевается не только воздержание от нанесения кому-либо телесных повреждений с помощью рук, ног или оружия. У тебя не должно быть никакой враждебности или неприязни, ведь это также является формой насилия. Когда на тебя накатывает злость, сохраняй спокойствие или повторяй Святое Имя. Не вспоминай о том, что может усилить злость, иначе это приведёт к неисчислимым бедам. Навязчивость и придирчивость – также разновидности насилия. Вместо того, чтобы искать недостатки у других, ищи их в себе самом! Искореняй их, избавляйся от них!
   Ещё одна причина насилия – резкие слова. Твоя речь должна быть неизменно доброй, приятной и благотворной. Все твои действия должны нести пользу окружающим. Пойми, что сражаясь с другими, ты фактически наносишь вред самому Себе.
   Ненасилие практикуется с одновременным очищением ума, речи и тела, ведь Ахимса – это также и непричинение вреда себе самому, всем своим составляющим. Необходимо следить за тем, чтобы твоё видение не было запачкано и искажено злыми намерениями и помыслами. Нельзя допускать недобрых зрительных и слуховых восприятий, злой речи, мыслей и поступков. Все эти факторы приносят вред. Вместо этого, развивай священную Любовь! Когда ты разовьёшь в себе всеобщую Любовь, Ненасилие установится само собой. Там, где есть Божественная Любовь, нет и не может быть и следа насилия.
   А-химса подразумевает и отказ от всех вредных привычек, таких как употребление алкоголя, курение, употребление наркотических и химических веществ, несвежей и неблаготворной (не Саттвичной) пищи и т.п.. Тело, данное тебе Богом – Его храм. В храме нельзя курить, пить, есть убитых животных и т.п.. Став на Путь к Себе, необходимо перейти на вегетарианское питание, ибо для того, чтобы кто-то имел возможность употреблять мясо, убивают ни в чём не повинных животных. Как сказано в Писаниях: “Человек способен употреблять мясо, но оно не является его пищей". В Писаниях сказано: ”Да будет вам в пищу, то что растёт из земли!". Мясо – пища хищников, не человека. В Ведийских Текстах говорится, что "тот, кто вкушает мясо (зная, что это грешно), разделяет грех убийства животного и непременно понесёт за это наказание", если, конечно, не покается и не откажется от этой демонической привычки.
   Таков первый шаг на Пути к Божественному Сознанию.

2. Приверженность Истине (Сатйа). Жизнь – игра, в которой игра по правилам – это правда, а игра не по правилам – ложь. В правде жить легко и приятно. Ещё легче, спокойнее и приятнее жить в Истине, которая выше даже мирской правды! Необходимо созерцать только Истину, говорить одну лишь Истину и претворять в жизнь исключительно Истину.
   Что такое Истина? Слово Божие – есть Истина. То есть, когда ты думаешь, говоришь и поступаешь с чувством исполнения Богоугодных действий, всë, что ты говоришь и делаешь, становится реализацией Истины. Каждая твоя мысль и чувство, исходящие из глубины твоего Сердца, являются отражением внутренней Истины. Всегда помни о том, что ложь и лукавство разрушают все твои жизненные энергии.
   Истину следует понимать, как То, что даёт жизнь, как само Дыхание жизни. В точности как тело без дыхания бесполезно и начинает разлагаться и смердеть, так и жизнь без Истины абсолютно бессмысленна и становится смердящим вместилищем горя и раздоров. Нет ничего превыше Истины, нет ничего более драгоценного, желанного, основательного и прочного, чем Истина. Истина – это Бог. Нет более могучего Защитника, чем Истина.
   Ты – не тело, Ты – его Обитатель, Мастер его уровней сознания. На этой стадии необходимо научиться жить не только в мирской правде, но и в Истине, отбрасывая все телесные отождествления. Сказано: "Нет Долга выше, чем жизнь в Истине (Сатйат нāсти паро Дхарма)!"

3. Бескорыстие (А-стейа). Очень часто слово "стейа", которое является основой термина "А-стейа" трактуют, только как "воровство". Воистину, воровство полностью разоряет человека, обесценивая его драгоценную жизнь до копейки. Желать того, что тебе не принадлежит по праву – серьёзная ошибка. Когда бы твой ум ни пожелал что-либо, необходимо удостовериться, что эта вещь никому не принадлежит. Если ты понимаешь, что данная вещь принадлежит другому, следует отказаться от такого желания и отвлечь ум от этого объекта.
   Термин "стейа" означает также и "стяжательство, корысть". Поэтому на этом этапе необходимо не только полностью отказаться от воровства, но и преодолеть чувства подталкивающие к наживе – зависть и желание материального богатства. Необходимо полностью искоренить алчность и стремление к наживе, иначе это задушит саму твою жизнь.
   Просто смиренно исполняй свой Долг (Дхарму) и трудись без оглядки на вознаграждение, внося свой посильный вклад в развитие и благосостояние общества, довольствуясь тем, что оно даёт тебе взамен. Желание материального богатства рано или поздно погрузит тебя в колодец семейной жизни или, что ещё хуже, приведёт в тюрьму.
   Мудрые ничего не желают. Что приходит, пусть приходит! Что уходит, пусть уходит!

4. Непривязанность к другим (Брахмачарйа).
   Слово "чарйа" термина "Брахма-чарйа" означает "продвижение, правильное поведение". На этой стадии необходимо научиться внимать только всеобъемлющей Божественной Мудрости (Праджне) и не подпадать под влияние других людей, их извращённых идей и порочных желаний. Следует полностью посвятить себя духовной Дисциплине, поддерживать только священные мысли и придерживаться исключительно благочестивой компании. Как следствие, твоё поведение и контакты будут полностью формироваться Высшим "Я" (Аатманом или Брахманом), к чему и призывает стадия "Брахма-чарйа".
   Для этого крайне важно развивать Стремление к познанию Истины-Мудрости-Беспредельности (Брахмана), воздерживаться от пустого и бессодержательного общения и материалистичного образа жизни, а также ни к чему и ни к кому никогда не привязываться. На этой стадии необходимо работать над всеми привязанностями, а не только над привязанностью к сексу, как это думают многие. В самом сексе, как и в деньгах, нет ничего плохого, если это происходит спонтанно и обосновано. Плохие ощущения возникают только от неправильного поведения.
   Нет никаких сомнений, что в еде и сексе должна быть мера, сезон и резон. У кого есть супруг или жена, есть и аппетит к земным удовольствиям. У кого нет жены или мужа, нет и стремления к наслаждениям. Отказ от наслаждения противоположным полом, равносилен отречению от мира. Без Отречения от мира Вечного Блаженства не достичь.
   Не забывай, что любое необОснованное действие бессмысленно и не полезно, и потому считается грехом; всё бесполезное и неОбоснованное препятствует духовному росту. Воистину, где есть страстное желание (кāма), там нет Бога (Рāмы)!

5. Отрешённость или Непривязанность (Апариграха) – это неприятие и отречение от всего лишнего, от всего того, что не способствует духовному росту. Слово "пари-граха" означает "поробощающие влияния" такие как соблазны материальными благами, мирскими удовольствиям, подаркам и т.п., которые отвлекают твоё внимание от Истины. Русское слово "парирование" (внешних энергетических воздействий) и есть санскритское "А-париграха".
   Жадность – врождёное качество собаки, но не человека. Постоянно отбрасывай чувство "я" и "моё"! Эти установки существуют только для временного определения. На самом деле, всё принадлежит Богу, и это – вечная Истина. Живи и действуй, как директор школы, который с должным вниманием какое-то время заботиться о доверенных ему людях и школьном имуществе, но как только его переводят на другое место службы или освобождают от неё, он тут же спокойно и охотно оставляет всё это.
   Слово "граха" термина А-пари-граха указывает на захват энергетических светил или эгрегоров, лишающих человека свободы Духа. На этой заключительной стадии контроля внешних чувств необходимо преодолеть привязанность ко всему материальному, иллюзорному. Всё то, что не приносит Радость, Покой и удовлетворение и не способствует дальнейшему духовному развитию, принимать нельзя.

   В отличие от классических Йога-сутр Патанджали в некоторых Ведических Писаниях, например в "Шандилйа-Упанишаде", упоминаются десять ступеней Ямы. Аватар Шри Сатья Саи также подтверждает их важность. Вот перечень этих ступеней: Ненасилие (А-химса), Приверженность Истине (Сатйа), Бескорыстие (А-стейа), Непривязанность (Бpахмачаpйа), Сострадание (Дайа), Честность (Ааpджава), Терпение (Кшама), Упорство (Дхpити), Стремление к свободе от иллюзий (Митха-хаpа), Чистота сознания (Шауча).

   Невежественный человек, попавший в сети заблуждения, верит, что мирская жизнь (Самсара) длится вечно и является источником счастья. Но всё, что рождено, должно рано или поздно исчезнуть. Ложно отождествляя себя с телом, люди страдают от привязанности к "своим" матерям, отцам, супругам, детям и друзьям. Однако всё это касается лишь твоего тела и чувств, коими ты, на самом деле, не являешься. Все мы – Высшая Суть и Основа всего сущего (Брахман).

   Такие двойственные ощущения, как ликование в моменты благосклонности судьбы и печаль во время неудач, ошибочное восприятие страданий тела и чувств, как своих собственных, следует полностью отбросить. В Джнана-Йоге утверждение духовного Разума (Буддхи) в таком Состоянии – истинное Отречение (Вайрагйа). Следует шаг за шагом преодолевать отождествление себя с телом и чувствами; именно это является характерным признаком овладевшего Йамой.

   Первую ступень Йоги можно описать и более коротко. Человек или принимает или отрицает этот мир. Принимая, он думает: "Что мне в Освобождении? Для меня жизнь в миру гораздо лучше!", и вовлекается в мирские дела. Через множество рождений он достигает Истины и понимает, что действия в миру являются абсолютно бесполезным повторением и не желает больше тратить на это свою жизнь. Он думает: "Какой смысл во всём этом? Я хочу от всего этого отдохнуть". И начинает отрицать этот мир.
   Он постоянно думает: "Как взрастить Бесстрастие и таким образом пересечь это море мирского существования?" День за днём сама эта мысль способствует появлению и росту Бесстрастия или Отрешённости, и в его Сердце воцаряется Покой и Блаженство. Его более не интересует базар этого мира, и он поглощён только похвальными действиями. Он страшится греха. Его речь соответствует обстановке, она мягкая, честная и добрая. Он сделал первый шаг к Единению с Истиной. Он служит и помогает Святым и Мудрым. Он ищет и изучает священные Писания. Его постоянная цель – пересечение моря мирского существования. Только такая душа и является настоящим искателем Истины. Остальные эгоистичны и тонут в самсаре.

   Крайне важно понимать и помнить, что первая ступень – сама основа Йоги, её фундамент. Если черви желаний точат фундамент вашего дома, то какой бы высоты он ни был, "падение дома сего будет великое". ОМ.