Когда имена и формы в сознании игнорируются и воспринимается только их Божественная Суть, это – стадия Самāдхи. Таково мнение составителя "Йога-сутр", Патанджали. То есть когда человек, занятый медитацией (Дхйаной), забывает себя и сам факт того, что он медитирует, это – переход в Самāдхи. Или, когда человек глубоко погрузился в объект медитации и полностью растворился в Нём, он входит в состояние, называемое Самāдхи.
   Самāдхи означает концентpацию ума, свободного от всех побуждений и импульсов, на Боге или собственной истинной Сути. Это состояние, когда в человеке пpоявляется его истинная Пpиpода. Самāдхи наступает, когда в уме нет двойственности. Ум уже не волнуют переживания мирской двойственности, и он не мерцая светит подобно пламени в комнате с закрытыми окнами.
   Во второй главе "Бхагавад Гиты" Господь Кришна сказал Арджуне:
   Здесь сознаёшь иллюзорность познания,
   И Разум становится твой неподвижен.
   Ты достигаешь с Всевышним Слияния,
   И ум твой уж более миром не движим!"


   "Самā-дхи" в переводе с санскрита означает "Сверх-сознание" или "Божественный Разум". Слог "Са-" означает Божественный, а "-дхи" – Разум. Центральный слог "-маа-" означает "тождественный".
   Медитация (Дхйана) достигает своего завершения и реализуется в Самāдхи. В отличие от медитации, поддерживаемой с помощью усилий, Самāдхи приходит самопроизвольно без каких-либо напряжений. Это – кульминация восьми-ступенчатой духовной дисциплины (Аштāнга-Йоги).

   Самāдхи бывает двух типов: Савикальпа и Нирвикальпа. Слог "Са-" термина "Са-викальпа" означает Божественная, а "Викальпа" – активность ума. При Савикальпа Самадхи тройственная природа (Трипути) – Познающий, Объект познания и процесс познания, всё ещё сохраняется. Затем, когда приходит Осознание, что все три: процесс познания, Знание и познающий – Один и Тот же Бог (Брахман), волнение или активность ума (викальпа) исчезает (Нира), и ты пребываешь в Нир-викальпа Самāдхи, Покое и Блаженстве.
   Переход в Нирвикальпа Самāдхи сопровождается тонким внутренним звуком, который невозможно перепутать ни с каким другим звуком, после которого переживание двойственных ощущений тут же исчезает.

   Каждое живое существо (Джииви) наделено индивидуальным сознанием (Чайтаньей). Индивидуум (Джииви), верящий в свою обособленность от всеобщего Целого (Брахмана), подвержен желаниям и отчаянию, любви и ненависти, ликованию и печали. Он увлечён миром форм и имён и потому несвободен (бандха). Он остро нуждается в Освобождении. Однако, чтобы Освободиться от неведения, ему необходимо избавиться от всякой зависимости и привязанности к материальному (Пракрити).
   В Основе индивидуального сознания всех живых существ покоится Сверх-сознание или Всеобщее Сознание (Сарва-Чайтанья). Когда ты достигаешь переживания внутреннего Абсолютного "Я" (Аатмана) и понимаешь, что Он просто отражается в уме в виде индивидуального сознания, и оба Они – Едины и Однородны, ты пребываешь в наивысшем Самāдхи. Это – плод зрелой медитации (Дхйаны), полностью разрушившей неведение (а-джнāну), – долгожданный Момент для Йога, признак обретения полной Милости Творца.

   Пройдя восемь ступеней Йоги, ты достигаешь Видения Конечной Реальности, Аатмана или Брахмана. Достигший Видения Бога (Брахмана) достигает Божественного Сознания (Брахма-вид Брахма-ива Бхавати).