Язык ощущает вкусы, глаза видят объекты, уши воспринимают звуки, нос запахи, а кожа касания. Каждое чувство познания (Джнāна-индрийа) функционирует так на протяжении всей своей жизни. Однако необходимо оторвать все чувства от объектов материального мира и обратить их к внутреннему ментальному сознанию или тонкой основе ума, обозначаемой термином "Читта". Этот процесс в "Йога-Сутрах" Патанджали называется "Пратйаяхара".

   Данная ступень, "фиксация чувств на внутреннем Сознании", – пятая из восьми, и потому является переломной. На этом этапе мир форм-имён и вибраций (внешняя иллюзия) остаются вне вашего восприятия, и ваше внимание теперь должно быть полностью сосредоточено на внутреннем Божественном Свете, что позволит вам преодолеть и внутреннюю иллюзию.
   Слог “Пра-“ термина "Пра-тйа-хара" означает "возрастание или расширение", “-тйа-“ – уравновешенность, отрешённость от материального мира и Устремлённость к внутреннему Высшему "Я" (Тйага), а “-хара” – Освобождение от иллюзии и погружение в Божественность.
   Для реализации такого Устремления необходимо сосредоточиться на одной из трёх возможностей, они же – и ступени созерцания Божественности: Са-гуне, Нир-гуне или Аатма-бхаве. Это зависит от того, с чем вы отождествляетесь: с чувствами, умом или духовным Разумом (Буддхи), и, соответственно, какими из этих Инструментов Познания вы способны управлять.

   Итак, существуют три возможности или ступени Пратйахары:
1. Са-гуна – концентрация и фиксация чувств на священных атрибутах: Божественной форме и Имени или каких-либо Божественных символах, которые запечатлились в тонкой основе вашего ума (Читте) и милы вашему Сердцу. То есть, на этой стадии вы направляете свои чувства познания на приятный Божественный образ, запечатлённый в вашем уме.
2. Нир-гуна – фиксация чувств и ума на безграничном Вселенском Сознании, лишённом материальных качеств и являющемся Основой вашей Читты. Для этого необходимо не отождествлять себя с чувствами и достичь чистоты ума. На этой стадии ваша Читта созерцает безграничное и бескачественное Божественное Сознание Вселенной. Такая установка на медитацию возможна, когда есть понимание, что Бог присутствует повсюду, словно Пространство.
3. Āтма-бхава – концентрация и фиксация чувств и ума на внутреннем абсолютном "Я" (Āтмане), Которое Едино с Основой и Источником Вселенной (Брахманом). Эта самая совершенная установка на медитацию, и она возможна только с пониманием "я – есть «Я», всё – есть «Я»". Эта установка соединяет ваше внутреннее пространство с внешним.

   Таким образом, истинная цель Пратйахары заключается не только в фиксации чувств на внутреннем сознании (Читте), но и в корректировке её внутренней активности, её позиции. Ведь именно тонкое видение Читты является фундаментальной силой, которая приводит в движение чувства. Только когда она осознает, что всё вокруг порождено иллюзией (майей) и поддерживается иллюзией, она оттянет свои щупальца от чувственного мира и оставит свою эгоистичную мирскую позицию.
   Трепет и волнение – врождённая природа Читты. Она трепещет в своих поисках счастья и Покоя. Когда Читта твёрдо убедится в том, что все объекты, которые она преследует, эфемерны и бессмысленны, она устыдится и утратит свою веру в иллюзию. Затем она станет изливать свой холодный свет в сознание, очищая и освежая его.

   Господь Шри Кришна объясняет Арджуне в "Гите", как это делают Йоги:

Как черепаха конечности в панцирь вбирает,
Так и они чистоту своих чувств стерегут.
Щупальца их от объектов мирских отрывая,
Внутрь направляют и Мудростью Высшей живут.

От ядовитых влияний в себя их вбирая,
В Покое и святости чувства содержат они.
Вкус созерцания Высшего "Я" развивая,
Видение Абсолютной Любви возрождают они!

   Духовный искатель, достигший этой ступени, смотрит на внешний мир, не иначе как на огромную театральную сцену или кино. Его внутреннее Видение дарит ему такую Радость и Покой, что он раскаивается о напрасно потраченных годах на погоню за чувственными наслаждениями.

   Итак, прямое, однонаправленное созерцание Читтой внутреннего высшего "Я" (Атмана) является истинной Пратйахарой.