Термин "Прāна-йама" в переводе с санскрита означает "контроль и поддержание баланса жизненных энергий (Прāн)". Согласно этимологии слог "Прā-" указывает на расширение и наполнение жизненной Силой, слог "-на" – отрицание, а слово "йама" в данном термине означает "иллюзорное и смертное". То есть "Прāна-йама" – Процесс наполнения организма универсальной Жизненной Энергией с удалением всех смертных наносных вибраций и впечатлений.

   Единая Вездесущая Божественная Сила (Прāна) разделяется в теле человека на пять потоков: Прāна, апāна, вйана, удана и самана. Ты ясно осознаешь значение Прāна-йамы, когда обнаружишь в своём теле эти 5 потоков.
   Нисходящий поток (Прāна) связан с праведным поведением (Дхармой), восходящий (апāна) – с волей. Вспомним "Бхагавад Гииту", в которой пять братьев Пандавов олицетворяют собой пять прāн. Второй по старшинству из братьев, Бхима, олицетворяющий апāну, наполнялся неимоверной Силой, когда его старший брат Дхармараджа (Прāна) был рядом с ним.
   Вйана, удана и самана соответственно связаны с умом, духовным Разумом (Буддхи) и обусловленной Душой (Джииви), "омывая" их. Помимо этого прāны являются движущей силой всех систем организма и пронизывают его посредством энергетических каналов нади, которые в "Бхагавад Гиите" олицетворяет супруга пяти братьев, принцесса Драупади.

   Прāна-йама также означает контроль и регулировку дыхания. В Йога-Шастрах описано множество её видов, однако в наш нелёгкий век Кали, рекомендуется практиковать облегчённую (Лагху) Прāна-йаму. Она очень проста – это задержка дыхания на выдохе. То есть, после выдоха задерживай дыхание с постепенным увеличением времени задержки (Кумбхаки).
   Процессы вдоха, задержки и выдоха следует регулировать таким образом, чтобы каждый из них занимал определённый промежуток времени; при этом упражнение должно выполняться самым естественным образом, без какого-либо напряжения. Например, если твой вдох составляет около 2-х сек., то выдох должен быть около 4-х, и задержка – 8. Через пару месяцев можно увеличить время вдоха, выдоха и задержки согласно пропорции: 1-2-4. Если всё делать правильно, через 3 месяца такой практики прāны уравновешиваются, и человек достигает контроля над ними.
   Хотя в процессе Прāна-йамы и задействованы органы дыхания, сам вдох и выдох не являются её сутью. Йоги используют различные техники Прāна-йамы лишь для того, чтобы хорошо вдохнуть и распределить Жизненную Энергию таким образом, чтобы Она способствовала их дальнейшему продвижению к Цели. С помощью контроля жизненной силы можно легко успокоить ум. В точности как тень пропадает, когда убран порождающий её предмет, так и ум успокаивается, когда успокаивается жизненная сила.
   Жизненную силу можно контролировать следующими способами: контролем над дыханием, бесстрастием, практикой исследования источника движения жизненной силы и непосредственным осознанием высшей Истины. Истинная медитация (Дхйана) возможна только после успокоения и балансировки прāн.

   Мантра "Со-хам" очень благотворна для практикующих Прāна-йаму. Она переводится, как "Я – Божественен". Слог "Со-" мысленно повторяется на вдохе, а "-хам" на выдохе, то есть ты вдыхаешь Божественность, а выдыхаешь эго. Это упражнение является также и лучшим аутотренингом, напоминающим человеку о его истинной Природе.

    В Раджа-Йоге на этой ступени предполагается подъём Кундалини-шакти. Я бы не рекомендовал кому-либо акцентировать на этом особое внимание. Ведь, на самом деле, такой отдельной энергии, как Кундалини не существует. Просто при завершении стадии Прāна-йамы, когда ты становишься чистым "каналом", такое ощущение подъёма энергии вдоль позвоночника действительно присутствует, но это временное явление связано с уравновешиванием пран, а не с какой-то отдельной мифической энергией.

   Как-то раз духовный искатель по имени Пратардана приблизился к Индре, лидеру райских существ, и молил Его указать ему на То, что может даровать человеку наивысшее Благо. Индра рекомендовал ему медитировать на Него и познать, как Жизнь, как Жизненную Силу (Прāну). Индра даёт Пратардане ещё одно наставление: “Познай меня Одного (Мāм ева Виджāнихи)". То есть, “Познай Меня глубоко и Основательно”. "Жизненное Дыхание" – лишь символ, который должен вызывать в уме образ Всевышнего (Брахмана), являющегося Источником всего сущего и Основополагающей Субстанцией. Индра указал Пратардане на необходимость поиска в жизненной силе Брахмана и медитации на Него. Именно это является Высшим Благом для человека.

   Контроль над прāнами (Прāна-сам-йама) возможен, только когда есть Понимание, что Вселенная – лишь иллюзия, пронизываемая Истиной (Брахманом), то есть Митхйа.
   Мы видим множество всевозможных золотых украшений (форм). Все они сделаны из Золота (Божественности). Кому-то одно изделие нравится больше, а другое меньше. Люди дают им какие-то названия (имена) согласно своим симпатиям и потребностям, моде или желаниям и связаны всем этим бессмысленным заблуждением, которое "ослепляет" и сковывает их. А ведь когда все эти изделия задумывались, производились, находились в употреблении и, в конце концов, сплавлялись в слиток, они были всегда одним и тем же Золотом! Подобным образом, в мире вновь и вновь появляются, вырастают и уходят в небытиё мириады различных форм, а То, что является их Основой, существует вечно. Множественность форм порождает иллюзию и будит чувства симпатии и антипатии, вводя в заблуждение и создавая привязанности. Эти формы даже заставляют нас верить, что они сами по себе являются источниками радости. Однако разве не сказано в Священных Писаниях, что Вселенная – Безначальный, Беспредельный, Беспримесный и Вечный Брахман, и что все изделия (формы) временны и тленны, и лишь "Золото" Вечно, Реально и Истинно?
   Осознай, что всякая видимость – лишь продукт иллюзии (майи), и Брахман пронизывает Собою всё Мироздание! Всегда практикуй такое Различение, проявляй интерес к познанию Реальности и будь бдителен, всегда распознавая Истину, что всë – есть Брахман.

   Конечно, на стадии заблуждения (джаград) этот мир выглядит реальным, а Вездесущий Господь (Брахман) для такого человека – словно бессмысленная небылица. Однако на стадии интеллектуального Различения, проявленный мир (джагат) осознаётся в своем истинном виде, как нереальный. Фея Заблуждения одолевает живых существ своими чарами фальши и позолоты. Лишь тот, кто обладает Видением универсального Брахмана, способен избежать Её хитрых уловок. Такой человек постоянно сознаёт, что имена и формы возникли не так давно и в скором времени исчезнут. В "Бхагавад Гите" Господь Кришна говорит:
    "Всё это вначале в невидимой форме бывает
    И лишь в середине становится зримым оно.
    Затем, о Бхарата, всё это опять пропадает.
    К чему же оплакивать то, что исчезнуть должно!?"


   Мир подвержен эволюции и инволюции, и чтобы осознать это, совсем необязательно дожидаться Конца Света. Следует лишь откорректировать свою точку зрения. Это – путь к реальному Знанию. Истинный контроль над прāнами устанавливается только после осознания иллюзорности материального мира.

    Истинный мастер Прāна-йамы воспринимает этот мир словно буквы, написанные на воде. Зная, что всё вокруг только Брахман, он никогда не будет привязан к своему окружению, каким бы привлекательным оно ни казалось. Его не интересует накопление богатств и собственности, так как всё это незначительно и нереально. Такая убеждённость – признак освоения Прāна-йамы.