Чистое Сердце, вопрошающее Божественный Принцип и предавшееся Божественному 'Я', естественным образом оказывается на стадии Ниямы.


   В любое время суток и при любых обстоятельствах у тебя должна быть непоколебимая Любовь к Богу. Всевышний – Воплощение священной Сладости (Расо ваи Са-ха). Твоё Сердце будет переполнять Радость, только когда ты достигнешь неизменной Любви к Абсолюту. Эта стадия, именуемая "Нийама", характеризуется Чистотой, постоянной Радостью, непрерывным памятованием Имени Бога и соблюдением духовной Дисциплины.

   Первая ступень Йоги, контроль внешних чувств (Йама), обучает отвержению неблагоприятных ощущений и изменению образа жизни. Вторая ступень, контроль внутренних чувств (Ни-йама), обучает развитию благородных и священных чувств. Нийама подразумевает Чистоту и полноту Радости, погруженность в подвижничество (Тапас), повторение Мантр и Святых Имён (Джапу), изучение Священных Писаний.

Пять составляющих или ступеней Нийамы:

1. Чистота (Сукха).
   Слог "Су-" означает "благородные и священные", а "-кха" – "помыслы, намерения". На этом этапе следует поддерживать и развивать только благородные, бескорыстные и священные помыслы и отвергать все неблагородные и эгоистичные. Жажда Освобождения от не-Ведения (Мумукшу-твам) – самый священный помысел!
   Необходимо тщательно следить за чистотой своих мыслей, слов и поступков, а также за чистотой тела и пищи, поступающей в него через пять познающих органов чувств (глаза, рот, уши, нос и кожу), за чистотой своего окружения, которое отображается в уме, за чистотой своей одежды, жилища и окружающей атмосферы.
   Если в сознании присутствуют какие-то удушающие ощущения, это означает, что ты не до конца утвердился в Сукхе и ещё поддерживаешь какие-то мирские и эгоистичные помыслы. Внимательно проанализируй свой ум и полностью откажись от всех не священных намерений или помыслов о мирском!

2. Радость и Самоудовлетворённость (Сантоша).
   Слог "Са-" указывает на внутреннее Божественное "Я"; "-то-" – внутреннее равновесие, удовлетворённость, а последний слог "-ша" указывает на то, что состояние Божественной удовлетворённости является самой Основой твоего существования.
   Удовлетворённость тем, что есть – высочайшее Благо, истинное счастье. С высочайшей удовлетворённостью приходит и Покой. Где Покой, там и Блаженство! Сантоша – это Любовь к Богу, Самоудовлетворённость, Радость и твёрдая Вера в то, что Источник всякой радости находится, прежде всего, в тебе самом. Следует напрочь отвергать любые страстные побуждения, возникающие в уме, и не противиться благостным.
   Развивай самостоятельность и независимость во всех сферах жизни! Старайся делать всё сам и претворяй в жизнь только светлые благонесущие побуждения Сердца, отбрасывая все необОснованные провокации ума. Хорошо заботься о своём здоровье и своевременно снабжай организм благонесущей (Саттвичной) пищей.
   Довольство (Сантоша) – это отказ от всех желаний, от всего того, что не приходит само по себе, и бесстрастие по отношению к тому, что приходит или случается естественным образом.

3. Аскетизм и Подвижничество (Тапас).
   Слог "Та-" указывает на уравновешенность, терпение, а слог "-пас" и по-русски "пас". То есть, Тапас или покаяние – это прежде всего поддержание Покоя. Для этого, естественно, приходится отвергать ненасытные желания, говоря им "ребята, я – пас!"
   Именно бесконечные желания являются причиной всех болезней и бед. Только ограничивая желания и тем самым устраняя все недомогания в уме, можно обеспечить себе внутренний Покой. Каким образом можно превозмочь желания? Это возможно только с помощью силы воли или предельного однонаправленного устремление в очищенном уме. Более доскональное значение слова Тапас: "Та-" – уравновешенность, "-па" – сконцентрированная направленность внимания, и "-с" – Воля. Для усиления Осознанности и силы Воли необходимо соблюдать надлежащие обеты и духовную дисциплину, быть сдержанным и умеренным во всём, развивать приверженность высшим Идеалам (Истине, Покою, Праведности, Любви и Ненасилию) и отрекаться от всего того, что уводит с Пути Освобождения.
   Иногда люди интерпретируют слово “Тапас”, как аскетическую практику, такую как стояние на одной ноге и т. п.. Это – абсолютно неверно. Тапас – не сложные физические позы, а предельное однонаправленное устремление в очищенном уме. У того, кто реализовал стадию Тапаса, мысли, слова и дела находятся в гармонии и не расходятся между собой.
   Покаяние не подразумевает ухода в лес и питания лишь плодами и клубнями. Фактически такую жизнь можно назвать тупостью (тамасом), а не покаянием (Тапасом). Истинное покаяние – контроль своих эмоций, мыслей, слов и поступков, возникающих из Благостных, страстных и невежественных (Саттвичных, раджасичных и тамасичных) характерных особенностей. Необходимо постоянно созерцать Господа и достичь гармонии и единства мысли, слова и дела, став благородной Душой (Манаси-экам, вачаси-экам, кармани-экам – Маха-Аатма-нам). Не позволяй страданиям и наслаждениям лишать себя Покоя!
   "Бхагавад Гита" учит о необходимости оставаться уравновешенным как в счастье, так и в горе, как в достатке, так и в нужде, как в победе, так и в поражении. Ты должен с предельной искренностью исполнять свои обязанности и служить обществу, не думая о вознаграждении. Такая Уравновешенность и отсутствие желаний – истинное Покаяние!
   Тапас означает пpекpащение деятельности чувств. Ты обязан стать их полным хозяином. У тебя не должно остаться и следов жажды обладания чем-либо и желания пищи. Тапас включает в себя усилия по достижению Божественной Основы (Бpахмана), постоянное стремление к этой Цели. Иногда это может потребовать воздеpжание от пищи и сна, то есть претерпевание неудобств и стpаданий pади pеализации Абсолюта. Такой Тапас называется Саттвичным.
   Тот, кто пpосто изнуpяет и ослабляет своё тело, не заботясь об обуздании чувств и контpоле эмоций, исполняет лишь pаджасичный тапас. При таком положении дел познание и реализовация основополагающего Божественного Принципа (Аатма-Татвы) становится невозможной, поскольку человек не стремиться к Божествеености, а уделяет внимание лишь телесному аскетизму.
   Когда человек умилостивляет богов pади обpетения могущества и, пользуясь им как инстpументом, хочет использовать окружающий миp в своих интересах, это называется тамасичным тапасом.
   Только Тапас, у котоpого Цель – достижение Бога, pеализация Бpахмана, обpетение высшей Мудpости, является Истинным. Только такой Тапас одобpяют Священные Писания. Всё остальное – сущее невежество (тамас), а не Тапас.
   Не должно быть никаких волнений в мыслях, словах и поступках. "Тапас" означает "Жаp (Тапа)", сжигающий все гpехи и каpму дотла!

4. Наработка Мудрости (Свадхйа).
   Первый слог "Сва-" означает "Свой" и относится к своей Сути (Аатману); "-дхйа" означает "Самоисследование, Самоосознание", "формирование тела Мудрости". "Свадхйа" также означает "тщательное изучение Священных Писаний" и "Осознание своего высшего Предназначения".
   Так как современное образование не учит искусству обретения душевного равновесия и Покоя, Пути достижения состояния невозмутимости в условиях хаотичности современной цивилизации, необходимо тщательно изучать Священные Писания и (или) выслушивать (воспринимать) наставления своего духовного Учителя (Гуру или Сат-Гуру), а затем глубоко размышлять (Манана) над смыслом прочитанного или услышанного, впитывая в себя всё то, что было осознано как важное и необходимое. Делая так, ты сформируешь собственную, истинную Мудрость, что позволит тебе спастись из гибельного потока невежества. В дальнейшем следует тщательно придерживаться осознанных знаний и светлых внутренних линий судьбы.
   Не забывай, что знание, которое не практикуется – абсолютно бесполезно.

5. Смирение и покорность Высшей Воле (Иишвара-пранидхана).
   Первое слово "Иишвара" составного термина "Иишвара-пранидхана" означает "Тот, кто побуждает, соединяет и ведёт". Приставка "пра-" второго слова означает "расширение", а "ни-дхана" – "внутреннее Богатство, Благо". Таким образом Иишвара-прани-дхана – это исполнение осознанной Высшей Воли, как спасительного Средства, спасающего из узкого и тёмного колодца эго и как следствие наполнение Богатством близости к Истине. Такое Спасение принесёт тебе не только внутреннее благополучие, но и выльется во внешнее процветание.
   Необходимо помнить, что Высшая Воля неизменно сопровождается Светом и Блаженством, и Её осознанию способствует отказ от всего того, что не связано с Божественной Душой (Парам-Аатмой). Как правило, Божественная Воля призывает к дальнейшему духовному продвижению и искреннему и самоотверженному служению другим без ожидания награды.

   Общение с познавшими Брахмана, беседы с ними о Природе Абсолюта в духе смирения и искренности, жажда познания Реальности, неизменная Любовь (Према) к Богу – вот характерные черты тех, кто утвердился в Нийаме. На таких стойких Приверженцев Истины не влияют ни хвала, ни хула, ни ветер, ни дождь, ни честь, ни бесчестие. Они идут по Пути Освобождения, свободные от всех привязанностей, преследуя лишь одну Цель – Блаженство слияния с Богом.

   В отличие от классических Йога-сутр Патанджали в некоторых Ведических Писаниях, например в "Шандилья-Упанишаде" и "Сиддха сиддханта падхати", упоминаются десять ступеней Ниямы. Аватар Шри Сатья Саи также подтверждает их важность. Вот перечень этих ступеней: Аскетизм (Тапас), Удовлетворённость (Сантоша), Направленность Разума на Бога (Аастикйа-Буддхи), Щедрость (Дана), Поклонение Богу (Иишваpа-пуджа), Ведантический образ мышления и разговора (Веданта-вакйа-шpавана), Умеренность (Ладжа), Собранность (Мати), Повторение священных Мантр и Имён (Джапа), Верность Богу (Вpата).

   Тот, кто утвердился в Нийаме, готов пожертвовать всем ради обретения высшей Мудрости (Джнāны). Он преодолеет любое расстояние, чтобы прослушать дискуссии о Брахмане. Он найдёт тех, кто будет обучать его науке Сверхсознания, считая их своими самыми близкими друзьями. Он будет следовать каждому совету Мудрых и смирится с любыми трудностями при исполнении их указаний. Таковы истинные характеристики тех, кто овладел второй ступенью Йоги (Нийамой).