Есть пять составляющих у первых двух ступеней Йоги, Йамы и Нийамы, множество видов Асан и Прана-йам, а также три стадии Пратйахары и две Самадхи, однако Дхāрана – одна и только одна. Первый слог “Дхаа-“ термина "Дхāрана" означает терпеливую сосредоточенность, “-ра-“ – Радость или Божественный Свет, а “-на “указывает на Мудрость и отрицание всего остального". Отсюда и вывод, что Дхāрана – это устойчивая сосредоточенность на внутреннем Божественном Свете (Āтмане). Другими словами, такого человека уже не прельщают “тени внешнего мира”, и он постоянно сосредоточен на внутреннем Абсолютном Свете.

   Патанджали разъясняет в "Йога-сутрах", что когда Читта строго зафиксирована в одном направлении, это – Дхāрана. Здесь необходимо добавить, что Дхāрана – это выработка более неуклонной позиции Читты, её непоколебимая Воля. Когда ваша Читта оставляет привязанность к внешним объектам и наполняется сожалением о своей прошлой глупости, когда она полна раскаяния, отречения и согласия с высшим "Я" и всецело заботится о развитии прогрессивных качеств ума и Сердца, тогда она действительно достойна соединиться с Идеалом. Она созерцает только Идеал. Такое фиксированное внимание Читты обозначается термином "Дхāрана".

   Куда бы ваша Читта ни направилась, приучите её находить там только Брахмана! Какие бы идеи и картины она ни создавала, приучите её находить в этих ментальных субстанциях только бескрайнее Блаженство (Брахмана)!

   Обращайтесь со своей Читтой словно с малышом. Воспитывайте и обучайте эту малышку, чтобы она становилась с каждым днём всё мудрее и мудрее. Ласково наставляйте её на Путь Истинный, давая ей понять, что все видимые объекты являются продуктами её же собственного воображения. Устраняйте все сомнения и страхи своей Читты и неизменно фокусируйте её внимание только на высшей внутренней Цели (Āтмане или Брахмане). Никогда не применяйте к Читте насилие, ибо она поддаётся только мягкой и терпеливой тренировке. Корректируйте её непослушание посредством позиции Отречения.
   Что делает мудрая мать, когда её малыш куда-то направился? Она не идёт за ним! И он, видя это, возвращается к ней сам. Разрушайте её невежество (а-джнāну) с помощью глубокого обдумывания (Мананы) знания о вечном "Я" (Āтмане). Укрепляйте её влечение к осознанию Брахмана, ведь она уже по своей Сути наделена Им! Позвольте ей оставить тягу ко всему эфемерному и ложному, к миражам, сотворённым иллюзией и фантазией. Разверните её взгляд внутрь, прочь от внешнего мира! Именно таким образом можно прочно вернуть её в Истинную Позицию и реализовать Дхāрану.

   Во время бодрствования и сна, а также в процессе ментального прядения (мечтания) и сплетения красочных картин, необходимо наблюдать за Читтой, обучая и тренируя её. Читта должна стать устойчивым однонаправленным потоком, словно текущая по каналу вода, и струится исключительно к Āтману. Это – истинная Дхāрана.