Видимую и ощущаемую Вселенную следует рассматривать не иначе как Космическую Сцену, где Бог – и Режиссёр, и действующие лица постановки. Он определяет роль каждого персонажа, задействованного в игре. Всё подвижное и неподвижное – проявления Божественности, а хорошее и плохое – выражение Его Сознания. Не стоит обманываться этими экспрессиями, ведь за всеми действиями актёров стоит работа Божественного Режиссёра.

Шри Сатья Саи.

   Этот проявленный в чувствах мир следует рассматривать не иначе, как игровую площадку, на которую все выходят, чтобы сыграть отведённые им роли во "Вселенской Драме". Спектакль будет совершенен и принесёт всеобщее благо, только если каждый персонаж будет вовремя выходить на сцену, умело играть свою роль, внимая подсказкам "Суфлёра", и в конце эпизода, не задерживаясь, "уходить за занавес", готовясь к следующей сцене. Этому искусству и обучает каждого их жизнь.
   Тот, кто достойно сыграл отведённую ему роль, получит другую, ещё более значимую и благородную. И так будет продолжаться до самого Конца, до полного слияния с Богом, освобождающего от неВедения и круговорота рождения-смерти. Освобождение – наивысшая Цель жизни человека, и рано или поздно, каждый достигает Его.

Давайте рассмотрим основные составляющие Творения, его матрицу или структуру.

   Всевышний (Брахман) является Первопричиной всего сущего, и описывается как "Истина-Мудрость-Бесконечность (Сатйа-Джнāна-Ан-анта)".
"Сатйа" – Истина. Истина Одна. Нет ничего превыше Истины. Истина поддерживает, защищает и непременно побеждает.
"Джнāна" – высшее Знание (Ви́дение), Божественная Мудрость. В ней нет никаких примесей темноты или невежества (а-джнāны или а-видйи). Только Свет высшей Мудрости полностью избавляет от невежества.
"Ан-анта" – Бесконечность. Содержит в Себе Творение. Из Бесконечности всё проявляется и в Ней же исчезает.

   Согласно Гимнам 'Риг' и 'Йаджур Веды', посвящённым сотворению Вселенной, Бог (Пара-Брахман) вначале проявляется в Своём аспекте Творца (Иишвары) и Космического уровня Сознания жизни (Праджны). Затем из Иишвары возникает Золотой Зародыш Вселенной (Хиранйа-Гарбха) – Сияющее Космическое Излучение (Теджас). Это происходит в той области, где трансцендентный Океан Мироздания превращается в Нравственные Силы, поддерживающие Жизнь. Хиранйа-Гарбха – это Внутренний Вдохновитель (Антар-Йамин), Нить, соединяющая все цветы (индивидуальности) в гирлянде (Всеобщем), Нить Божественной Любви (Сутра-Аатма).
   Из Хиранйа-Гарбхи растёт и развивается Вселенская Форма (Вират). Из Вирата возникает изначальная Природа Вселенной (Пракрити). Сам Бог (Брахман) пронизывает Собой не только всё сущее, но и превосходит его пределы.

   У Вселенной (Макрокосма) и оболочек Души живого существа (микрокосма) одна и та же структура, и все они связаны со Вселенной. Макрокосмическая совокупность всех форм и объектов (Вишвас) называется Вират. Вселенская совокупность всех тонких тел (Теджас) – это Хираньягарбха. Совокупность всех казуальных (причинных) тел (Праджн) – Иишвара. Когда мы, как индивидуальные сознательные существа с помощью медитации отождествляемся с соответствующими Вселенскими Уровнями, мы не только развиваем свои тела и наполняемся огромной Энергией, но и прогрессируем к слиянию со Сверхпричиной, что позволяет нам достичь Освобождения из бесконечного круговорота рождения-смерти.

Истинная, духовная Основополагающая Природа человека, – Бытиё-Знание-Блаженство (Сат-Чит-Āнанда):
"Сат" – понимание, что Я есть, Я существую.
"Чит" – Чистое Сознание.
"Āнанда" – Блаженство.
Блаженство разливается в сознании, когда оно чисто и неизменно. Когда Сат и Чит сливаются вместе, остаётся только Āнанда.

   Человек является амальгамой (сочетанием) тела, чувств (Индрий), ума (Манаса), духовного Разума (Буддхи) и Духа (Āтмана). Чувства восприятия или познания (Джнāна-индрии) и действия (Карма-индрии), формирующие составные части тела, постоянно контактируют с внешним миром. Ум воспринимает доносимую ими информацию, исследует и делает выводы, выдавая после анализа информацию о том, какие слова и поступки будут наиболее благоприятными. Духовный Разум подвергает ум духовному исследованию, стараясь отделить хорошее от плохого (Пунью от папы), Истину ото лжи и Вечное от преходящего. Если ум не подвергать этим духовным исследованиям, человек быстро придёт к полному краху.

   В кинотеатре фильм проецируется на экран через узкое окошко кинопроектора. Если луч света не ограничить в проекторе узким окошком, экран будет весь залит светом, и изображения совсем не будет видно. Точно так же, когда мы смотрим на мир через узкое окошко своего ума, мир кажется нам многоцветным и разнообразным. С другой стороны, когда Свет Высшего Знания (Āтма-Джнāна) льётся из вашего Сердца (Āтмана) сплошным потоком, мир предстаёт перед вами в своём Истинном, Едином безграничном Свете, где вы уже видите только Одну Божественность игнорируя все различия. При этом всё познаётся как Единый Бог (Брахман). Как сказано: "Тот, кто видит Бога, сам становится Богом (Брахма-вид Брахма-ива Бхавати)".

   Каждый объект во Вселенной имеет пять составляющих. Их санскритские названия: Āсти, Бхāти, Прийа, нāма и рȳпа. Первые три относятся к духовной Базе или Основе, а две последние к материальной надстройке. База является высшей Волей и Истиной (Парам-Артхой), а надстройка – временным материальным реквизитом (пада-артхой). Основа постоянна и Вечна, а надстройка подвержена росту, изменению и распаду.

   Теперь рассмотрим эти пять составляющих более подробно:
   "Āсти" означает, "то, что существует".
   "Бхāти" – "то, что излучает свет". То есть знание об объекте с его светящейся способностью вхождения в сознание живых существ. Восприятие возможно, только когда существует объединяющее сходство между субъектом и объектом.
   "Прийа" – притягательность, любовная привязанность или готовность объекта к использованию.

   К примеру, мы видим тарелку и понимаем, что она существует (Āсти), закрыв глаза, мы можем представить её в своём сознании, и это происходит благодаря Бхāти. Когда мы проголодались, тарелка привлекает наше внимание, и мы хотим воспользоваться ею, это – Прийа. То же самое касается и подвижных объектов. Если вы любовно привязаны (Прийа) к своей собаке, вы любите её, как Бога. С другой стороны, когда вы любите Бога, как Вездесущего и пребывающего во всех иллюзорных формах, вы уже не привяжетесь ни к какой собаке. Человек не может жить без Любви. Поэтому сказано: "Не будешь любить Бога, будешь любить дога!"

   Теперь о материальной надстройке – форме (рȳпе) и имени (нāме).
   У любой ощущаемой формы (рȳпы) есть неощутимая внутренняя Реальная Основа (Āтман), Которая управляет ей. Эта Основа также и Всеобщая Основа (Брахман). К примеру, в кинотеатре на экране мы видим множество форм. Если убрать экран, весь парад форм тут же исчезнет. Всеобщая Основа, на Которой возникают, живут и уходят в небытиё мириады форм сравнима с экраном кинотеатра.
   Любая форма состоит из пяти изначальных материальных элементов (фаз материи): пространства (Эфира), газа (Воздуха), плазмы (Огня), жидкости (Воды) и твёрдого вещества (Земли). Например, наша планета Земля является макроформой, созданной для жизни мириадов живых существ. Пребывающая в её Основе необъяснимая внутренняя Суть (Āтман) управляет всеми процессами, происходящими на планете, поддерживая баланс энергий, постоянство вращения и т.д. Создание таких макроформ, как звёзды, планеты и подобное, лежит за пределами человеческого ума. Это сотворил Сам Бог. Он сотворил и всех живых существ.
   Человек – венец природы. Хотя он и относится к животному миру, в отличие от остальных его представителей является "вертикальным каналом", соединяющим в себе все природы и уровни сознания. Именно поэтому в Библии сказано, что человек "создан по образу и подобию Господа". Душа человека окружена пятью иллюзорными оболочками, в то время, как у других представителей животного царства, только тремя. Все остальные живые существа, имеющую форму из пяти элементов являются "нижним горизонтальным каналом", а такие тонкие существа как полубоги и ангелы, тела которых сотканы из 1-го, 2-х или 3-х материальных элементов относятся к "верхнему горизонтальному каналу". В отличии от других представителей животного мира, человек экипирован духовным Разумом или способностью различения (Буддхи), позволяющей достичь Самоосознания и реализовывать Божественность в своих мыслях, словах и поступках, став по своей сути Богом на Земле.

   Форма (рȳпа) человека состоит из трёх тел: причинного (карана), тонкого (сȳкшма) и грубого (стхȳла). Или пяти иллюзорных оболочек (кош): Блаженства (Āнанда-майи), Мудрости (виджнāна-майи), ума (мано-майи), жизненной силы (прана-майи) и пищи (анна-майи).

   У иллюзорной энергии (Майи) есть две могучие силы невежества (а-джнāны): пелена неведения (Аварана-шакти) и обманное наложение (Викшепа-шакти).
   Викшепа-шакти вуалирует и перекрывает Реальность, путём проектирования на Истину обманчивых иллюзий.
   Пример Викшепа-шакти. Не смотря на то, что у "Вас" нет формы, "Вы" – неизменны, и "Вашей" Природой является Блаженство (Сат-Чит-Āнанда), вы впадаете в заблуждение, веря что являетесь телом, имеющим определённую форму, которая подвергается изменениям и является вместилищем страданий и печали. Вы действуете, исходя из телесных ощущений и позиций. Вы считаете себя деятелем и наслаждающимся; вы говорите: "я", "ты", "они", "то", "это" и т.д., предполагая в своём заблуждении различие и множественность, тогда как всё вокруг – только Один Вы или Бог.
   Сила сокрытия истинного положения вещей (А-Варана-шакти) действует двумя способами, известными как А-сат аварана и А-бхан аварана. Каждый человек в своё время сталкивается с этими жёсткими энергиями.
   Приведу пример А-сат авараны, иллюзорной силы, отрицающей Истину. Даже когда Мудрый учит, что Истинная Суть и Основа всего сущего (Āтман) – Едина и Неделима, глупец категорически отрицает эту Истину. Он пожимает плечами и уходит, неспособный понять, что Реальность настолько проста!
   Пример А-бхан авараны, иллюзорной энергии отрицающей духовный опыт. Даже когда человека убеждают Священные Писания и милость Провидения в Недвойственности Реальности (Āтмана), он отгоняет от себя это Знание, как несущественное, убеждённый поверхностными восприятиями и доводами. Не смотря на то, что у него, как и у каждого человека, есть чистое Сознание (Чит), понимающее, что он отказывается от Истины, заблуждение (моха) вынуждает его делать это. Он считает, что Единства всего сущего не существует. Такова зловещая роль А-бхан авараны.

   Человек создан по образу и подобию Божьему, и потому с помощью ума способен познавать природу и творить разнообразные микроформы, комбинируя материальные элементы и эксплуатируя природные ресурсы. Однако главный Смысл и Предназначение человеческой жизни заключается в переходе от телесного представления о себе к отождествлению с Единой Божественностью, полным слиянием с Ним и реализацию Его Воли на земле.
   Воистину, человек, не верящий в Себя, не верит и в Бога. Первая причина отсутствия веры в Себя – это неуверенность в том, что вы действительно являетесь Божественным Воплощением (Āтма-сварупой). Необходимо прочно утвердиться в этой Вере. Вторая причина – вы принимаете Божественность в человеке за человеческую природу и из-за этого терпите поражение в погоне за чувственными наслаждениями, не сознавая, что Божественность в человеке – это только Божественность, Которая присутствует повсюду Сама по Себе. Демоны сомнения овладевают людьми только по этим двум причинам.

   И в заключение о "имене (нāме)". "Санскриткий термин "нāма" означает "имя". Человек состоит из трёх: того, кем он себя считает, того, кем его считают другие и Того, кем он является на самом деле. Тот, кем вас считают другие, обозначается санскритским термином "нāма". Имя (нāма) – тонкая оболочка, налагаемая на вашу форму (руупу) тем слоем общества, в котором рождается и живёт ваше тело. Оболочка имени соткана из ментальных представлений о вас вашего окружения. Отсюда и выражение "заработать имя". Также отмечу, что слово "нā-ма" означает "новый (или добавочный) ум", к уже имеющемуся в вашем распоряжении чистому (Саттвичному) уму, данному вам от рождения. Отсюда и поговорка: "Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто – ты". Однако когда вы сознаёте и считаете себя Тем, кем Вы являетесь на самом деле, Богом, и также думаете о других, вы пребываете в Истине и становитесь Свободными от телесных представлений. Когда вы видите везде и во всём только Бога, вы сами становитесь Богом. Когда жители Земли осознают, что все мы – дети Единого и являемся братьями и сёстрами одного Отца, на планете натупит "Эпоха процветания".