Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация на тему "золотое наследие русской старины". Презентация на тему золотое наследие русской старины Презентация интересное о русская старина

Слайд 1 «Русский народный быт» для детей старшего дошкольного возраста
Слайд 2 Цели и задачи создания: Способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры;
приобщать детей к основам национальной культуры, быта.
Знакомить с русским народным фольклором.
Привлечь внимание родителей к истории нашей страны.

Слайд 3 Экспонаты.
 Макет русской печи.
 Макет русской избы.
 Деревянный сундук.
 Домашняя утварь.
 Тканые изделия.
 Наглядно-дидактические пособия.

Слайд 4 Русская изба.
Строили дома в старину довольно быстро. Избы строились из сосны или ели. Также использовался мох, который клали между бревен
Избы строили, не используя гвозди.
Изба, стоявшая на камнях, иногда не касалась земли, под нею гулял ветер, отчего она не гнила, но тепло в ней было благодаря второму, черному полу. Плотность пола была такова, что вода в щели не протекала.
Крыша, как и вся изба, делалась так, чтобы последующая часть держалась за предыдущую, нижнюю.

Слайд 5 Русская печь.
Древнерусская печь являлась домашним очагом- источником тепла и уюта. Печь очень рано превратилась в важный элемент украшения интерьера.

Слайд 6 Деревянный сундук.
Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.

Слайд 7 Русские народные костюмы.
Русский народный костюм - это прежде всего костюм крестьянский. Одежда русской крестьянки, даже повседневная, украшалась с любовью. Но особенно эффектно выглядело платье, предназначенное для праздников.

Слайд 8 Кухонная утварь.
Без самовара, как и без хлеба, изба выглядело неполноценной. Формы и объемы самовара были бесконечно разнообразны.
В чугунке варили первое и второе - ставили на печь или в печь. Ухват, им отправляли
в жар горшки с пищей.
Ступа и пест.
Использовались для измельчения зерна в крупу, толчения льна и других полуфабрикатов

Слайд9 Плетеные, вязаные, тканые изделия.
Коврик плетеный из лоскутков, ими застилали пол, скамейки.
Рушник, на нем выносили каравай и украшали избу.

Слайд 10 Глиняные и деревянные игрушки различных промыслов.
Глиняные дымковские игрушки- нарядные, яркие, дарящие людям ощущение праздника.
Матрешка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

Слайд 11 Изделия плетеные из бересты.
Лапти плелись из лыка липы. Лапти могли быть в виде туфель с невысокими бортиками.
Берестяной коробок, в нем хранили
продукты питания.

Слайд 12 Список литературы:
1. Б. А. Рыбакова Древняя Русь. Быт и культура.- М.:Наука, 1997.-368с.
2. В.И.Белов. Лад: Очерки о народной эстетике.- М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Известковый Амурского района

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Литературная игра

«Русская старина»

(для учащихся 9 – 11 классов)

Учитель русского языка и литературы

Тарасенко Светлана Ивановна

Литературная игра «Русская старина»

Цели: 1) Обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного и эстетического кругозора учащихся; 2) стимулирование личностного восприятия учащимися литературных произведений, формирование навыков общения, развитие воображения, актерских способностей; 3)воспитание грамотного и вдумчивого читателя, нравственных идеалов и эстетического вкуса.

Да, русская старина нам дорога, дороже, чем думают иные.

Мы стараемся понять ее ясно и просто… мы изучаем ее в

живой связи с действительностью, с нашим настоящим и

нашим будущим, которое совсем не так оторвано от нашего

прошедшего, как опять-таки думаю. (И.С. Тургенев)

Примечание. К данному описанию прилагается презентация «Русская старина»

Ход игры

Вступительное слово на фоне слайдов 2, 3 (Тема и эпиграф).

Ведущий. Дорогие участники, гости, члены жюри! Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить о своих корнях, о славных русичах. Как сказано в «Повести о разорении Рязани Батыем», «…были они лицом прекрасны, очами светлы, сверх меры храбры, к приезжающим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, ратному делу искусны, перед послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали». А мы с вами тоже русичи. Пусть сегодня еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Сегодня мы вспоминаем культуру Древней Руси «Преданья старины глубокой» Слайд 4. Изображение Троице-Сергиевой лавры.

Представление команд (по два человека от 9, 10, 11 классов) Музыкальная пауза Слайд 5. Жеребьевка команд. 1-ая «Волхвы». 2-ая «Иваны да Марьи». 3 -ья «Стрибоги». (У каждой команды свой цвет. Вопросы задаются в зависимости от цифры и цвета)

Представление членов жюри Ведущий. Начинаем игру .

1 тур. Разминка

    Кого в Древней Руси называли оратаем? пахарь

    Как называлась комната монаха? келья

    Торжественное обещание в Древней Руси? обет

    Бог грома и молнии у древних славян? Перун

    Богиня смерти у древних славян? Морена

    Бог солнца, бог-творец у древних славян? Сварог

    Старинная рукопись, документ? свиток

    Боевой топорик с длинной рукояткой? секира

    Похоронный обряд у древних славян? тризна

    Имя Сергия Радонежского в миру? Варфоломей

    Как звали святого, заживо сожженного за веру? Аввакум

    Название монастыря в честь С. Радонежского? Троице-Сергиева лавра

    Летопись – это… событие, записанное по годам

    Житие – это… описание жизни святого

    Поучение – это… жанр, в котором излагаются правила жизни

    Раскрой значение слова «Преподобный» святой монах

    Раскрой значение слова «просфора» хлебец

    Раскрой значение слова «инок» отшельник

Слайды 5, 6. Ответы на разминку: по 0,5 за правильный ответ, максимум: 4 балла

2 тур. Задание для юношей. Ведущий: « В монастырской келье узкой, в четырех глухих стенах о земле о древнерусской быль записывал монах…». Попробуем и мы воплотиться в образ литературного героя, жившего в Древней Руси. У меня 3 монолога. (Капитаны команд вытягивают конверт с заданием). Внимание, игроки! Задание творческое: вы должны от 1-ого лица выразительно прочитать его, сопровождая необходимыми действиями, как-то разыграть и представиться, кто вы, из какого произведения, кто его автор.

Монолог № 1 «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов-резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячей и два с тьмою. Хорошо ты меня попотчевал с малою своей дружиной, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня – держал бы у самого сердца своего».

Монолог № 2 «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».

Монолог № 3 «Еще одно последнее сказанье – и летопись окончена моя, исполнен долг, завещанный от бога мне, грешному. Недаром многих лет свидетелем господь меня поставил и книжному искусству вразумил; когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд усердный, безымянный, засветит он, как я свою лампаду – и пыль веков от хартий отряхнув, правдивые сказанья перепишет. Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу».

Слайд 7. Ответы на творческое задание для юношей

3 тур. Творческое задание для девушек

Слайд 8. (фон)

Ведущий. Прочитайте выразительно на древнерусском языке «Плач Ярославны», дайте поэтический перевод наизусть данного фрагмента:

А) Обращение Ярославны к Ветру; Смотри перевод Д.Лихачева

Б) Обращение Ярославны к Днепру; «Слово о полку Игореве»

В) Обращение Ярославны к Солнцу.

4 ТУР. ДЕВУШКА-СЛАВЯНКА (выдается каждой команде контур девушки)

Ведущий. Вам предлагается силуэт девушки-славянки (взят образец из могильника Нефедьево на Волоке Славянском). От 12 частей ее тела идут стрелки с обозначениями, запишите, как звучали раньше слово «дочь» и части ее тела.

дочь – дщерь; веки - вежды; лоб - чело; губы - уста; глаза - очи; грудь - перси; шея - выя; левая рука - шуйца; правая рука - десница; плечи – рамена; пальцы - персты; щеки - ланиты

Слайд 9. Девушка-славянка. Команды показывают части тела и называют слова.

5 ТУР. УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА

Ведущий. Без устаревшей лексики невозможно представить ни одно произведение древнерусской литературы, встречаются архаизмы и в современных произведениях, многие слова непонятны. Но только не нам, знатокам русской культуры. Давайте посмотрим, как вы владеете устаревшей лексикой?

    АГНЕЦ – это а) ангел б) ягненок в) огонь

    БАСУРМАН – это а) национальность б) звание в) вероисповедание

    КЛОБУК носят а) на голове б) на шее в) в кармане

    АЛКАТЬ значит а) кричать б) жаждать в) бежать

    ПРАЩУР – это а) динозавр б) отец прадеда в) болезнь

    ЛЕПОТА – это а)лепные узоры б) настой липы в) красота

Слайд 10 . Ответы на задания 5 тура.

По 0,5 балла за правильный ответ: 1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6в)

6 ТУР. БЕРЕСТЯНАЯ ГРАМОТА

Слайд 11.

Н В Ж П С Н Д М К З А Х Т С Ц Т

Е Е А И А Е У А А А О Е И А

Ведущий. Ребята, вам понятна эта надпись? Да, она «зашифрована». Такую берестяную грамоту» нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что эта шифровка – не что иное, как озорная шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой или Еремкой, мальчишкой-школьником во время скучного урока – и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку, а, прочитав, разозлился, порвал и выбросил вон. Что же здесь написано? Обратите внимание: в верхнем углу записаны только согласные, во втором – гласные. А ведь обычно в русских словарях они чередуются. Значит, надо читать текст …. ПО ЗИГЗАГУ! - Чья команда быстрее прочтет эту головоломку?

Слайд 12. Ответ на задание «Берестяная грамота». Расшифровка текста: «Невежа писа, недума каза, а хто се цита»… («Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю»). Понятно, что на оторванном клочке бересты были какие-то обидные слова в адрес читающего, вот он и порвал. В таком виде и нашли бересту в наше время ученые.

7 ТУР. СКОЛЬКО?

Слайд 13.

Ведущий. Посмотрите теперь на эту запись. (На слайде: БУКИ, ЕСТЬ, ДОБРО, АЗЪ). Как вы думаете, сколько букв здесь записано? Сколько слов можно составить?

Слайд 14. Ответ. Всего 4 буквы. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова. Составить можно одно слово: БЕДА.

8 ТУР. ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Слайд 15.

Ведущий. Вычислите загаданное понятие, воспользовавшись наименьшим числом подсказок, что вы об этом еще знаете:

    Они … были византийские миссионеры.

    Они … проповедовали христианство.

    Они... позаботились о переводе своих произведений с одного языка на другой.

    Они … создали то, чем до сих пор пользуются болгары, сербы и мы, славяне.

    Они … создали свой славянский алфавит, называется он «кириллица»

Слайд 16. Ответ. Кирилл и Мефодий, создатели письменности. День славянской письменности - 24 МАЯ.

9 ТУР. Древняя Русь в живописи

Слайд 17.

Ведущий. Я показываю фрагмент картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею»). Вы вспоминаете название полотна и его автора. Задание по картине (определенное место закрыто) спрятано под цветным кружочком, возьмите свой номер:

    Что расположено в тени слева от главного плана картины, поясните.

    Что расположено на заднем плане? Как оказался здесь герой картины?

    Кто послужил прототипом для создания главного героя?

Слайды 18. Ответы по картине Нестерова.

10 ТУР. Древняя Русь в музыке

Ведущий . Звучит музыкальный фрагмент из оперы Бородина «Князь Игорь». Игрокам предлагается назвать произведение и кратко рассказать историю создания.

Слайд 19 Ответ . Опера композитора Бородина к произведению «Слову о полку Игореве». Писал 20 лет, не закончил ее, продолжил оперу композитор Римский-Корсаков.

Подведение итогов (оформление протоколов)

Выступление членов жюри. Фото участников игры на память

Литература:

    Рогачевская Е. Древнерусская литература: книга для чтения. 5-9 классы. – М.: Школа-ПРЕСС, 1993.

    Семенова М. Популярная энциклопедия. Мы – славяне!

Санкт-Петербург. Издательский дом «Азбука-классика». 2007.

    Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики 19 века / Глав. ред. М. Д. Аксенов. – М.: АВАНТА +, 2002.

    Энциклопедия мирового искусства. Издательство «Белый город», 2006.

    Слово о полку Игореве. – М.: Дрофа-Плюс, 2008.

    Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения/ авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. С. 31-41

1. Тарасенко Светлана Ивановна

2. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа пос. Известковый Амурского района

Хабаровского края

3. Учитель русского языка и литературы

4. Высшая квалификационная категория

Презентация на тему "Золотое наследие русской старины" по литературе в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 7 класса рассматривается материал о русских народных песнях. Автор презентации: Оксененко Н.Б.

Фрагменты из презентации

Русские народные песни

  • В песнях отображен внешний и внутренний мир человека («простодушное излияние горя или радости сердца»)
  • Обрядовые (свадебные, проводы в армию, праздник «первой борозды»)и необрядовые. Исторические, любовные, бурлацкие, рекрутские, разбойничьи, ямщицкие.
  • Герои песен: Иван Грозный, Петр 1, Суворов, Кутузов, Ермак, Разин, Пугачев.
  • Создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и мелодии.
  • Передавались из уст в уста, от поколения к поколению.
  • Первые записи народных песен относятся к XVII в.
  • Собиратели: Пушкин, Гоголь, Чулков, Кольцов, Рыбникова, Путилов, Востоков, Веселовский, Пропп и др.

План и анализ лирической песни

  • Выразительное чтение песни.
  • Смысл названия песни.
  • Кто и когда мог ее исполнять?
  • Каким чувством проникнута песня?
  • Какие художественные приемы использованы в песне?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Лирическая песня

  • Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь.
  • Композиционно лирическая песня:
    • монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения;
    • диалог – разговор лирических героев.
  • Основной принцип внутренней организации л/п –поэтический параллелизм - вначале дается природная символическая картина, затем – картина-образ из человеческой жизни (селезень-молодец, уточка-девушка)

Древние символы-образы

  • Месяц-отец, муж; солнце-мать, звезды-дети, зорюшка – девушка (жена)
  • В роли символов выступают птицы (Соловей, селезень, сокол, голубь – молодец; лебедушка, утушка, пава, голубка – девушка; серая кукушка – печаль, горькая женская, девичья доля)
  • Символы растительного мира (девушка – белая береза, калина, малина, сладкая вишня; молодец – дуб, хмель, виноград)
  • Символично и состояние растения: цветенье- веселье, увядание – печаль, разлука.
  • Образные картины помогают создать постоянные эпитеты (буйный ветер, чисто поле, сыра земля, соколик ясный)

Исторические песни и предания

  • Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях.
  • Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом:
  • Историческое реальное событие, небольшой объем, отсутствие рифмы (речитативный стих-различное количество слогов и ударений)
  • Первые песни о Щелкане (1327), из XVI в. – песни об Иване Грозном, XVII в. – отражение национально-освободительной борьбы против интервентов, песни о Степане Разине, в песнях XVII в. – Петр 1, восстание Булавина, Пугачева, последний цикл песен посвящен войне 1812 г.



Кокошник (от слав. « кокош », обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского « кокошь » курица - наседка, кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Девушки во время святочныъх посиделок надевали самые лучшие наряды, чтобы понравиться женихам.




Чугун крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента ухват a, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Из - за специфической формы использовать чугуны при приготовлении пищи на газовой или электрической плите неудобно. Во время Святок обязательно готовили угощение в русской печи.






Наступил памятный 1812 год. Началась Отечественная война с Наполеоном. Хорошо помню: в эту тяжёлую годину набор в армию был особенно большой. В селе остались только женщины, старики да дети. Все, особенно женщины, держали наготове палки, ухваты и прочее, намереваясь с этим оружием встретить неприятеля. Но французы до нашего села не дошли. Только приезжала к нам русская конница. Мог использоваться ряжеными на святках вместо посоха




Веретено - веретно, церк. вертено ср. (вертеть) простое, ручное орудие для пряжи, для ручного пряденья: деревянная, точеная палочка, четверти в полторы, острая к верхнему концу и утолщенная к нижней трети, с зарубкою и с круто заостренною пяткою. Во время святочных посиделок девушки чаще всего занимались прядением.


Знай, баба, свое кривое веретено, свое дело. Знай гребень да веретено. Не веретеном в бок, терпеть можно. Не веретеном трясти, о деле, которое требует рассудка. « На шильце, на мыльце, на кривое веретенце »- таким приговором ряженые выпрашивали деньги на Святки. Смирен топор, да веретено бодливо, о мужике и бабе. Без веретена пряжи не спрядешь. Остры веретена намозолили ладони. Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена. Кривое веретено не надежа (не оденет). Кривое веретено не исправится. Девку веретено одевает. Чужое веретенце бери, да и свое припаси. Сделала дело худое, переломила веретено кривое.




Матица Проекция матицы на пол являлась своего рода границей между внешней и внутренней частями дома. Посторонним не полагалось пересекать эту границу без приглашения хозяев. Стол в доме обычно стоял перпендикулярно матице, за исключением случаев прощания с покойником (поминок), когда стол разворачивали и ставили вдоль матицы. У славян матица считалась оберегом и хранительницей дома. В некоторых семьях на матице записывались имена предков. Считалось, что « внезапное разрушение матицы предвещает смерть хозяину, а печи хозяйке » Мы под матицей сиживали, от людей « спасибо » слыхивали Ряженых на Святки пускали под матицу.




Валенки тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Валенки это традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу. Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого, и белого цвета, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов. Во время Святок валенок использовался во время гадания, его бросали через забор.
Рушник расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян. Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально - обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.


Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные проёмы, а также украшают стены. Особая роль принадлежала рушнику в свадебном обряде. Вышивка на рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшали свадебный поезд лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стоят жених и невеста во время венчания. В некоторых регионах Украины сватовство называлось взятием рушников или отдачей рушников. А в других регионах рушниками называли не сватовство, а обручение. Региональные отличия, касающиеся рушников, бережно сохранялись при переселении в другие местности. Также, рушник являлся элементом родильных, крестильных и погребальных обрядов. Его повязывали на шею умершего, покрывали гроб, и на рушниках спускали его в могилу. В течение сорока дней рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мёртвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви. По сей день сохранился обычай встречать гостей, в том числе и ряженых во время Святок « хлебом - солью », подносимыми на рушнике

Слайд 2

Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация «Научное общество учащихся»Средняя школа №6с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Тема:“Корни русской старины”. Выполнили: ученицы 8 класса Лаврова Настя, Мухаметдинова Наташа, ученицы 7 класса Криницина София, Балог Наташа, Руководители: Айтжанова Наталья Николаевна, Лундина Светлана Михайловна, Красноярск 2006-2007 г.г.

Слайд 3

Из поколения в поколение передается опыт многовековой культуры русского народа. Чтобы не растерять свою национальную культуру, не забывать свои корни, мы - современная молодежь, должны продолжить эти традиции. Научиться ценить безграничный талант, душевную красоту своего народа. В основу проекта мы положили изучение народных праздников, выбрав самые яркие: Рождество, Масленица, Пасха. К ним мы готовим выставки по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, провели фольклорный праздник “Рождественские посиделки” для учащихся 4-ого класса, написали сценарий к Масленице, по которому проведем в начальной школе праздник. Все в жизни меняется, а праздники остаются. Сейчас они выглядят по другому, но нам хочется, чтобы и сегодня все знали, что послужило поводом для праздника, откуда пришли традиции, обычаи, какие пели песни, какими были пляски и игры наших предков, как выглядел народный костюм.

Слайд 4

Актуальность темы: Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, обычаи, традиции должен каждый человек. Проблема: Традиции и обычаи западных и восточных стран уверенно входят в нашу жизнь. Знать культуру других народов – замечательно, но и нельзя терять свое национальное лицо. Цель: Сбор научно-информационного, литературно-иллюстративного материала по народным праздникам. Организация выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству к Рождеству, Масленице, Пасхе. Проведение фольклорного праздника “Рождественские посиделки”. Написание сценария и проведение по нему праздника Масленицы в начальной школе с целью популяризации нашей национальной культуры.

Слайд 5

Задачи: Провести презентацию выставки праздник “Светлого Рождества”. Провести фольклорный праздник “Рождественские посиделки”(для учащихся 4класса). Провести презентацию выставки ”Раздольная Масленица”. Написать сценарий и провести по нему праздник Масленицы в начальной школе. Провести презентацию выставки “Великий праздник Пасхи”. Собранный материал передать в библиотеку для общего пользования. Методы решения задач: Посещение библиотеки, КИЦа. Работа в Интернете. Просмотр дисков (“Народные праздники”, “Славянские крашенки”, “Древнерусская архитектура”). Изучение собранного материала. Работа над композициями на тему: “Рождество”, “Масленица”, “Пасха”. Работа над постановкой фольклорного спектакля “Рождественские посиделки”. Разработка сценария к празднику масленицы для начальной школы. Выполнение декоративно-прикладных работ к Пасхе.

Слайд 6

Праздник Светлого Рождества

Слайд 7

14 участников представили свои работы. Изучив собранный литературный, иллюстрационный материал, просмотрев видеофильмы, мы сделали наброски, зарисовки на выбранный сюжет. В своих выставочных работах мы стремились передать в первую очередь, характерные особенности праздника, настроения. Мотивы работ разнообразны. библейские сюжеты

Слайд 8

изображение народных гуляний, колядование, рождественский натюрморт.

  • Слайд 9

    Под каждой композицией есть текст, который помогает лучше понять содержание: «Христос родился!», гуашь, Крупина Настя, 8 «В» класс, шк. №6 «Спокойствие в окрестностях Вифлеема было нарушено движением в небесах. Звезды, казалось, задрожали. «Не бойтесь, - пропел ангел. – Слушайте, ибо я несу всем благую весть о великой радости – рождении Христа!» «Рождественские песни», гелиевая ручка, Судиловский Женя, 8 «В» класс, шк. №6 «Праздник Рождества, весь мир, казалось, пел. В небесах звезды и планеты водили волшебные хороводы. Внизу им вторили гимнами Рождества церкви и соборы»

    Слайд 10

    А какая культура может существовать без фольклора? Холодными зимними вечерами в избе, которую откупали у какой-нибудь одинокой старушки, собиралась молодежь на посиделки. Песни, игры, танцы, гадание на судьбу, на суженного, колядование – это и есть рождественский фольклор. Именно так на Руси проводили время в рождественские вечера. Подобные сценки были показаны нами в рождественских посиделках.

    Слайд 12

    Отгулял народ зимние праздники, и земля и люди ждут весну! Наступила Масленица! Семь дней народ придавался празднованию и каждый день имел свое значение.

    Слайд 13

    «Народные гуляния», «Заигрыш молодых», «Тещины блины», «Сжигание Масленицы» таковы названия работ, которые мы приготовили к Масленице.

    Слайд 14

    Широко праздновали Масленицу на Руси – безудержная народное веселье с песнями, обрядами, с скоморошескими играми, колядками. Не даром же в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки:“Не житье, а масленица”, “Не все коту масленица”. Настоящий праздник Масленицы прошел у нас в начальной школе. Мы написали для него сценарий. План сценария “Масленица”: 1. Выход скоморохов под народную музыку. 2. Общая пляска со скоморохами. 3. Вынос Масленицы и песня “А мы Масленицу дожидали” (исполняет фольклорная группа). 4. Выход ряженых. 5. Игры:“Ручеек”, “Карусель” и др. 6. Общая песня “Блины”. 7. Соревнования: “Меткий стрелок”, “Перетягивание каната”, “Мячик”. 8. Катания мальчиками девочек на санках. 9. Проводы Масленицы (сжигание). Песня “Прощай, Масленица”(исполняет фольклорная группа). 10. Праздничное застолье.

  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Светлана ромашина - биография, информация, личная жизнь
    Если не сдал госы когда пересдача
    Блины с грибами, рисом и яйцом