Четыре стадии избавления от невежества. Четыре Мукти. Шри Саи Ом.

   Вся Вселенная пронизана тремя основополагающими качествами (гунами) Природы: Благостью (Саттвой), страстью (раджасом) и невежеством (тамасом). Поэтому, когда в Ведических Писаниях, таких как "Упанишады", глубоко анализируются какие-то понятия, (в данном случае – избавление от невежества, "Мукти"), их, как правило, подразделяют на три стадии, взаимосвязанные с гунами Природы, и на четвёртую, свободную от них.

   Те, кто стремятся к Освобождению (Мокше), проходят через четыре этапа избавления от неведения:
1. Сāлокйа Мукти,
2. Сāмипйа Мукти,
3. Сāрупйа Мукти,
4. Сāйуджйа Мукти.
Каковы признаки нахождения на том или ином этапе?

   Если вы преданно любите Бога, и у вас есть только одно желание – познать Творца; если вы всецело фокусируете своё внимание на Господе с чистыми чувствами и отсутствием каких-либо посторонних мыслей; если вы прилежно изучаете Священные Писания и претворяет Их указания в своей повседневной жизни, то ваша тонкая основа ума, связанная с волей и памятью, которую часто называют душой, Читта, постепенно соединяется и гармонизируется с Волей Единого, и вы достигаете Союза с Божественностью, Бхава-Самадхи. При этом завеса невежества (а-джнāна) спадает, и вы созерцаете Божественную Сферу Сознания "Са-Локйу", наслаждаясь Божественным Присутствием, освобождаясь от переживания демонических и животных качеств, а также чувства "я и моё", утягивающего в узкий колодец невежества.
   Первый слог "Саа-" термина "Сāлокйа" означает основополагающую всепронизывающую Божественность. "Локйа" означает "облагороженное сознание". То есть человек, достигший этого уровня, становится благородной Душой, радостно внимающей Господу, и удостаивается Союза с Ним, Его постоянного Присутствия. В результате этого ментального Союза Господь предстаёт перед вашим внутренним взором в том Образе, который вы избрали для поклонения. Это Видение не является следствием какого-то воображения, это – опыт восприятия Господа лицом к Лицу. Таковы признаки обретения Сāлокйа Мукти.

   Затем, наряду с постоянным Присутствием Господа, вы приходите к Пониманию, что всё вокруг является проявлением Славы Божьей. Совершенствуя контроль над чувствами и постоянно следя за чистотой своего ума и Сердца, развивая и распространяя Мудрость (Джнāну) и в равной степени относясь ко всем живым существам, вы превозмогаете все агитации чувств и ума. Это – основной признак достижения Сāмипйа Мукти, второй ступени Освобождения.
   Первый слог "Сā-" термина "Сāмипйа" указывает на Всепронизывающую Божественность. Следующее слово "-мипйа" говорит о том, что Божественность реализуется через вас в виде священных мыслей, мудрых слов и благородных поступков. Сāмипйа – это постоянное созерцание Божественной Славы. Таковы признаки достигшего этой стадии Освобождения.

   Затем, видя во всём и везде только Единого, развивая Любовь (Прему) ко всем живым существам и не теряя Её ни при каких обстоятельствах, реализуя Господа в виде светлых идей, мудрых слов и священных деяний (Шрийо-Кармы), человек одухотворяет свои чувства и формирует с помощью медитативности тело бескорыстной Любви и Мудрости (Джнана-Сварупу). Это – признак достижения Сарупйа Мукти. Слово "Рупйа" означает "одухотворённая форма". На этой стадии все ваши тела становятся священными и управляются духовным Разумом (Буддхи).

    И, наконец, наполненные Любовью и Мудростью и ни к чему не привязанные, вы исполняете в миру свою Божественную Миссию, снискав Полную Милость Творца и став неотличными от Него. В конце концов вы обретаете Его неземное Могущество и сверхъестественные Совершенства (Сиддхи). Таковы признаки полного слияния со Всевышним или Сайуджйа-Мукти. На этой стадии вы полностью теряете даже человеческие качества, остаются только священные, Божественные: Истина, ПраВедность, Покой и Любовь.

   Путь Мудрости гораздо легче пути Преданности, ибо Он проявляется как Вспышка или озарение, если вы способны просто спокойно посидеть несколько минут и глубоко проанализировать себя.
   Автомобиль движется на четырёх колесах, и водитель, управляющий им, находится внутри, а не снаружи, регулируя его скорость с помощью торможения колёс и мощности вращения двигателя. Подобным образом, позвольте, чтобы ваш Разум, ум и чувства управлялись изнутри, а не снаружи. Сядьте в поезд постоянного повторения и памятования Имени Господа (Салокйу), и он доставит вас к станции, "Близость и Любовь к Богу" (Самипйи). Следующая ваша остановка будет в Сарупйе, где вы заработаете и обретёте Божественные Атрибуты. Затем вы достигнете конечной станции Назначения, Сайуджйи, где сольётесь с Божественностью и познаете себя в качестве волны в океане Сверхдуши (Парам-Атмы).

  Из всего вышесказанного, следует, что любая духовная практика должна быть направлена прежде всего на то, чтобы стать эффективным инструментом в Руке Единого и достичь посредством праведных деяний (Дхармы и Шрийо-Кармы) Его Милости и слияния с Ним.
Ом!