Из четырёх "Вед" древними Мудрецами были выбраны четыре величайшие изречения (Мāха-вāкйи): Праджнāна Брахма, Ахам Брахмāсми, Тат твам аси, Аайам Аатма Брахма и разъяснили их смысл. Почему четыре? Потому что вся эта Вселенная состоит из четырёх: Бога (Мāха-Пуруши) и трёх основополагающих качеств (гун), лежащих в основе изначальной Природы (Пракрити). Четыре – число полноты. В нижеперечисленных четырёх коротких афоризмах сокрыта суть всех четырёх “Вед”. Нет нужды в полном изучении "Вед", если вы способны понять и реализовывать на практике все эти Истины. Поступенчатое осознание и реализация каждой Мāхавāкйи возносит над тремя оковами (гунами) Природы: тамо-гуной, раджа-гуной и, в конечном итоге, Саттва-гуной. При этом вы становитесь Свободными от всех иллюзии, концепций и законов Природы, они больше не будут властны над вами.

   Первое величайшее Изречение "Вед" гласит: “Праджнāна – Брахма”.
   Что такое “Праджнāна?” Приставка “Пра-” означает “Всеобъемлющее”, а слово “Джнāна” – “Знание”. Природа Праджнāны – Божественный Свет. Его Присутствие не оставляет даже намёка на тьму невежества.
   Что такое "Брахма?" Слово “Брахма” означает "Источник всего сущего", то есть Самого Всевышнего, Вечную неизменную Реальность. Отсюда и вывод, что “Праджнāна – Брахма” – это спонтанное, Всеобъемлющее Божественное Знание или Озарение. Это озарение возникает из самой глубины Сердца, из самой твоей Сути, расцветая с внутренним Светом Блаженства. Это Всеобъемлющее Знание или Понимание очень легко отличить от внешнего наносного знания или агитаций ума.
   Всё внешнее, воспринимаемое посредством чувств – иллюзорно. Весь этот проявленный мир, на самом деле, не существует. Тот, кто следует исключительно такому Внутреннему Знанию (Озарению), умело отбрасывая всё остальное, уже преодолел гуну невежества (тамо-гуну).
   Когда ты взаимодействуешь с Богом подобно положительному и отрицательному электрическому полюсу, возникает "Ток (Поток) Высшей Мудрости (Праджнāны"), помогающий осознать глубокий смысл следующего величайшей аксиомы: "Ахам – Брахмā-сми".

   Второе величайшее Изречение – “Ахам – Брахмā-сми”.
   Что такое “Ахам”? Когда твой ум послушен духовному Разуму (Буддхи) и Буддхи направлен на истинное, вездесущее "Я" (Аатман), устанавливается триЕдиное Сознание, которое выше чувства “я” и “моё”. Его можно назвать "Ахам". "А-хам" по-русски будет звучать "не-хам", то есть благородное "Я", духовное Самосознание (Сат-Чит). В вечной Душе (Аатмане) Ахам существует в тонкой Форме. Когда Ахам принимает грубую форму и рождается в миру, Он становится ахам-карой, эго. Следует понимать разницу между Ахам и ахамкарой. Считать Ахам телесной формой – огромное заблуждение. Ахамкара – чувство эго, связанное с телесным сознанием.
   Когда ты отождествляешься со своим истинным “Я”, ты переживаешь Состояние “Я – есть Проявление Всевышнего (Ахам – Брахмā-сми)". Эта аксиома равносильна заявлению Христа: "Я – Посланник Бога". Каждый человек является Посланником Бога, просто подавляющее большинство отклонилось от истинного Пути по причине отождествления себя с телом.
   "Брахман" и "Аатман" – синонимы и указывают на Одно и То же. Брахман – Вселенское Сознание, присутствующее во всех существах, но Его, как основу какой-либо формы, называют Аатман.
   “А-хам” означает Саму твою Суть, Божественное “Я”, Которое не является деятелем, а только Свидетелем происходящего. На стадии Ахам – Брахмā-сми тебе надлежит стать Свидетелем (Сакши) работы Божественной Энергии (Шакти), Которая принимает на Себя все роли. Приставка “А-” слова “А-хам” указывает на твоё истинное Вечное "Я" (Аатман) и одновременно отрицает Его причастность к “-хам” – “иллюзорному эго”, которое возникает в человеческом сознании по причине ложного отождествления с телом и умом. Ты – не тело, не ум и не эго!
   Термин "Джиива" означает индивидуальное сознание или маленькое "я", которое ассоциирует себя с ограниченными возможностями тела и чувств, тогда как истинное "Я" – это Сам Бог (Аатман). Ты же не отождествляешь себя с автомобилем, когда путешествуешь в нём! Так и внутри себя необходимо полностью отвергнуть идею тождественности со свокй машиной-телом и отождествиться с неизменной Реальностью, своим истинным "Я", коим все мы на самом деле являемся.
   Что такое “Брахмаа-сми”? Ты уже знаешь, что “Брахма” – это “Бог или Реальность”, а “сми” означает "проявление Его Воли". То есть, все живые существа являются проявлением Божественной Воли, Высшего "Я", Брахмы или Брахмана.
   Итак, “Ахам Брахмāсми” означает “Я – воплощение Реальности” или “Бог во плоти”, а не кто-то другой, как тебе пытаются внушить окружающие невежественные неОбразованные люди. Не верь им, а верь только в своё истинное "Я", в свой собственный духовный Опыт! С этой Верой и проистекающей из Неё Силой ты, несомненно, сможешь одолеть все инертные и страстные тенденции в сознании и отделить от них свой Разум. Это означает, что ты преодолел невежество и путы страсти (раджа-гуну).

   Третье величайшее изречение "Вед" гласит: “Тат твам аси”.
   Что такое “Тат”? “Тат” означает Основополагающий Принцип Единства, лежащий в основе Вселенной и объединяющий Собой всех живых существ. Этот Принцип называют ещё Сверх-Душой (Парам-Аатмой). Он также известен как Изначальный и Величайший Пуруша (Пурушотама), на Которого ничто не влияет, и в Котором сияют и развиваются все живые существа, познаватели и деятели (Пуруши). Сам Он не является познавателем и деятелем, а только Свидетелем. Изречение Тат твам аси равносильно заявлению Христа: "Я – есть Сын Божий!"
   Что такое “твам”? Слово “твам” означает “сотворённое живое существо”, "любое живое существо".
   “Аси” означает “озаряет, поддерживает и ведёт”.
   Итак, “Тат твам аси” означает, что Бог, как Единый Основополагающий Принцип Мироздания, озаряет, поддерживает и вдохновляет каждое живое существо, которое является его неотъемлемой и однородной с Ним частицей. Если выразить данный афоризм коротко, он будет звучать так: “Я пребываю в каждом живом существе". Другими словами, на данном этапе ты осознаёшь Себя частицей Сверх-Души и учишься видеть Себя в каждом живом существе и соответственно любить во всех только Себя Самого, не обращая внимание на телесные различия и ни к кому не привязываясь. Вспомни главную заповедь Христа: "Возлюби ближнего, как Себя Самого!" Это и есть “Тат твам аси”, выраженное другими словами. Кто может быть ближе человеку, чем его собственное внутреннее "Я"? Надеюсь ты понимаешь, что не возЛюбив Себя, ты не сможешь в полной мере возЛюбить и ближнего своего. Однако не путай истинное всеобъемлющее "Я" с эго. На этом этапе ощущение отдельного иллюзорного "я" трансформируется в ощущение "я – есть То".
   Если ты не забываешь, что ты, как Бог, присутствуешь в каждом живом существе и постоянно реализуешь эту Истину в повседневной жизни, то, несомненно, уже готов преодолеть и последнюю, светлую и благостную путу природы (Саттва-гуну).
О человек, людей не сортируй,
Их не дели на близких и далёких ложно.
Пойми, Один Единый Бог – во всём,
Лишь только так Себя познать возможно!

Познав Принцип Единства, ты приходишь к пониманию, что Вечная Наивысшая Реальность выше как двойственности, так и Единства. Ведь и то, и другое – лишь два противоположных принципа. Абсолютная Реальность выше любых принципов!
   Заключительное, четвёртое величайшее ведическое Изречение гласит: “Аайам Аатма Брахма”.
   Слово “Аайам” означает “Высший Основополагающий всепронизывающий и всеобъемлющий Свет”, Божественное Сияние, Брахман, Которое ни от чего не зависит, и в то же время ничто не существует без Него. "Аайам" также означает, что Бог (Брахман) является как невидимой Вечной Основой иллюзорной бескрайней Вселенной, так и Ей самой (Сарвам идам – Брахма майа); как невидимой Основой каждого живого существа (Аатмой), так и самими живыми существами и объектами со всеми их составляющими. Воистину, всё – есть только Бог. Это величайшее изречение равнозначно заявлению Христа: "Я и Отец – Одно!"
   “Аатма” – "внутренняя Суть, нетленная Основа каждого живого существа, Вечная Душа". Термины "Аатма" и Брахман относятся к Одной и Той же Единой и неделимой Божественности. Единственное отличие этих терминов заключается в том, что термин "Аатман" означает "Божественность в Основе какой-то отдельной формы", а "Брахман" означает "вся бескрайняя Божественность, превосходящая даже границы Вселенной".
   Брахман описывается, как "Истина-Всеобъемлющее Знание-Безграничность (Сатйам-Джнанам-Анантам)", а Аатман описывается, как "Бытиё-Всеобъемлющее Знание-Блаженство (Сат-Чит-Аананда)". Нетленная Душа (Аатма) каждого живого существа абсолютно идентична и однородна с Брахманом. В этом необходимо твёрдо убедиться.
   Итак, “Аайам Аатма Брахма" означает, что в основе всех форм, начиная от атома и заканчивая Вселенной лежит Одна и Та же Божественность, Которая является как Первопричиной всего наблюдаемого (Пракрити), так и Первопричиной любого наблюдателя (Пуруши). Вот простой пример. Одежда не может существовать без пряжи. Пряжа – основа одежды. Она вся состоит из пряжи. Тем не менее, о пряже нельзя сказать, что она – одежда, как и одежду нельзя назвать пряжей. Таково точное соотношение между наружной Природой (Пракрити) и Внутренним (Парам-Аатманом). Сверх-Душа – это пряжа, из которой изготовлена одежда, всё воспринимаемое. Можно ли отделить одежду от пряжи? Конечно, нет! Пряжу используют для одной цели, одежду для другой. Но ведь по одной этой причине мы не можем считать одежду и пряжу не связанными друг с другом.
   От духовного Разума (Буддхи) до физического тела все трансформации Природы (Пракрити) являются несознательной материей (а-четаной), инертной (джадой) и нереальной (а-сат). Всё, что не является Бытиём (Сат) и Знанием (Чит) – лишь нереальный временный феномен (джада). В сущности, весь ощущаемый мир – ничто иное, как иллюзия и мираж. Однако бессознательное неотделимо от Сознания (Чайтанйи или Сат-Чит) в точности как воздух неотделим от атмосферы.
   Воистину, всё есть только Бог, и иллюзорная Вселенная – Его Игра (Лиила). На этом заключительном четвёртом этапе Познания Реальность сознаётся во всей Своей Полноте. Когда Реальность осознана до конца, то даже то, что ты видишь, будет восприниматься тобой, как Сверх-Душа (Парам-Аатма).
   Если у тебя установилось такое Видение, и ты уже везде и повсюду видишь только Себя, Ты действительно стал Единым с Творцом, "Брахма-вид Брахмаива Бхавати!", и между Тобой и Им нет абсолютно никакой разницы, если, конечно, не считать твоё бренное тела, которое ты сам создал в прошлой жизни и которое доживает свой срок. Теперь у Тебя нет никаких ощущений обособленности, ведь Твой разум преобразовался в Сияющую Истинную Суть (Сатйа-Сварупу). Ты стал Мессией. Вернее, ясно осознал, что всегда был Им, но эго и невежество (а-видйа) мешало и подавляло в тебе это Знание. Ты победил их и Освободился от всех иллюзий, и теперь, как и Ааватар, связан только Своей Миссией!
Ом намах Шивая, Ом намо Нараяная!