вторая тема:

Джанмāдйадхикаранам
Сотворение, поддержание и распад Вселенной


вторая сутра:


Джанмāдйасйа Йата-ха

   Итак, мы исследовали значение первой сутры “Атхāто Брахма джиджнāсā”, и по-русски она звучит так: "Если вы готовы и жаждете познать Всевышнего, приступим к Его осознанию". Вторая сутра "Джанмāдйасйа йата-ха" в контексте с первой будет звучать так: “Вечной Сути, порождающей, поддерживающей и поглощающей Вселенную”.

"Джанма-адй" означает Сотворение, Поддержание и Распад.
"Асйа" означает "всë сотворëнное" или Вселенную, состоящую из Пяти Элементов (Прапанчу).
"Йата-ха" – "из Которого всë возникло", то есть, Брахман.

   Необходимо осознать Брахман, как Источник созидания, поддержания и растворения (Сришти, Стхити и Пралайи) Вселенной. Всевышний – та самая тонкая Суть и Источник, из Которого возник этот кажущийся реальным, постоянно меняющийся визуализируемый Продукт устремления ума, называемый Вселенной (Джагат). Несмотря на постоянные движения и изменения, происходящие во Вселенной, Она сконструирована Творцом в виде упорядоченной Системы. В конце своего кажущегося существования Она растворяется в своём Источнике (Брахмане). И здесь возникает вопрос: "Кто разрабатывает и устанавливает законы и сценарии управления и регулирования Вселенной?" Три упомянутые выше фазы, лежащие в основе материального мира и управляющие им, дают возможность осознать не только Основополагающий Порядок или Всеобъемлющую Мудрость, но и неверное представление (а-джнāну) о вечности и реальности Вселенной.

   Человек может многое узнать о Вселенной. Однако его инструмент познания – всего лишь человеческий глаз. Учёные открыли и исследовали многие вещи, но всë это сделано с помощью ограниченного человеческого ума. Современная наука описывает и анализирует вещи такими, какие они есть лишь в настоящий момент времени. Однако как долго всё это будет оставаться в подобном состоянии?
   Материальный мир непрерывно меняется. Несмотря на неизбежные изменения, которым подвержено абсолютно всё, человек одновременно сознаёт Истину или Реальность, Которая абсолютно неизменна. Этот неизменный Принцип является Основой, из Которой проявляются три фазы Джагата: Сришти, Стхити и Пралайа. Этот основополагающий Принцип – и есть Вечная Основа (Брахман), Неизменный и Недвойственный, Истина (Сатйа). Человек может колебаться в принятии этого Факта и сомневаться, поскольку находящийся в основе всего Брахман, непостижим и неопределим, а то, что фактически ощущается – лишь формы и их имена, пребывающие в непрерывном изменении.

   Посмотрите, как бывает, когда человек в сумерках внезапно увидел перед собой высокий пень. Он пугается, принимая его за привидение или странное живое существо. Однако это – не то, и не другое. Причина подобного заблуждения – темнота. Именно она создала у него неверное представление о том, что перед ним находится кто-то или что-то, чего на самом деле не существует. То же самое происходит и в темноте неведения, расстилаемой неверным представлением или иллюзией (майей). Первопричина (Брахман) становится скрытой и не воспринимаемой, а наложенный на Неё материальный мир воспринимается как реальность. Такое обманчивое видение исправляется только пробуждённым Сознанием (Джнāной) и трансформируется в Видение Абсолютной Любви (Прему).
   У Вселенной, частичкой Которой является и наша планета со всеми населяющими её существами, есть своя Основа – Брахман, Который в отличии от всей воспринимаемой иллюзии абсолютно Реален.

   Некоторые заявляют, что Первопричиной возникновения Вселенной являются такие факторы, как врождённая Природа (Свабхāва), Порядок, Случай, Время и т.д. Однако ни что из этого, как и все они вместе взятые, не может быть Первопричиной Творения, поскольку всё это абсолютно инертно и неспособно к волеизъявлению и инициативе. Даже любые рождённые существа, которые скованы путами радости-печали, роста-упадка и рождения-смерти, не могут быть Первопричиной Вселенной. Каждый из этих предполагаемых "источников Творения" является зависимым и обусловленным, и потому не может рассматривать в качестве Первопричины или Первоисточника Вселенной.

   Данная Сутра подвигает к открытию подлинной Основы всего сущего, Того, Что всегда было, есть и будет. Она провозглашает, что Причиной становления Бытия и упорядоченного состояния Вселенной, состоящей из пяти первоэлементов (Прапанчи), является Верховный Принцип (Махат-Таттва), Всевышний. Современная наука может исследовать и определить из чего состоит материя, однако не способна обнаружить и определить Причину, Которая сформировала её подобным образом. Нет сомнений, что за каждым следствием или событием стоит определённая причина. Ни атом, ни субъект, ни их отсутствие не могут быть Первопричиной Вселенной. Бытиë (Сат) покоится за пределами как субъекта, так и объекта или, другими словами, как познающего, так и познаваемого.

   Если ты будешь познавать Первопричину и следствие с позиции материального мира, ты придёшь к выводу, что Бог – изначальная Причина, а Вселенная – следствие. Если ты выйдешь за рамки различий между субъектом и объектом, ты осознаешь, что всё вместе взятое: и Причина и следствие есть ни что иное, как чистое Сознание (Брахман), являющееся как изначальным, так и следственным фактором. Другими словами, Всевышний – также и Изначальное неведение (майа). Он Сам – и невидимая Основа (Брахман), и материальный мир, а также процесс его сотворения, поддержания и растворения. Просто иллюзия (майа) порождает заблуждение, что одно возникает из другого.

   Некоторые утверждают, что Причиной Вселенной является как иллюзия (майа), так и Бог (Брахман). Другие заявляют, что только майа ответственна за всё происходящее. Третьи считают, что Вселенная является проявлением Сверхсознания (Вишну) и пребывает внутри Него, что Её появление, существование и растворение целиком обусловлено Вишну.

   Безусловно, ничто не возникает без творца. Тогда каким же должен быть Сам Творец Вселенной? Он, несомненно, должен обладать безграничным Могуществом, беспредельным Совершенством и абсолютным Всеведением. Далеко не каждый способен узреть сей высочайший Феномен, хотя в этом и заключается высшая Цель жизни! И всё же Всевышнего можно постичь и подтвердить это на опыте с помощью двух признаков: Татасты и Сварȳпы.
   "Татастā" – это признак, ограниченный временем. Он не может дать полную картину или представление, а способен лишь время от времени подавать проблески и знаки.
   "Сварȳпа" означает Саму Реальность во всей Её Полноте. Это – Озарение, результат интуитивной Мудрости. "Сварȳпа проясняет внутренний трансцендентный безграничный Источник всего сущего.

   У каждого объекта во Вселенной есть пять составляющих: Асти, Бхāти, Прийа, рȳпа и нāма.
   "Асти" означает "Бытиë" или Саму Основу существования. Бытиë – неописуемая Основа всего сущего, Фундамент, на Котором выстраивается всё остальное. Бытиё покоится за пределами "познающего" и "познаваемого".
   "Бхāти" – духовное Сияние, "Искра Божья". Именно благодаря тонкой излучающей Способности (Бхāти) мы познаём окружающий мир.
   “Прийа” – привлекательность или готовность к использованию. Всё то, чем мы можем воспользоваться, и всë то, что может принести нам пользу, становится для нас приятным и привлекательным, благодаря этому Качеству.

   Две последние детали, форма (рȳпа) и имя (нāма), не являются постоянными и подвержены изменениям. Мы видим, что любая вещь подвержена тем или иным изменениям. Форма и имя представляют видимое выражение их Основы, обладающей тремя реальными Качествами. Имя и форма – материальное наложение на реальную Основу Бытия-Знания-Блаженства. Божественность – Основа, Божественная Воля – надстройка. В чётках много бусинок, но связующая и соединяющая их нить только одна. Подобным образом, для всех живых существ Основой является Единый и Вечный, Неизменный и Вездесущий Господь (Пара-Брахман), Божественное Сознание.

   Ведическая аксиома: “Я – есть Бог (Со-Хам)" указывает на то, что даже те, кто обособлены именами и формами, фактически являются Самим Богом. Такое осознание – Осознание Реальности. Именно поэтому "Веды" заявляют: “Познавший Всевышнего, сам становится Богом (Брахма-вид Брахма-ива Бхавати)”.

   Пузырёк порождается водой, некоторое время плавает на её поверхности и, в конце концов, лопается и исчезает в ней. Все материальные создания подобны пузырькам, возникающим из безбрежного Океана Божественности (Брахмана). Пузырьки состоят из воды и поддерживаются водой. Иначе, как бы они могли появиться и существовать? В конце концов они растворяются и исчезают в воде, ибо их рождение, существование и растворение полностью зависит только от неё. Вода – одна, пузырьков много. Вода реальна, пузырьки – лишь временные образования. Вода – основа, пузырьки – лишь иллюзорные формы на её поверхности.

   Каждый удивляется и восхищается этой прекрасной Вселенной. Мистерия жизни зародилась в древнюю эпоху в далёких уголках Космоса, как инертное бессознательное и беспорядочное переплетение Природы (Пракрити) и развилось до уровня человека и Богочеловека. Об этом известно практически всем, и каждый признаëт этот факт. Однако разве может низшее быть причиной Высшего? Низшее может быть причиной только низкого. Неактивное или инертное может в лучшем случае быть причиной телесного сознания. И только Воля Творца, обладающего пятью уже упомянутыми выше Качествами, может служить Причиной Творения. Иначе невозможно объяснить откуда появился Вселенский Разум.

   Первая Сутра указывает на Всевышнего (Брахман). Вторая – на Его творческий Аспект. Первая Сутра проясняет Его Реальность, Мудрость и Независимость (Сатйу, Джнану, Сва-тантру). Вторая описывает Брахман через Его творческий Аспект и утверждает, что Он не ограничен Вселенной.

   У каждого человека есть какие-то свои обязанности (Дхарма) или свои особенности, симпатии и любовные привязанности. Это в равной степени применимо как к стебелькам травы под ногами, так и к далёким звёздам. Вселенная постоянно меняется и прогрессирует к достижению абсолютных качеств и условий. Нравственные Силы, стоящие за возникновением Вселенной, несомненно способствуют и духовному развитию человечества. Однако в наши дни подавляющее большинство людей настолько погрязло во всепронизывающем неведении, что не в состоянии должным образом воспользоваться этими Силами для собственного духовного подъёма. Современные люди не знают истинного Пути к миру и гармонии на планете. Они не способны придерживаться хорошего и избегать плохого, утверждаясь на Праведном (Дхармическом) Пути. Каждый человек с помощью способности Различения (Вивеки) и внутренних усилий может духовно развиваться, и нравственные Силы, пронизывающие всё сотворённое, несомненно помогают в этом.

   “Тайтирийа Упанишад” провозглашает:

Йато вā имāни бхутāни джāйанте,
Йена джāтāни джииванти,

Йатх прайантйа-бхи сам-вишанти,
Тад виджиджнāса-сва тад Брахметхи.”

"То, что порождает весь проявленный Космос,
То, что побуждает, продвигает и заботится о каждом,

И То, в Ком, в конечном счёте, всë исчезет,
Познаётся как Всевышний (Брахман)".

   Как ни странно, среди адвайтистов или монистов, постулирующих Брахман, существуют большие разногласия и расхождения по поводу Причины возникновения Вселенной. Одни утверждают, что Первопричиной является Брахман, а другие – Игра Иллюзии (Майа). Есть и такие, кто утверждают, что Причина Мироздания – одновременно и Брахман, и Майа. А некоторые заявляют, что Вселенная возникла из Сверхсознания рождённого Существа (Вишну), исчезает в Вишну и поддерживается исключительно Вишну. Есть ещё и такие, кто считают, что идея Брахмана – лишь указание на некое понятие или ключ к разгадке, помогающий осознать Принцип, стоящий за Вселенной. То есть они считают Его только указательным признаком (Татастā-лакшаной). На самом деле, аспекты и возможности Брахмана бесконечны, а порождение, поддержание и поглощение Мироздания – ключи, позволяющие мельком взглянуть на Него.

   Есть люди, которые считают, что причиной возникновения Вселенной является ум. Их утверждение основывается на том, что материя и все пять первоэлементов, из которых она состоит, – лишь построение или проекция ума, а ум – видоизменение (трансмутация) инертной Природы (Пракрити). Они говорят, что работу ума невозможно объяснить. Однако всё это – лишь догадки, предположения и теории, сформулированные различными мыслителями в соответствии с остротой их Разума (Буддхи).

   Разные учёные в разное время проводили свои исследования и приходили к разным заключениям. Одни пришли к выводу, что причиной происхождения Космоса является Время, ибо оно поддерживает и завершает существование материального мира посредством соединения и разъединения его составляющих. Всё находится под влиянием Времени. Другие приписывают Причину Мироздания внутренней Природе вещей (Сва-бхаве), Еë стремлению к развитию. Каждая вещь проявляет свою природу по-своему и в своё время. Например, семена манго, вырастают только в манговые деревья, и у тигрицы может родиться только тигрёнок, а не, к примеру, козлёнок. Итак, мы видим, что с самых древних времён выдвигалось немало противоречивых гипотез относительно происхождения материального Мира. И всё же ни одна из них так и не сумела определить и выявить именно То, что действительно является Первопричиной Вселенной.

   Вселенная – величайшее Волшебство, Источник непрерывного восхищения! Нет таких, кто не удивлялся бы этому величественному Чуду. Все знают, что для создания чего-либо необходим тот, кто обладает определëнным умением, знанием и силой (Шакти). Без создателя нет и не может быть творения. Как могут наблюдаемые нами объекты: Солнце, Луна, звёзды и галактики сиять, двигаться и точно придерживаться своих орбит без Конструктора, Творца, Владыки? И разве можно сотворить их с помощью какой-то ординарной силы? Конечно, нет! Разумные люди легко убеждаются в этом, наблюдая за этими тщательно спланированными и спроектированными величественными объектами, сознавая неизмеримое величие и Могущество стоящего за ними Создателя.

   Посмотрите на изумительное разнообразие окружающего мира! Не существует двух абсолютно одинаковых вещей; ни один человек не похож на другого. Это может быть только Божественной Игрой (Лиилой), обладающего безграничным Великолепием и Могуществом Создателя. Нетрудно понять, что никакая другая меньшая сила не способна сотворить подобное. С помощью осознания величия мистерии Вселенной можно обрести представление о Могуществе и Величии Её Творца.

   Тот, кто Не способен постичь мистерию Вселенной, никогда не постигнет Её Создателя. Вселенная – проявление Воли, сокрытой в Брахмане. Всë – есть Божественная Воля (Санкальпа) или Божественный План. Теоретики, выдвигающие и пропагандирующие другие теории, только попусту тратят время. Их аргументы и контраргументы являются либо пустыми и бесплодными высказываниями, либо доводами с целью продемонстрировать свою учёность, либо гимнастикой ума для интеллектуалов. Всё это не может в полной мере удовлетворить жажду настоящих искателей Истины, Искателей с чистыми умами и ясным сознанием. Всё происходит по Божьей Воле – таково твёрдое убеждение верующих. Каждый имеет представление о Вселенной по мере уровня своего развития.

   Птица не может взлететь выше, чем позволяют ей крылья. Так и мыслители объясняют процессы создания, существования и распада Вселенной, основываясь лишь на своём интеллекте и убеждении. Всё то, на что они опираются в своих исследованиях, как на свидетельство или доказательство, в лучшем случае – лишь условно-показательные признаки (Татастā-лакшаны), которые не способны по-настоящему глубоко подвести к Истине.

   Только подлинный, превышающий пределы времени Признак, Сварупа-Лакшана, способен выявить Источник всего сущего. Этот Признак – Истина-Мудрость-Беспредельность (Сатйа-Джнāна-Ананта). Подлинная природа Брахмана – Истина, Вечное Существование. Он – и всеобъемлющее универсальное Сознание (Джнāна), и Бесконечность, не ограниченная временем и пространством. Эти Признаки внутренне присущи всему живому и неживому во Вселенной.

   Индикативные (указывающие) доказательства (Татастā-лакшаны) – это временные признаки, с помощью которых человек может идентифицировать какие-то вещи или другие личности, которые он стремится познать. Например, когда Луна почти не видна на небе и кто-то желает её увидеть, можно указать ему на неё пальцем. Или, когда кто-то хочет увидеть какую-то определённую звезду, можно подсказать ему: “Вон там, немного выше верхушки этого дерева”. Луна находится очень далеко, а звёзды ещё дальше. В тот момент, когда человек пожелал увидеть звезду, она была видна чуть выше дерева, однако это – только её временное местоположение. Вскоре, местонахождения Луны и звёзд изменятся, и прежнее указание на их местопребывание уже не будет верным, так как Луна и звёзды постоянно перемещаются по небосводу.

   Подлинный признак (Сварупа-Лакшана) – всегда неизменен и остаётся таковыми при любых обстоятельствах. Он пребывает во всëм и всегда. Формы могут претерпевать изменения, и имена варьироваться. Меняются эпохи, пространство вносит свои коррективы, однако истинная внутренняя Суть (Сварупа-Лакшана) всегда остаётся неизменной. Эта внутренняя Суть обозначается в Ведантических Текстах, как Асти-Бхāти-Прийа.

   Вещь существует, Асти, она Есть. Бытиë – неизменная Истина. Бытиё может менять формы и имена во времени и пространстве, но Само Оно всегда остаётся неизменным.
   Всякая вещь сознаётся посредством приСущего ей свойства светимости, Пракаши или способности вхождения в сознание, Бхāти. Именно благодаря Бхāти, мы можем что-либо о чём-то узнать. Всё вокруг обладает этим врождённым Качеством.
   В каждой вещи присутствует и Качество привлекательности, Прийа, способное вызывать любовь и привязанность, а также говорить о готовности к использованию.
   Божественная Природа пребывает именно в этих трёх Качествах, собранных воедино. На этом Божественном Фундаменте с помощью ума выстраиваются формы, которым присваиваются имена или названия.

   Все формы и имена подвержены изменениям, поэтому они считаются относительно реальными (майей), временным наложением на Истинную Основу. Единый и Вездесущий или Сверхдуша (Парам-Āтман) – Основа, на Которой зиждется всё остальное, обладающее формой и именем. Формы и имена возникают на фоне Реальности по причине действия принципа Иллюзии (Майи).
   Формы и имена, выстраиваемые умом на Вечном Фундаменте (Брахмане), следует считать проявлениями, указывающими на Истину, невидимую Основу, из Которой они появляются и в Которой исчезают. Брахман познаётся, только когда осознаны Его основополагающие Качества (Сварупа-Джнāна).

Брахма-вид Брахма-ива Бхавати.
Познавший Брахмана, сам становится Брахманом".
   Так утверждают "Веды". На самом деле, и Фундамент, и объекты, поддерживаемые Им, Реальное и кажущееся, – Божественны и порождены Брахманом. Если в результате Самоисследования (Брахма-джиджнāсы) человек осознал этот Факт, он достиг Самореализации или Осуществления жизни.

   Сатйа-Джнāна-Ананта – тройственная Опора, на которой покоится Брахман. Знание Брахмана – это знание Истины, беспредельное и бесконечное Знание.

   Из Творца (Брахмы) возникло пространство (Āкāша), из пространства появился газ или воздух (Вайу), из воздуха – плазма или огонь (Агни), из огня – жидкость или вода (Джала), и из воды – твердь или земля (Прiтхивии). На земле зародилась жизнь и появилась растительность (Аушадхи); из растительности – пища (Анна), из которой сформировались живые существа (Пуруши). Таков порядок проецирования: первый – Брахман, последний – Пуруша. Таким образом человек тесно взаимосвязан с Творцом.