Назад
На главную

Бхарата – родина многих благородных душ, снискавших Имя и Славу по всем континентам.
Это земля героических людей, которые добились независимости, победив иностранных захватчиков.
Это земля, которая отличается своей непревзойдёной музыкой, литературой и другими видами изящных искусств.
О мальчики и девочки, рождённые на этой великой Земле!
Ваша священная обязанность – беречь и приумножать её богатое культурное наследие.
(телужская поэма)

Исходный текст на английском

Установите Господа в сердце и медитируйте на Него!

     Воплощения Любви! Мы проводим ночи с тех пор как родились на свет, но далеко не каждую из них можно назвать Шиваратри. В такую Ночь люди слушают и воспевают Славу Божественного Имени, медитируют и переживают Божественность (Шиву). Поскольку эта Ночь полностью проходит в медитации и воспевании Славы и Имени Господа (Шивы), она названа Шива-ратри. И не только эта, но и все остальные ночи, проходящие в медитации на Божественное Имя, также являются Шиваратри.

   Господь Шива – не какой-то отдельный Аватар. На самом деле, Хари и Хара или Вишну и Шива находятся за пределами чувственных восприятий и не имеют физических форм. Множество людей медитируют на Них как на Аватаров с физической оболочкой и поклоняются их личностной форме. Они взращивают глубокое страстное желание визуализировать Их форму. Но кто приписал эти формы Божественности? Нет сомнений, что они не являются Её подлинными формами. Такие художники, как Рави Варма, основываясь на Текстах Шастр и Пуран, рисовали Божественность в телесных формах согласно своим представлениям. Вот и всё!

   В действительности, Вишну и Шива не ограничены какой-либо материальной оболочкой и находятся за пределами описаний, форм и материальных качеств. У Всевышнего нет материальных атрибутов, Он никогда не рождается и является Высшей Вечной Обителью. Он Нетленный, Наичистейший, Всеведущий и Свободный, Он – Абсолютное Качество Непорочной Святости (Ниргуна, Ниранджана, Санатана Никетана, Нитйа, Шуддха, Буддха, Мукта, Нирмала Сварупина). Просто верующие люди привыкли за много жизней созерцать и поклоняться Божественным формам. Они желают видеть Господа именно в этих формах. На самом деле, Бог неописуем и не ограничен какой-либо индивидуальной формой.

   Нет и не может быть художника, каким бы талантливым он ни был, который смог бы нарисовать реальный "портрет" Господа. Как может художник нарисовать форму Бога, Который находиться за пределами форм и имён?! Однако Господь иногда принимает на Себя различные формы, согласно желаниям своих преданных. Кто бы ни пожелал визуализировать Бога в возлюбленной им форме, Господь являет ему Себя в ней, но происходит это только в тот момент, и не является постоянным. Все формы, приписываемые Господу – временны. Божественность неописуема и находится за пределами форм и имён.

   Однажды Богиня Лакшми пришла к Богине Парвати и с недоумением сказала:
   "О Гаури! Ты ещё так молода, а Самбашива так стар;
     У него спутанные волосы и одежда из шкуры тигра;
     Он передвигается на быке и постоянно в пути;
     Он весь обвешан змеями.
     Что привлекает тебя в Нём?
     Разве ты не знаешь всё это?
     У Него нет даже собственного дома,
     И Он спит на кладбищенской земле!"

(телужская песня).

   Парвати глубоко обеспокоили эти замечания и, приблизившись к Господу Шиве, Она спросила: "У Тебя нет дома, и Ты не принадлежишь к какой-либо касте и роду. Более того, Ты андроген (объединяющий в Себе женское и мужское начало). Как же Ты можешь называть себя Богом?" На что Господь Шива с улыбкой заметил, что Бог находится за пределами имён, каст и родов. Затем Он направился к Лакшми и спросил у Неё: "О Мать Лакшми! Всё ли Вы знаете о своём Господине? Он постоянно в пути, оберегая Своих преданных и у него нет времени даже для еды и сна. Как только Он присядет, чтобы поесть, тут же взмолится какой-то Его преданный, например, Драупади: "О Господь Кришна! Я в большой беде. Пожалуйста, спаси меня!" И Ваш Господин тут-же оставляет трапезу и мчится к ней на помощь. И так Он постоянно в пути, оберегая Своих преданных, таких как Нарада и Прахлада. Почему же Вы почитаете Того, у Кого нет времени даже для еды и сна?" Затем Шива пояснил, что у Бога нет ни имени, ни формы; Он неизменен и никогда не рождается и не умирает; Он не имеет ни начала, ни конца; Он вечен и является внутренней Сутью Творения (Атма-Сварупой). Шива также подчёркнул, что приписывание Господу каких-либо имён и форм является заблуждением. Бесформенный Господь принимает какую-либо форму и имя исключительно по просьбе своих преданных, исполняя их страстное желание.

   Бог за пределами каких-либо форм и атрибутов. Просто многие верующие для собственного удовольствия приписывают Ему имена, формы и отличительные черты. Все имена и формы эфемерны (а-нитья) и не истинны а-сатья). Только Атман – Вечная и Истинная Форма Бога. Всё в мире подвержено изменениям, но только не Бог (Атман). Атман содержит в себе всю Вселенную. Его также называют Божественным Сознанием, высшим "Я" или Брахманом. Люди неверно понимают извечную Истину, приписывая Ей частные имена и формы. Когда бестелесный Господь принимает на Себя какую-либо форму, естественно, люди медитируют на Неё, стремятся к Ней и поклоняются Ей. При этом они извлекают великую Радость и переживают Блаженство. И это оправдано, до тех пор, пока эта форма существует. Но что вы будете делать, когда эта временная Божественная форма перестанет существовать? Радость и Блаженство, извлекаемое вами при поклонении индивидуализированной форме Господа, иллюзорно и непостоянно. Физическое одеяние существует лишь определённый промежуток времени и затем умирает. Позже, в своё время, Божественность принимает другие формы.

   Вы сейчас привязаны к моему физическому телу. Вы поклоняетесь ему и в результате получаете великую Радость и Блаженство. Но через некоторое время оно исчезнет, как исчезли все предыдующие Аватары. Вам не следует расстраиваться, когда Божественный Атман, воплощенный в этом теле, достигнет Своей Вечной Обители. Это – повод для Радости, а не для грусти. В Трета-йугу приходил Аватар Рама. Он ушёл в лес в ссылку и стёр с лица земли немало демонов, включая великого ракшаса, царя Равану. По завершении Своей Миссии Шри Рама вошёл в реку Сарайу и исчез. По той же причине, Господь Кришна в Двапара-йугу оставил мирскую суету, сражённый в лесу стрелой охотника. Любая материальная оболочка всегда временна и непостоянна.

     Тело создано из пяти элементов и ему суждено рано или поздно исчезнуть,
     Однако "Живущий в нём" никогда не рождается и не умирает.
     Он ни к чему не привязан и является Вечным Свидетелем.
     Воистину, внутреннее живое Существо в форме Атмана – и есть Сам Бог.

(телужская поэма).

   Никогда не считайте физическое тело вечным и постоянным. Все тела появляются в надлежащее время при определённых обстоятельствах. Затем, когда отведённое им время заканчивается, они обязательно исчезают. Даже жизненный опыт, обретённый посредством физической формы, исчезает. Если вы считаете, что физические тела постоянны, почему мы не видим среди нас Господа Кришну из Двапара-йуги?! Пока Он пребывал в том теле, Он появлялся в Матхуре и в Бриндаване, в Гокуле и Двараке, и т.д., принося людям Радость Своим появлением (Даршаном), прикосновением (Спаршаном) и сладкой речью (Самбхашаном).

   Рассмотрим, для примера, электрические лампы. Каждая лампочка имеет различную мощность и ограничена сроком своей службы. Аватары – словно электрические лампы, Они имеют свой срок службы. Будьте же преданы не физической форме Аватара, а Божественности, пребывающей во всём (Пара-Брахману), Который в разные эпохи принимает различные тела Аватаров.

   Вы рождаетесь младенцем, растёте и становитесь юношей, затем молодым человеком и под конец – стариком. Все эти разные стадии жизни ограниченны определёнными сроками, но сами Вы – Личность, Которая присутствует во все времена. Аватары приходят для осуществления Своей Миссии и затем исчезают. Поэтому вы должны стремиться медитировать на Истинную Непреходящую Божественность.

   В духовной практике (Садхане) присутствуют три аспекта: концентрация, созерцание и медитация. Сейчас вы зафиксировали свой взгляд на моей форме – это концентрация. Когда эта форма через некоторое время исчезнет из вашего поля зрения, и вы будете видеть её своим мысленным взором – это созерцание. В результате этой практики, Моя форма надолго запечатлится в ваших Сердцах, и это – уже медитация. Продолжайте таким образом медитировать, и Я навеки останусь в ваших Сердцах.

   В настоящий момент вы ограничили свою Садхану лишь концентрацией и созерцанием. Эти две стадии – эфемерны. Итак, первый шаг к медитации – концентрация. Концентрация должна трансформироваться в созерцание и позже, углубившись, перейти в медитацию. В последней стадии, медитации, вы будете продолжать визуализировать форму Господа даже с закрытыми глазами. Древние Мудрецы (Риши) избирали именно такую форму медитации. Вот почему Господь появлялся перед ними всякий раз, когда они нуждались в чём-то и исполнял их желания.

   Высшее "Я", находящееся за пределами всех форм и качеств (Ниракара Ниргуна Парабрахман), неизменно и непреходяще. Оно представляет Собой конечную Реальность. Известны различные Его имена, такие как Рама, Кришна и Саи, однако не создавайте различий между ними. Пара-Брахман вне форм и имён. Установите Конечную Реальность на алтарь своего Сердца и постоянно медитируйте на Неё!

   Некоторые люди ошибочно трактуют Священные Писания (Шастры) и исторические Хроники (Пураны), потворствуя притязаниям эгоизма или из корыстных побуждений. По этому поводу приведу одну историю.
   Однажды, самозванец, выдавая себя за Отречённого, стоял у двери дома и просил: "Я голоден, подайте мне еду (Бхавати бхикшам дехи)!" Домохозяйка, услышав просьбу, вышла и сказала: "О Господин, пожалуйста, сходи к реке, умойся и возвращайся, а я к тому времени что-нибудь приготовлю для тебя". На что "отречённый" возразил, процитировав шлоку из Пураны: "Постоянное повторение Имени Бога лучше любого омовения (Говиндетхи сада снанам)". Хозяйка догадалась, что перед ней не отречённый Странник и сказала: "Дорогой сын, ты прав, неустанное повторение Имени Бога лучше, чем любая пища (Говиндетхи сада бходжанам). Ступай себе с Богом!"

   Внешние действия человека служат показателем состояния его ума. Они – отражение его внутренних мыслей и чувств. Если бы этот "отречённый" действительно верил в Славу Имени Бога, он обязательно омылся перед едой. Он был очень ленив. Он искал пищу, чтобы удовлетворить свой голод, но не хотел даже умыться перед едой. Никогда не доверяйте таким самозванцам!

   Некоторые люди сидят безмолвно, прикрыв глаза. Они говорят, что медитируют. Они могут сидеть неподвижно, однако их ум при этом блуждает повсюду и размышляет о всякой всячине. Только ум, который лишён волнений и твёрдо зафиксирован на высшей Реальности, можно назвать медитирующим. Медитация – следующая стадия после созерцания. Небольшой иллюстрирующий пример. У вас может быть отличная экзаменационная оценка за семестр, но это не даёт вам права на учёную степень. Вы сможете получить её только после сдачи выпускного экзамена. Созерцание и медитацию можно сравнить соответственно с полугодовым и выпускным экзаменом. Итак, духовность – высочайшая Стадия жизни. Сегодня подавляющее большинство людей поглощены погоней за иллюзорными мирскими объектами, позабыв о моральных и духовных Целях. Как при этом можно духовно развиваться? Если человек желает получить духовный Опыт, он должен достичь внутренней непоколебимости, чтобы выдержать финальный экзамен.

   Отождествление себя с телом, домом, имуществом и т.д. – материальный подход. Когда вы говорите: "моё тело", это подразумевает, что "ваше тело" находится отдельно от вас. То есть, вы обособлены от него. Подобным образом, когда вы говорите "мой ум", "мой интеллект" (Буддхи), "моя память или душа" (Читта), это означает, что всего это отдельно от Вас. Следовательно, ваша Истинная Природа – Высшее "Я", которое обособлено от всего, что вы называете своим: тела, ума, интеллекта и т.д.

   Вы должны жертвовать все плоды своих поступков (Кармы). Это подразумевает, что вы обязаны действовать с позицией: "Всякая деятельность должна быть приятна Господу (Сарва карма Бхагавад приитхйартхам)". Только тогда вы достигните Бессмертия.

   Если вы желаете обрести Истинное и Непреходящее Положение, вам надлежит осознать Атмический Принцип (Атма Татву). Только "Упанишады" в значительной мере обрисовывают Атма Татву, но не исторические Хроники, такие как "Бхагавата-пурана" и "Рамаяна". Когда Праведность (Дхарма) приходит в упадок, Одна и Та же Душа (Атма Татва), являющаяся Высшей Реальностью, воплощается в каждую эпоху, чтобы восстановить Её. Господь сказал в "Бхагавад Гите":

     Йада йада хи дхармасйа гланир бхавати Бхарата,
     Абхйуттханама-дхармасйа тада-атманам сриджамйахам.

О Арджуна, всякий раз из эпохи в эпоху, когда Дхарма приходит в упадок
И расцветает адхарма, Я воплощаюсь, чтобы восстановить Её.

   Установите Господа на алтарь своего священного Сердца и постоянно медитируйте на Него! Держитесь за Него крепко, несмотря на горе, трудности и бедствия, с которыми вы можете неожиданно столкнуться. Они беспокоят лишь ваше тело, не вас, ибо вы отдельны от него. Тело подобно коробке, в которую упакованы ум, интеллект, память или тонкая основа ума (Читта), чувства (Индрии) и внутренний Инструмент, связующий ум, интеллект, память и эго (Антахкарана).

   В следствии лишних контактов с внешним миром вы способствуете росту таких качеств, как гнев, ненависть, зависть и гордыня. Только когда вы избавитесь от этих пороков, вы обретёте Покой. Поэтому духовную практику (Садхану) следует начинать с Правдивости (Сатйи) и праведного поведения (Дхармы). Когда Истина и Праведность шествуют рука об руку, воцаряется Покой (Шанти). Из Покоя расцветает Любовь. Где есть Покой, там нет места для ненависти. Когда вы взращиваете к кому-то ненависть, в вашем Сердце иссыхает источник Любви. Когда в вашем Сердце есть Любовь, вы не сердитесь, даже если кто-то вас в чём-то обвиняет. И, как правило, даже не испытываете неприязни к тому, на кого сердитесь. Многие люди плохо отзываются обо Мне, осуждают и прерывают вопросами, но Я нисколько не переживаю из-за этого. Я всегда счастлив и полон Блаженства. Это и есть Истинная Любовь.

   Где есть гнев, ненависть или зависть, там нет места для Любви. Поэтому всегда следуйте Правилу: "Всех Люби, Всем служи!" Следование этому основному Принципу – и есть Истина и Праведность (Сатйа и Дхарма). Всегда говорите только правду и придерживайтесь Нравственности. В противоположность этому Принципу люди лишь много говорят о Дхарме, но не следуют Ей. Дхарма не может существовать в таких условиях. Как сказано: "Высшая Дхарма – говорить и жить в Истине (Сатьям-насти паро Дхарма)". Сатйа и Дхарма – словно две руки, две ноги и две губы человека. Только когда две губы действуют совместно, человек может говорить. Подобным образом, только когда присутствует и Сатйа, и Дхарма, в сердце устанавливается Покой. Где нет Праведности, там нет и Любви. Таким образом, Сатйа и Дхарма являются Основой других гуманных Ценностей, таких как Покой (Шанти ), Любовь Према) и Ненасилие (Ахимса).

(Бхагаван спел Бхаджан "Према мудита манасе кахо" и продолжил Своё выступление).

   Воплощения Любви! Всегда медитируйте на Божественное Имя, но не просто созерцайте Его, а медитируйте. Эта медитация должна быть пронизана Любовью к Господу. Без Любви ваша медитация не достигнет желанного результата. Ваша Любовь к Богу должна быть непрерывной в течение дня и ночи. Бывает так, что вы молите Господа об исполнении какого-то желания, и если этого не происходит, вы сердитесь и тем самым развиваете к Нему неприязнь. Это не имеет ничего общего с Духовностью. Ваша Врождённая Природа и Любовь к Богу должны быть всегда неизменны при любых обстоятельствах.

   Поддерживайте связь с Божественным Именем! Это – реальная медитация. Когда вы в глубокой медитации, вы не воспринимаете внешний мир, даже если ваши глаза открыты.

   Ещё один важный аспект, о котором вы должны заботится – это ваша речь. Очень плохо излишне говорить. Не потворствуйте неуместным разговорам. Старайтесь улучшить свой характер. Насколько возможно соблюдайте Безмолвие и будьте умиротворёнными. Разговаривайте только по необходимости и отвечайте только по существу. Если вы будете много говорить, вас заклеймят пустословом и болтуном. Излишняя болтливость нехороша даже с точки зрения здоровья. Это очень важно, и в особенности касается детей. Необходимо самых ранних лет учиться держать свой ум в равновесии. Важно не изучение учебников, а успокоение ума (игра английских слов studying и steadying). Учебные тексты вы всегда можете изучать в классах и дома.

   Вы счастливы?
(Все учащиеся хором ответили, что они счастливы).
   Будьте всегда счастливы, счастливы, счастливы!