В людях исчез Покой.
Истина стала редкостью.
О доблестные Бхаратийцы,
За всё это ответственен ум.

(телужская поэма)


Исходный текст на английском

Я – есть

   Воплощения Любви!

   Преданный Богу (Бха-рати-ец) – не только тот, кто родился на Индостане (в Бхарата-варше). Бхаратийцами являются все, кто живут под опекой Родителей: Матери, являющейся Культурой Бхараты, и Отца, который представляет страну (Бхарату).

   Немало благородных Душ воплощалось в Бхарата-варше, и все они следовали великой древней Культуре этой Страны, демонстрируя пример праведной жизни. Шри Шанкарачарйа – одна из таких выдающихся Личностей. Он распространял Культуру Бхараты по всему Индостану и снискал тем самым Вечную Славу. Ади Шанкара учил философии Недвойственности (Адваите).

   Три столетия спустя пришёл Шри Рамануджа-ачарйа и распространял философию умеренного Единства (Вишиштадваиту), которая акцентирует внимание на поклонении (Бхакти) и предании (Прапатти) Богу.

   Ещё два века спустя на сцене появился Шри Мадхва-ачарйа и проповедовал людям, метавшимся между разными философскими школами, философию дуализма (Дваиту), обучающую Пути Преданности Богу.

   Тем не менее фундаментальный Принцип, лежащий в Основе всех трёх учений, – Один Единственный (Атма Таттва).

   Философия Недвойственности (Адваита) Шри Шанкарачарйи декларирует Однородность индивидуальной души (Джиивы) и Божественности (Брахмана).

   Философия вишиштадвайты Шри Рамануджа-ачарйи предполагает, что душа (Джива) и СверхДуша (Брахман) отличны друг от друга.

   Философия двайты Шри Мадхва-ачарйи допускает и объясняет три концепции: телесное сознание (деха-атма бхаву), индивидуальное сознание (Джиива-атмабхаву) и Высшее Сознание (Параматма Бхаву).

   Вы можете придерживаться любой философской школы, но нельзя осмеивать другие. Следование тому или иному учению полностью зависит от склада ума или мировоззрения человека.

   Шри Шанкарачарйа постоянно подчёркивал, что "несмотря на существование множества видов тканей, нить, лежащая в основе каждой из них, только одна".
   Шри Рамануджа говорил, что "любая ткань состоит из множества нитей, переплетённых между собой".
   Каждому необходимо осознать Принцип, лежащий в основе всех трёх основных философских школ: адвайты, вишиштадвайты и двайты.

Золотых украшений много, золото только одно.
Коровы бывают разных цветов, но молоко только белым.
Национальностей много, человечество одно.
Живых существ несчётное количество, но "Я", пребывающее в каждом из них, только Одно.

(санскритская шлока)

   Ади Шанкара прожил недолго, 32 года. Хотя философские системы, пропагандируемые Шанкарачарйей, Рамануджачарйей и Мадхавачарйей называются по-разному (Адваита, Вишиштадваита и Дваита), все они основываются на одном Едином фундаментальном Принципе (Атма Таттве). Это сравнимо с золотом, лежащем в основе всех наименований золотых украшений. Не смотря на это, люди, приверженные различным философским школам, не понимая их основополагающего фундаментального Единства, совершали нападки друг на друга, что привело к падению авторитета Бхараты в других странах мира.

   Для объяснения Истины ведического афоризма: "Во всех живых существах обитает Одна и та же Душа (Эка Атма сарва бхута-антара-атма)", Ади Шанкара приводил простые наглядные примеры. Он показывал золотые украшения и объяснял, что несмотря на их внешние различия, все они сделаны из одного и того же золота, подчёркивая тем самым Единый фундаментальный Принцип.

   Шри Рамануджа объяснял этот же Принцип, но уже по-другому, акцентируя внимание на том, что хотя золото и является основой всех золотых изделий, оно приняло форму цепочки, и поэтому его следует называть цепочкой.

   Проповедуя философию адвайты, Шри Шанкарачарйа приводил изречение из "Вед": "Экам-ева адвитийям Брахма (Существует только Один Бог, лишённый какой-либо двойственности)".
   Шри Рамануджачарйа не соглашался с такой точкой зрения. Он считал, что без объекта (Бимбы) не может быть отражения (Пратибимбы). Так он объяснял Единство объекта и его отражения. В этом заключается основа философии ограниченной Недвойственности (Вишиштадваиты).

   Ещё один используемый в данном контексте пример – сок сахарного тростника. Из сахарного тростника извлекают сок, после чего из него делают разные виды сладостей. Тем самым один сок принимает разнообразные формы. В то время как Шанкарачарйа подчёркивал единство сладкого сока и сахарного тростника, Рамануджачарйа говорил о различных формах, которые принимает сок.

   Со времён трёх этих великих Учителей (Ачарий) и по сей день между этими тремя основными философскими школами существует немало разногласий. Большинство современной молодёжи не верят ни в одну из них. Они игнорируют их, считая плодом воображения.

   Сахар, извлекаемый из сока сахарного тростника, является основным ингредиентом для приготовления различных видов сладостей. Он сладкий. Точно так же Всевышний (Брахман) является Источником и Сладким Фактором всей Вселенной. Куда бы вы ни взглянули, повсюду проявления Божественности (Брахмана) в бесчисленных формах. Эти формы изменчивы и иллюзорны по своей природе, и только Один Брахман является Вечным и абсолютно неизменным Принципом. По этой причине Шри Шанкара часто повторял: "Реален только Брахман, всё остальное – иллюзия (Брахма Сатйам, джагат митхйа)".

   Все трое великих Учителей (Ачарий) проповедовали один и тот же внутренний основополагающий Принцип (Атма Таттву). "Упанишады" чётко заявляют, что Один и тот же Атмический Принцип пронизывает Собой всю Вселенную. Эта Истина содержится в двух ведических Афоризмах: "Во всех существах обитает только Один Атман (Эка-атма сарва бхутантаратма)", и "Господь пронизывает Собою всё" (Ишавасйам идам сарвам)".

   Дождь, вода в реке и грунт, который поддерживает воду, всё по Сути – Одно и тоже. Всё – есть Бог (Брахман). Поскольку каждый объект во Вселенной является Божественностью, нельзя ничего отбрасывать или игнорировать. Однако многие невежественные и циничные люди неправильно понимают это, и вместо соблюдения духовной Дисциплины принимают наркотические и опьяняющие вещества. Не обращая внимания на подобные извращения, вы должны чётко осознать, что Божественная Сладость, лежащая в основе всего сущего, только Одна. С самых древних времён великая Культура Бхараты пропагандировала это Единство. В соответствии с этой великой Традицией, считайте каждого, будь он муравьём, животным или человеком, самим Брахманом.

   Некоторые могут сомневаться, можно ли приравнивать животное к человеку. Можно, пока речь идёт об Атмическом Принципе. Конечно, поведенчиские тенденции и характеристики животного отличаются от человеческих. Рассматривая этот внешний аспект, можно говорить о различиях, но внутренняя Основа каждого живого существа, его Душа (Джива Таттва), – одна и та же, и на этом Уровне между всеми формами жизни нет никаких различий.

   "Вся Вселенная пронизана Богом (Сарвам Брахмамайям джагат)".

   Эту Истину можно объяснить на простом примере. Вот белая ткань, а это оранжевая (Шри Саи указывает на платок и на своё одеяние). Ткань может быть разных цветов и назначений, но ткань, как основа – одна. Ткань – основа и источник. Каждому человеку необходимо осознать Единство Источника. Как только вы узрите основополагающий Источник, Истину, все различия тут же исчезнут. К сожалению, в наши дни люди придают слишком большое значение именам и формам, забывая об Основе и Источнике всех форм и имён. В результате в обществе так много проблем и страданий.

   Ади Шанкара прекрасно объяснил принцип адвайты в своём знаменитом гимне:

भज गोविन्दं भज गोविन्दं
गोविन्दं भज मूढ़मते।
संप्राप्ते सन्निहिते काले
न हि न हि रक्षति डुकृञ् करणे॥१॥

Бхаджа Говиндам, бхаджа Говиндам,
Говиндам бхаджа, мууда мате!
Сампраапте саннихите каале,
Нахи нахи ракшати дукрин каранэ.

Господу молись, Господу,
К Господу стремись, о глупец!
Ничто мирское тебе не поможет,
Когда придёт твоей жизни конец.


   В конце жизни ничто не спасёт человека, кроме Святого Имени. Поэтому постоянно повторяйте и памятуйте Имя Господне. Таким образом Шри Шанкарачарйа пробуждал и учил людей.

   Далее Ади Шанкара объясняет печали и трудности, с которыми сталкивается человек в своём путешествии по материальному миру, а также необходимость принятия убежища в Боге:

पुनरपि जननं पुनरपि मरणं
पुनरपि जननी जठरे शयनम्।
इह संसारे बहुदुस्तारे
कृपयाऽपारे पाहि मुरारे॥२१॥


Пунарапи джананам пунарапи маранам,
Пунарапи джанани джатхаре шайанам.
Иха самсааре баху дустааре,
Крипайа-апаре паахи мурааре.


   Каждому необходимо тщательно проанализировать, что именно вновь и вновь подвергается рождению и смерти. Цикл рождения-смерти переживает тело, не Душа (Атма), Которая Вечна. Пока Душа пребывает в теле в качестве внутреннего Обитателя, в нём есть сознание. В тот момент когда Душа покидает тело, оно лишается сознания. Это называют смертью. Не понимая этой Истины, человек страдает от печали. Рождение и смерть существуют только для тонкого и грубого тела, не для Души.

   Вот короткая история на эту тему. Как-то раз сын одного философа изучал "Веды". Когда он закончил обучение, его матери исполнилось 40. В этот год она покинула своё смертное тело. Сын был вне себя от горя. Видя это, Учитель (Гуру) подозвал его к себе, и успокоил, объяснив: "Кого-ты считаешь своей матерью? Это тело? Нет, это – не твоя мать. Ты рыдаешь над мёртвым телом, которое твоя мать покинула. А ведь тело находится перед тобой. Зачем плакать? Сила Сознания (Чайтанйа-Шакти) покинула тело. Это означает, что именно Сознание представляет твоих родителей, а не их тела и твоя привязанность к ним. Так-что не переживай. Нет сомнений, что отношения с телом какое-то время существуют. Но рано или поздно Душа оставляет тело. Когда ты осознаешь эту Истину, ты поймёшь тщетность любых телесных отношений".

   Объекты бывают разные, но их Источник и поддерживающая Основа – только Одна. Один и тот же Источник принимает различные формы и имена. Вы не должны зависеть от подвергающихся постоянным изменениям форм и имён. Эту простую Истину, основанную на корневом Принципе Единства (Муладхара Таттве), разные люди в разное время и при разных обстоятельствах объясняли по-разному, как возвышенную философию, и это дало простор для неразберихи и неправильного понимания. На самом деле, Принцип лежащий в основе философии адвайты Шри Шанкары и философии вишиштадвайты Шри Рамануджи, Один и Тот же.

   Воплощения Любви! Дорогие учащиеся!
   К сожалению, в наше время люди пренебрегают такой великой и благородной Философией. Философия Шри Шанкарачарйи очень глубока и объясняет Конечную Истину в простой и прекрасной поэтической форме. Никакое количество комментариев не сможет в полной мере выразить содержащуюся в этих строфах философию. Шри Шанкарачарйа также написал грандиозный комментарий к "Бхагавад-гите", где объяснил, что в двайте присутствует адвайта, а в адвайте – двайта. Более того вишиштадвайта содержит в себе как концепцию адвайты, так и концепцию двайты. Таким образом все три философские школы ведут человека к Одной и Той же Цели, и их общий тезис: "Мир – иллюзия, пронизываемая Истиной, Божественностью (Брахма Сатйам, джагат митхйа)".

   Весь мир предстаёт в виде бесчисленных форм и имён. Однако не следует впадать по этому поводу в заблуждение. Только отбросив имена и формы и определив лежащий в их основе Источник, можно осознать Истину. Истина заключается в том, что "Всевышний принял форму всех живых существ (Тат твам аси)", "Бог – высшая бескрайняя Мудрость (Праджнанам Брахма)". Истина – это осознание того, что "Всё – есть Бог (Айам атма Брахма)". Глубоко проанализировав одно из великих изречений "Вед", "Тат твам аси", вы придёте к осознанию: "я – есть Бог" и "Бог – есть Я". Когда вы реализуете эту Истину, вы обнаружите, что Принцип "Я" лежит в основе всего сущего во Вселенной и является Принципом Единства. Вы должны осознать всеобщность Принципа "Я". Бесполезно упражняться в выдвижении аргументов и контр-аргументов на эту тему и попусту тратить время. Единственное, что вам необходимо понять и помнить, – "я – есть Бог (Ахам Брахма сми)". Когда кто-нибудь спрашивает вас: "Кто вы?", правильный ответ будет: "я – есть Я!" Это "Я" представляет и объясняет Собою всё. Когда кто-то спрашивает вас: "Кто вы?", не отвечайте, называя своё имя. Имя даётся только телу, а вы – не тело. Поэтому отвечайте: "я – есть "Я", "Я" – есть всё!" Стремитесь достичь переживания всеобщего Единства и укорениться в этом Осознании!

   Ведантические концепции ведут к бесконечным аргументам и контр-аргументам. Не вступайте в споры. Всегда помните: "я – есть Я". Принцип абсолютного "Я" превосходит любые имена и формы. Это – Божественный Принцип (Брахма Таттва), Который только Один, без второго. Когда вас спросят: "Кто вы?", отвечайте "я – есть Я". Точно так же, если вы у кого-то спросите: "Кто вы?", вам ответят: "я – есть Я". Следовательно все являются "Я". Только когда вы думаете: "я – не Я", у вас могут возникнуть вопросы.

   Дорогие учащиеся!
   Со временем вы должны придти к твёрдому убеждению: "я – есть Я". Вы не должны отождествлять себя с телом и говорить: "я – ребёнок", "я – юноша", "я – старик" и т.д. Эти отличия относятся только к возрасту тела, а вы – не тело. Какая следующая стадия после старости? Никто не знает. Однако Принцип "Я" существует и в ребёнке, и в юноше и в старике. Это – фундаментальный и неизменный Принцип. Поэтому на вопрос: "Кто вы?" всегда отвечайте: "я – есть Я". Если спрашивающий вас не понимает этот Принцип, не обращайте внимания; главное сами держитесь за Него. Только когда вы разовьете твёрдую убеждённость в этом Принципе, вы сможете достичь в жизни всего. Философские понятия можно объяснять по-разному, потому что они содержат в себе несколько значений.

   В этот день, 20 октября 1940 года, Я впервые заявил о Своей истинной Природе:

Знайте, что на самом деле Я – Аватар, Саи.
Отбросьте все мирские привязанности
И не пытайтесь сдерживать Меня.
Мирские узы не властны надо Мной.
Каким бы великим кто-то не был,
Он не в сможет удержать Меня.

(телужское стихотворение)



   Так как Я заявил о Себе 20 октября, многие люди стали отмечать этот день как большой праздник. Не стоит придавать слишком большого значения датам, таким как день рождения, день провозглашения и т.д. и отмечать их.

   Однажды Рукмини, одна из супруг Господа Кришны, пригласила Его к себе домой, сказав: "Свами, сегодня у меня день рождения. Пожалуйста, приди на ужин". Присутствующая при этом Сатйабхама, также одна из супруг Господа, рассердилась и возразила: "Сегодня у тебя день рожденья, а я в этот день впервые вошла в дом своего мужа! В этот день Кришна надел мне на шею свадебное ожерелье. Поэтому сегодня Он должен придти ко мне". Таким образом эта дата стала поводом для ссоры между двумя супругами. Однако Шри Кришна навестил оба дома. Он не делал никаких различий между ними. Каждому следует стараться осознать Принцип Единства в Боге!