Давным давно, в конце Трета-Йуги, около 8-ми тысяч лет назад, Всевышний принял человеческое рождение, чтобы поставить на сцене театра этого мира "Рамаяну", и она в той же самой последовательности продолжается в тонкой форме в Сердцах людей и поныне, и Господь (Āтма-Рāма) наблюдает за всем этим, как Свидетель.
   Всемогущая всеобъемлющая Душа (Āтман) нисшёл в Айодхйу (духовное Сердце), как индивидуальная душа (Джиива), в одеянии человеческого тела, рождённого Каушальей (Саттва-гуной) и при рождении получил имя Рāма. Имя Его отца, "Даша-ратха", означает "десять колесниц", и он символизирует собой десять чувств (Индрий). Его три жены: Каушалья, Кайкейи и Сумитра иллюстрируют три основополагающие качества Природы: Саттва-гуну, раджа-гуну и тамо-гуну. Четыре сына царя Дашаратхи: Рама, Лакшмана, Бхарата и Шатругна символизируют Истину (Сатью), Любовь (Прему) Праведность (Дхарму) и Покой (Шанти), а также 4 "Веды". Они – четыре лика Творца Вселенной (Брахмы).

   При чтении "Рамаяны" может показаться, что Рāма много страдал. Однако, на самом деле, всё это – просто Его Игра (Лиила), Его Забава. Ведь Он – Воплощение Блаженства (Āнанда-Сварȳпа) и пребывает выше наслаждений и страданий. Своей Волей Он способен создавать и разрушать буквально всё. Он поставил "Рамаяну" на сцене театра этого мира, сыграл в этой драме главную роль и проиллюстрировал в виде отдельных персонажей все качества (гуны) Природы.

   Мы видим в "Рамаяне", как Рāма с мудрецом Вишва-митрой (Другом Вселенной) в возрасте 15 лет покидает, не желающего его отпускать царя Дашаратху (десять чувств). Каждый должен преодолеть и контролировать все 10 чувств, 5 чувств познания и 5 действия, чтобы стать настоящим Героем, Защитником Вселенной. Затем Рāма уничтожает двух людоедов, братьев близнецов, Кхару и Душану. Кхара олицетворяет собой мирские помыслы, а Душана – удушающее телесное представление о себе. Телесное представление вызывает мирские помыслы и наоборот, поэтому они – близнецы братья.

   Все трансформации Природы (Пракрити) от духовного Разума (Буддхи) до плотной материи бессознательны и инертны и потому именуются термином "джада". Бессознательное принимает активное Сознание (Чайтанью), то есть Мудрость Всевышнего (Джнāну), Которую олицетворяет в "Рамаяне" Сиита, и они пребывают в Единстве. Поэтому этот Принцип иногда называют "Сиита-Рāма". До тех пор, пока инертные трансформации Природы (ум и чувства) и активное Сознание пребывают в Единстве (джада-Чайтанья), печали и страдания отсутствуют. Именно их разделение порождает у человека все тревоги и волнения.

   Мы видим, как Рāма по просьбе своей супруги отправляется в погоню за оленем золотистой масти ("золотым тельцом"), которого возжелала Сиита. Этим Господь демонстрирует, что внешние поиски и погоня за богатством приводит к потере Высшего Знания или Видения Божественности (Джнāны), которую олицетворяет Сиита. Потеряв Видение Реальности, человек вынужден блуждать по джунглям неведения. Именно страстные желания являются настоящими врагами человека, с которыми необходимо бороться. В погоне за желаниями человек теряет Духовную Мудрость и блуждает по тёмным джунглям мирской жизни. Шри Рāма выстраивает Свой спектакль таким образом, чтобы ясно продемонстрировать это.

   Никто не должен блуждать по тёмным дебрям жизни в одиночку, с каждым должен быть его ум (Манас), и поэтому Лакшмана, олицетворяющий ум, всегда рядом с Рāмой.

   Мы видим, что Рāма, Воплощение Праведности, всегда соблюдает праведный долг, и потому Сиита (Брахма-Джнāна) неотступно следует за ним даже в дикий лес. Блуждая по тёмному лесу мирской жизни, одни впадают в отчаяние и безнадёжность, другие с помощью Различения или прозорливости выходят из его дремучих дебрей. Отчаяние и безнадёжность олицетворяет собой Вали, Различение и проницательность – Сугрива. Оба смертельно ненавидят друг друга.
   Согласно этимологии слово "Вали" означает "привязанность к внешнему". Именно по этой причине человек впадает в отчаяние. Необходимо как можно скорее избавиться от всех привязанностей и, как следствие, от отчаяния, иначе будет невозможно достичь успеха на духовном Пути. В этом вам поможет Отрешённость от иллюзорных объектов и проницательность. Проницательность непременно приведёт вас к Видению Божественности.

   Хануман олицетворяет собой то, что помимо Отрешённости и проницательности играет решающую роль в победе над отчаянием, – смелость. Хануман – это смелость и мужество. Только обладая смелостью, можно перебраться через океан иллюзий и заблуждений. Именно поэтому Рама строит Свою переправу (Сету) с помощью Ханумана.

   После преодоления океана иллюзий (мохи) необходимо уничтожить в себе низшие качества Природы: невежество (тама-гуну) и страсть (раджа-гуну) или, другими словами, леность и праздность, что и сделал Рāма, убив Кумбхакарну, а затем Равану. Последний оставшийся в живых брат Раваны и Кумбхакарны, Вибхишана, олицетворяющий собой качество Благости (Саттва-Гуну), был коронован на царство.
   Три основополагающие качества Природы проиллюстрированы в "Рамаяне" тремя характерами и поступками трёх братьев: Кумбхакарны, Раваны и Вибхишаны.

   В результате всех этих внутренних побед и усилий завоёвывается восприятие Божественной Мудрости (Анубхава-Джнāна) или Сиита. Когда ум и чувства (джада) снова Едины с Божественным Сознанием (Чайтаньей), это говорит об успешном завершении духовных усилий, то есть Спасении души (Джиивы), Джииван-Мукти.

   В "Рамаяне" индивидуальная душа, ум, видение Бога (Джнāна), отчаяние, проницательность, мужество, иллюзия, Саттва, раджас и тамас проиллюстрированы в виде отдельных персонажей, чтобы каждый мог учиться на этих примерах каким образом можно обрести или преодолеть их. Пока люди борются за достижение Цели и стремятся к Божественной Мудрости и, в конечном итоге, Качеству Благости (Саттва-Гуне), до тех пор Рамаяна будет продолжаться в их Сердцах.

   Итак, в Рамаяне нашей жизни Божественное "Я" (Āтман), отражающееся в Сердце каждого в образе личности (Джиивы), – это Рāма, ум (Манас) – это Лакшмана, Божественная Мудрость (Брахма-Джнāна) – это Сиита. Когда Божественная Мудрость (Сиита) потеряна, человек (Рāма) попадает в тёмный лес мирской жизни, в котором обитают горе и отчаяние (Вали) и Различение и прозорливость (Сугрива). Если с вами будет мужество (Хануман), вы сможете преодолеть океан иллюзий с войском Джамбавана, Ангады и других Ванаров, олицетворяющих собой доблесть, силу и стойкость. С этим войском вы, несомненно, сможете победить Равану и Кумбхакарну, символизирующих лень (тамас) и праздную страсть (раджас), завоевав тем самым Анубхава-Джнāну или Сииту.
   Этот союз джады и Чайтанйи (Сииты и Рāмы), переживается, как Блаженство (Āнанда) и является Освобождением души, Джииван-Мукти.