Давным давно, в конце Трета-Юги, примерно около 8-ми тысяч лет назад, Всевышний принял человеческое рождение, чтобы поставить на сцене театра этого мира "Рамаяну", и она в той же самой последовательности продолжается в тонкой форме в Сердцах людей и поныне, и Господь (Аатма-Рāма) наблюдает за всем этим, как Свидетель.
   Всемогущая всеобъемлющая Душа (Аатма) пребывает в духовном Сердце (Айодхье), как индивидуальная душа (Джиива), в одеянии ума, рождённого Каушальей (Саттва-гуной). Имя отцаРāмы, "Даша-ратха", означает "десять колесниц", и символизирует десять чувств (Индрий). Его три жены: Каушалья, Кайкейи и Сумитра иллюстрируют три основополагающие качества Природы: Саттва-гуну, раджа-гуну и тамо-гуну.
   Четыре сына царя Дашаратхи: Рāма, Лакшмана, Бхарата и Шатругна символизируют Истину (Сатью), Любовь (Прему) Праведность (Дхарму) и Покой (Шāнти), а также 4 "Веды". Они – четыре лика Творца Вселенной (Брахмы).

   При чтении "Рамаяны" может показаться, что Рāма много страдал. Однако, на самом деле, всё это – просто Его Игра (Лиила), Его Забава. Ведь Он – Воплощение Блаженства (Аананда-Сварȳпа) и пребывает выше любых наслаждений и страданий. Своей Волей Он способен создавать и разрушать абсолютно всё. Он поставил "Рамаяну" на сцене театра этого мира, сыграл в этой драме главную роль и проиллюстрировал в виде отдельных персонажей всевозможные качества Природы.

   Мы видим в "Рамаяне", как Рāма с мудрецом Вишва-митрой (Другом Вселенной) в возрасте 15 лет покидает, не желающего его отпускать царя Дашаратху (десять чувств). Каждый должен преодолеть и контролировать все свои 10 чувств – 5 чувств познания и 5 действия, чтобы стать настоящим Героем, Защитником Вселенной. Затем Рāма уничтожает двух людоедов, братьев близнецов, Кхару и Душану. Кхара олицетворяет собой мирские помыслы, а Душана – удушающее телесное представление о себе. Телесное представление вызывает мирские помыслы и наоборот, поэтому они – близнецы братья.

   Все трансформации Природы (Пракрити) от духовного Разума (Буддхи) до плотной материи бессознательны и инертны и потому именуются термином "джада". Бессознательное тело принимает активное Сознание (Чайтанью), то есть Мудрость Всевышнего (Джнāну), Которую олицетворяет в "Рамаяне" Сиита, и они пребывают в Единстве. Поэтому этот Принцип иногда называют "Сиита-Рāма". До тех пор, пока инертные трансформации Природы (ум и чувства) и активное Сознание пребывают в Единстве, печали и страдания отсутствуют. Именно их разделение порождает у человека все тревоги и волнения.

   Служанка Кайкейи (качество страсти), Мантара, олицетворяет собой зависть (матсарью) и корысть (лобху), которые способны разрушить любое сообщество. Поддавшись нечестивому влиянию своей служанки, Кайкейи, желая чтобы её сын занял престол Айодхи, отправляет Раму в изгнание в лес на 14 лет. Таков был в те времена срок, после которого человек терял право на свою собственность и наследство.

   Никто не должен блуждать по тёмным дебрям жизни в одиночку, с каждым должен быть его ум (Манас), и поэтому Лакшмана, олицетворяющий ум, всегда рядом с Рāмой.

   Мы видим, что Рāма, Воплощение Праведности, всегда соблюдает праведный долг, и потому Сиита (Брахма-Джнāна) неотступно следует за ним даже в дикий лес.

   Младшая сестра Рāваны (срасти), Шурпанакха, олицетворяет вожделение. Повстречав в лесу Рāму, она возжела его, но получила отказ. В гневе она напала на Ситу (Мудрость), но была остановлена Господом и наказана. br>
   Далее мы видим, как Рāма по просьбе своей супруги, соблазнившейся оленем золотистой масти ("золотым тельцом"), отправляется в погоню за ним. Этим Господь демонстрирует, что внешние поиски и погоня за богатством приводят к потере Высшего Знания или Видения Божественности (Джнāны), которую олицетворяет Сиита. Потеряв Видение Реальности, человек вынужден блуждать по джунглям неведения. Именно страстные желания являются настоящими врагами человека, с которыми необходимо бороться. В погоне за желаниями человек теряет Духовную Мудрость и блуждает по тёмным джунглям мирской жизни. Шри Рāма выстраивает Свой спектакль таким образом, чтобы ясно продемонстрировать это.

   Блуждая по тёмному лесу мирской жизни, одни впадают в отчаяние и безнадёжность, другие с помощью Различения или прозорливости выходят из его дремучих дебрей. Отчаяние и безнадёжность олицетворяет собой Вали, Различение и проницательность – Сугрива. Оба смертельно ненавидят друг друга.
   Мы видим, как по совету Господа Сугрива бросает вызов Вали, не смотря на то, что тот гораздо сильнее его. Тем самым Господь демонстрирует, что человек должен смело противостоять отчаянию, и тогда Он поможет одолеть его. Проницательность и смелость – именно то оружие, которое необходимо, чтобы преодолеть отчаяние и обрести Видение Бога!

   Хануман олицетворяет собой то, что помимо Отрешённости и проницательности играет решающую роль в победе над отчаянием. Это – смелость. Хануман олицетворяет смелость и мужество. Только обладая смелостью, можно перебраться через океан иллюзий и заблуждений. Именно поэтому Рāма строит Свою переправу (Сету) с помощью Ханумана.

   После преодоления океана иллюзий (мохи) необходимо уничтожить в себе низшие качества Природы: невежество (тама-гуну) и страсть (раджа-гуну) или, другими словами, леность и праздность, что и сделал Рāма, убив Кумбхакарну, а затем Рāвану. Последний оставшийся в живых брат Рāваны и Кумбхакарны, Вибхишана, олицетворяющий собой качество Благости (Саттва-Гуну), был коронован на царство.
   Три основополагающие качества Природы проиллюстрированы в "Рамаяне" тремя характерами и поступками трёх братьев: Кумбхакарны, Рāваны и Вибхишаны.

   В результате всех этих внутренних побед и усилий завоёвывается восприятие Божественной Мудрости (Анубхава-Джнāна) или Сиита. Когда ум и чувства (джада) снова Едины с Божественным Сознанием (Чайтаньей), это говорит об успешном завершении духовных усилий, то есть Спасении души (Джиивы), Джииван-Мукти.

   В "Рамаяне" индивидуальная душа, ум, видение Бога (Джнāна), отчаяние, проницательность, мужество, иллюзия, Саттва, раджас и тамас проиллюстрированы в виде отдельных персонажей, чтобы каждый мог учиться на этих примерах каким образом можно обрести или преодолеть их. Пока люди борются за достижение Цели и стремятся к Божественной Мудрости и, в конечном итоге, Качеству Благости (Саттва-Гуне), до тех пор Рамаяна будет продолжаться в их Сердцах.

   Итак, в Рамаяне нашей жизни Божественное "Я" (Āтман), отражающееся в Сердце каждого в образе личности (Джиивы), – это Рāма, ум (Манас) – это Лакшмана, Божественная Мудрость (Брахма-Джнāна) – это Сиита.
   Когда Божественная Мудрость (Сиита) потеряна, человек (Рāма) попадает в тёмный лес мирской жизни, в котором обитают злоба и отчаяние (Вали) и Различение и прозорливость (Сугрива). Если с тобой будет мужество (Хануман), ты сможешь преодолеть океан иллюзий с войском Джамбавана, Ангады и других Ванаров, олицетворяющих собой доблесть, силу и стойкость. С этим войском ты, несомненно, сможешь победить Рāвану и Кумбхакарну, символизирующих лень (тамас) и праздную страсть (раджас), завоевав тем самым Анубхава-Джнāну или Сииту.
   Этот союз джады и Чайтанйи (Сииты и Рāмы), переживается, как Блаженство (Аананда) и является Освобождением души, Джииван-Мукти.