Б В Г Д Е З И Й К Л М Н О П Р С Т У Х Ч Ш Э Ю Я


Аарāмa (आराम) – отдых, услада.

А-бала (अवल) – слабый, бессильный

А-бхайа (अभय) – бесстрашие, отсутствие страха.

А-бхайа-мудра (अभयमुद्र) – благословляющий жест, поднятая раскрытая ладонь, обращённая к кому-либо.

Абхи-мāна (अभिमान) – приверженность ложным концепциям.

Абхиманйу (अभिमन्यु) – сын Арджуны и Субхадры, сестры Шри Кришны, один из героев эпоса "Махабхарата".

Абхи-нава (अभिनव) – совершенно новый, совсем юный.

Абхйāса (अभ्यास) – практика, духовная Дисциплина.

Абхйaсуйā (अभ्यसुया) – зависть, недовольство.

Авадхута (अवधुत) – Блаженная Душа, человек достигший Освобождения. Он ничего не ищет и ничего не избегает, постоянно пребывая в экзальтированном состоянии Духа. Ему безразлично прошлое, настоящее и будущее.

Авастхā (अवस्था) – положение, статус.

Аватāр, Аватāра (अवतार) – Всевышний, принявший материальную форму. Это – Пурна Аватāр. Есть также и частичные (Ам̇са) Аватāры. Все люди являются частичными воплощениями Бога (Ам̇са-Аватāрами), просто многие забыли Себя.

А-видйā (अविद्या) – неведение, духовное невежество, незнание, непонимание, отсутствие истинного Видения, заключающееся в отождествлении себя с телом и принятие иллюзорного мира за реальный.

А-вйакта (अव्यक्न) – Непроявленный, Неопределимый. Эпитет Всевышнего.

Аагāми (आगामि) – последующий, наступающий, будущий.

Аагāми-карма (आगामिकर्म) – будущая деятельность и её последствия (карма), обусловленная договором.

Агастйа (अगस्त्य) – великий Мудрец (Брахма-риши), сын бога вод, Варуны, и небесной девы Урваши. Название звезды Канопус.

Агни (अग्नि) – огонь. Третий из пяти изначальных элементов или стихий, из которых спроектирован этот мир. Элемент активности и страсти (раджаса). Огонь является посредником-почтальоном между людьми и богами, вознося просьбы и жертвы в Небесные Сферы.

А-гхора (अघोर) – бесстрашие; состояние ума, ведущее к радости, счастью и благополучию.

А-дваита (अद्वैत) – Недвойственность, Единство всего сущего.

А-двешта (अद्वेष्ट) – отсутствие злости.

А-двитийа (अद्वितीय) – недвойственный, Единичность.

А-джа (अज) – Нерождённый, несотворённый. Эпитет Всевышнего.

А-джāта-шатру (अजातशत्रु) – "Тот, чей соперник (враг) ещё не родился", "не имеющий врагов". Эпитет Йудхиштхиры, старшего из братьев Пандавов.

А-джнāна (अज्ञान) – незнание, неведение, духовное невежество. Из Ви-джнāны (внутреннего Знания) и Пра-джнāны (развёрнутого Видения) возникает Су-джнāна (видение Всеблагого). Су-джнāна – наивысшее Знание, отличительный признак настоящего человека. А-джнāна – признак невежества.

А-джнāна сам̇моха (अज्ञान संमोह) – невежество и безрассудство. Говорится, что "Гиита" спасает человека от заблуждений, причиной которых является невежество (А-джнāна самоха). Арджуну "Гиита" спасла. Тогда как на других, например, на Санджаю и Дхритараштру, которые также слушали её, она не оказала никакого воздействия. Дхритараштра, слушая "Гииту" постоянно беспокоился о том, когда же начнётся сражение и враги его отпрысков будут уничтожены. Поэтому он не извлек из "Гииты" никакой пользы.

Ааджнā (आज्ञा) – Воля Божья, полномочие или власть от Бога, Мудрость, Самоконтроль, "третий Глаз".

Ааджнā-чакра (आज्ञा चक्र) – "Третий глаз (Глаз Мудрости)". Один из центров Высшего Сознания человека, от которого зависит гармоничное развитие организма. Посредством этой чакры ученик в состоянии медитации получает указания и наставления своего Гуру. Этот центр является местом, откуда исходят указания Божественного "Я".

Аади (आदि) – начало, изначальный.

Аади Бхӯта (आदिभूत) – первый элемент, первое живое существо, одно из имён Господа Вишну.

Аади Грантх (आदिग्रनथ्) – "Изначальный Канон" – священная книга сикхов, излагающая учение гуру Нанака.

Аади-дева (आदिदेव) – первый из богов, одно из имён Вишну.

Аади-шакти (आदि शक्ति) – изначальная Основополагающая Сила. Имеет пять разновидностей, связанных с сотворением, сохранением и разрушением, сокрытием (Майа-шакти) и Божьей Милостью (Ануграха). Последняя Сила устанавливает окончательное Освобождение (Мокшу), устраняя даже Майя-шакти.

Аади-Шеша (आदिशेष) – "Великий Змей". Мы все слышали о Боге, возлежащем на поверхности причинного (молочного) океана (Кшира-сагары). Наше внутреннее причинное тело (Антах-карана) – и есть Кшира-сагара. А то, что возникает и остаётся на поверхности после медитации, остаток (Шеша), – и есть "Великий Змей (Аади-шеша)". Между этими двумя началами находится Сознание, или Сам Бог, Вишну.

А-дити (अदिति) – бестелесный, бесконечный, необусловленный. В "Ведах" Адити предстаёт как Мать-Богиня, и её земным эквивалентом является Пространство. Она олицетворяет Собой космический Закон, устанавливающий порядок и справедливость во Вселенной.

Адитйа (अदित्य) – сын Адити, одно из имён бога Солнца.

А-дхарма (अधर्म) – "не дхарма" – неправедность; всё, что противоречит Праведности: беззаконие, нарушение должного порядка, несправедливость, ложь, бесчинство, безбожие, любое зло.

Аадхи-бхутика (आधिभुतिक) – "относящееся к объектам". Привязанность разума к объектам, формам и именам, – одна из трёх основных причин страдания человека.

Аадхи–даивика (आधिदैविक) – "относящееся к силам природы". Соприкосновение разума со стихийными природными явлениями (сильными ветрами, проливными дождями и т.п.) – одна из трёх основных причин страдания человека.

Адхикāра (अधिकार) – способность, компетентность.

Аадхйāна (आध्यान) – применение знаний на практике, ведущее к обретению высшей Мудрости.

Адхйайана (अध्ययन) – духовная дисциплина.

АадхйАатмика (आध्यात्मिक) – "относящееся к духовности, к Внутреннему". Преодоление беспокойства ума, уравновешивание трёх дош организма, что является одной из трёх причин страдания человека. Что такое духовность (АадхйАатмика)? Настоящая духовность – очищение от животных качеств и страстей и подъём до Божественного уровня. АдхйАатмика относится к Аадхи (Вечному) и внутренней Сути (Аатме). Следовательно, настоящая АадхйАатмика – это направление разума на вечную Аатму. Осознание, что вы и Бог – Одно, является настоящей Духовностью.

Аикйа (ऐक्य) – Взаиморастворение. Любовь к Богу (Према) – семя, Преданность (Бхакти) – росток, Вера – почва, духовная компания (Сатсанг) – дождь, Самоотдача (Аатма-арпана) – цветок, а Взаиморастворение (Аикйам̇) – Плод, Освобождение.

Аиравата (अइरावत) – "быстрый, как ветер". Белый слон, появившийся при пахтании причинного (молочного) океана, на котором передвигается король богов, Индра.

Аишварйа (ऐश्वर्य) – процветание, могущество. Это не только материальное богатство, но и любой вид богатства, включая здоровье, знание, умственные способности и Добродетели. Люди говорят о Боге, как о имеющем восемь аспектов благополучия (Ашта-аишварье), однако, на самом деле, именно человек является воплощением Ашта-аишварьи. Сам Бог вне атрибутов, времени и пространства.

Айодхйā (अयोध्या) – "непобедимая", древняя столица царства Кошала, родина Аватара Рамы. На самом деле, Айодхйа – это ваше Сердце (Аатман).

Аайурведа (आयुर्वेद) – древняя ведийская наука медицины, направленная в первую очередь на поддержание здорового образа жизни и гармонизацию систем организма и дош (ваты, питы и капхи).

Аайам̇ (आयं) – Самосущее в собственном Свете. Изначальный Источник.

А-карма (अकर्म) – Не-действие – это бездействие и также один из трёх типов действий, спонтанное действие в Свете Божественной Мудрости. А-карма – следствие праведных поступков предыдущих жизней.

Аакāша (आकाश) – эфир, пространство, космос. Самый тонкий первоэлемент Творения из пяти. Имеет одну характерную особенность (танматру) – звук. Первый элемент, Аакāша, стал в человеке духовным Разумом (Буддхи), умом (Манасом), познающим (Джнāтхой) и эго (ахам̇карой).

Акханда (अखण्ड) – продолжительный, непрерывный.

Акханда-бхаджаны (अखण्डभाजन) – непрерывное прославление Господа.

Акханда-Джйоти (अखणडजोति) – непрерывное духовное Сияние, источник любого материального света.

А-кшайа (अक्षय) – не подверженный распаду, Бессмертный. Индуистское название 1926 года, в котором принял рождение Пурна Аватар Шри Сатья Саи.

Акшара (अक्षर) – Вечный, неразрушимый; буква.

Акшара-Парабрахман (अक्षरपरब्रह्मन्) – Вечный Абсолют.

А-манаска (अमनस्क) – "отсутствие ума", состояние "Не-ума". Внутреннее исчезновение ощущения окружающего разнообразия.

А-мано-бхава (अमनोभव) – знание, не основанное на умозаключениях, превыше ума.

Амарāвати (अमरावति) – "Нетленная Обитель". Согласно Пуранам – столица Небесного Рая, резиденция царя богов, Индры.

Амбā (अम्बा) – мать. Эпитет Парвати.

Амбариша (अम्बरिश) – царь солнечной династии Икшваку, благоговейный почитатель Господа Вишну. Вишну, довольный его благочестием и преданностью, даровал ему полномочие управления своим диском, Сударшана Чакрой.

Амбикā (अम्बिक) – мать, благочестивая женщина. Одно из имён Дурги.

А-мр̣ита (अमृत) – Бессмертие. Нектар Бессмертия, Пища Богов. Согласно древней легенде, дэвы и асуры (праведники и демоны) пахтали молочный (причинный) океан. Сначала из океана появился яд. Однако они не прекратили свою работу, пока не добыли Нектар Бессмертия. В чём Смысл этой истории? Ваше Сердце – это причинный (молочный) океан, а разум (гора Мандара) – орудие (мутовка). Используя своё духовное рвение ( верёвку для мутовки) и повторяя Святое Имя или медитируя, приступайте к процессу пахтания. Пусть вас не пугает яд, который может появиться вначале. Продолжайте свою работу, пока не получите Нектар Божественного Блаженства!

А-мр̣итасйа-Путра (अमृतस्यपुत्र) – "Дитя Бессмертия". Каждому человеку следует осознать свою истинную Природу и больше не рождаться, а значит и не умирать.

Ан-ан̄га (अनङ्ग) – "не имеющий частей", Бестелесный. Один из эпитетов бога Любви, Кāмы

Аaнанда (आनन्द) – Абсолютное Духовное Блаженство, Высшая Божественная радость, Восторг Духа, Вечное Наслаждение. В "Тайттирийа Упанишаде" сказано, что "всё рождается из Аананды, Аанандой поддерживается и живёт и в Аананду погружается и растворяется". Все уровни сознания по-своему хороши, но Сверхсознание – самое прекрасное Состояние, дарующее высшее Блаженство. В этом состоянии ума человек не только отождествляет себя со своим истинным "Я", но и видит Божественное всегда, везде и во всём.

Аaнанда-майя (आनन्दमय) – Блаженная иллюзия, первая оболочка Души.

Ананда-майя-коша (आनन्दमयकोश) – самая тонкая из пяти оболочек Души, оболочка Блаженства; самое тонкое, причинное (казуальное) тело.

Аананда-сварӯпа (आनन्दस्वरूप) – тело Блаженства.

Ан-анта (अनन्त) – "без конца". Бесконечный. Одно из имён тысячеглавого змея, символизирующего Бесконечность, на котором возлежит Господь Вишну.

Ан-апекша (अनपेक्षा) – действия, лишённые корысти или ожидания чего-либо взамен. Когда человек выполняет каждое действие как подношение Богу, оно становится священным. Такой поступок становится Анапекшей. Такие деяния лишены эго.

Анасӯйа (अनसुय) – безропотность, независтливость, отсутствие злобы. Имя чистой и добродетельной жены великого Мудреца Атри.

Ан-Аатма (अनात्म) – то, что не относиться к Вечной Сути, а значит непостоянно. Когда вы отбросите всё иллюзорное и непостоянное, вам откроется То, что Неизменно и Вечно.

Ан-Аатма-бхава (अनात्मभव) – ложная позиция, отождествление себя с телом, отношение к себе, как к не-Аатману.

Ан-Аатха (अनाथ) – "не имеющий поддержки" или "не нуждающийся в поддержке".

Анāхата-чакра (अनाहतचक्र) – четвёртая, сердечная чакра.

Анашана (अनशन) – пост, отказ от пищи.

Ан̄га (अङ्ग) – часть, частица.

Ан̄гада (अङ्गद) – Имя сына Лакшманы, а также сына Вали в "Рамаяне".

Ангирас (अंगिरस्) – великий Мудрец, один из сапта-Риши.

Ан̄д̄а (अण्ड) – яйцо, яйцевидная форма.

Ан̄д̄а-джа (आण्डज) – существо, рождённое из яйца, например, птицa.

Анджанейя (अंजनेय) – "сын Анджаны", одно из имён Ханумана.

Аниман (अणिमन्) – способность становится очень маленьким, вплоть до атома. Одна из восьми сверх-способностей (маха-сиддх). Герой "Рамаяны", Хануман, обладал таким полномочием.

А-нитйа (अनित्य) – изменчивое, временное, не Вечное.

Анйāйа (अन्याय) – несправедливость, недостойное поведение.

Анна (अन्न) – пища. Согласно "Ведам", всё что попадает в организм через пять чувств познания, является пищей.

Анна-майа коша (अन्नमयकोश) – иллюзорная оболочка созданная из потребляемой пищи, грубое тело. Благодаря пище, которую употребляла ваша мать, ваше тело росло в её лоне. И после рождения оно растёт и функционирует, только благодаря пище. После смерти тело становится частью земли, из которой произрастает пища.

Аннапурна (अन्नपूर्ण) – "Дарующая пищу", индуистское божество, ипостась Дурги.

Антар (अन्तर्) – внутренний.

Антар-Ииндрийа (अन्तरिन्द्रिय) – внутренний инструмент познания (манас, Буддхи и т.д.).

Антар-Йамин (अन्तर्यामिन्) – внутренний Побудитель; совесть, Душа.

Антах-карана (अन्तःकरण) – "внутренний инструмент сознания для постижения причины (караны)". Тонкое орудие человека, которое воспринимает и упорядочивает всё то, что поступает от чувств. Включает в себя: ум (манас); эго (ахамкару); память или подсознание (читту) и духовный разум (Буддхи).

Ану-бхава (अनुभव) – опыт.

Ану-бхава-джнāна (अनुभवज्ञान) – знание, полученное в результате опыта. Совершая бескорыстные поступки, служа Господу в каждом существе и сознавая пребывающую во всех Божественность, можно развить в себе Мудрость, основанную на опыте (Анубхава-джнāну). На этой стадии страстная (раджасичная) личность преобразуется в благочестивую (Саттвичную).

Ану-граха (अनुग्रह) – полная Отрешённость от мира, Милость Бога. Божественное Благоволение, спасающее от иллюзий.

Ану-кӯла (अनुकूल) – родство интересов.

Ану-мāна (अनुमान) – вывод, умозаключение.

Анумāна прамāна (अनुमान प्रमाण) – представление, полученное на основе предположений и размышлений, гипотеза.

Ану-рāга (अनुराग) – привязанность к чему-то земному, нежная привязанность, земная любовь.

Анурāга-Бхакти (अनुरागभक्ति) – глубокая восторженная привязанность преданного к Божественной форме.

Ану-ракти (अनुरक्ति) – любовная привязанность преданного к Богу.

Ану-тиштхати (अनुतिष्ठति) – исполнение указаний.

Апāна (अपान) – одна из пяти пран человеческого организма, осуществляющая руководство выделительными функциями, обеспечивает движение, направленное вниз: движение кала, мочи, семени, менструальной жидкости, а также плода при родах.

А-пара-Брахман (अपरअपर) – Брахман в его имманентном проявлении, как неотъемлемо присущий иллюзорному материальному миру.

А-пара-видйā (अपरविद्या) – мирское знание об иллюзорном мире.

Апарокша (अपरोक्ष) – воспринимаемое.

Апарокша-Брахма-Джнāна (अपरोक्ष ब्रह्मज्ञान) – непосредственное восприятие Брахмана.

Āпастамба (अापस्तम्ब) – древний мудрец, который, кроме составления Дхарма-сутр прославился ещё и тем, что сотворил столб (стамбху) из воды (āпи), вздымающийся до небес.

Апекшā (अपेक्षा) – стремление к иллюзорному миру, ожидание чего-то. Апекшā связывает человека. Упекша (отстранённость) – освобождает. Апекшā означает увлечение земными делами. Упекша – избавление от этого увлечения.

А-прамейа (अप्रमेय) – Неизмеримый. Эпитет Бога.

Апсарā (अप्सरा) – небесная дева. Апсары –райские существа, искусные в музыке и танцах, жёны гандхарвов. Боги переодически испытывают отрешённость отшельников, посылая к ним апсар.

Аарāдха (आराध) – созерцание Господа, духовное удовлетворение, Радость.

Аарāдхана (आराधन) – поклонение Всевышнему и постоянное размышление о Боге. Вы должны понимать, что олицетворяла собою Рāдхā, и в чём заключается внутренний Смысл этого Имени. Слово "Рāдхā" символизирует постоянное повторение имени Бога. Если первые его буквы поочерёдно переставлять назад, то получится "āдхāр", затем "дхāрā", потом "āрāдх" и снова Рāдхā". Из этого становится ясно, что Рāдхā – это тот, кто основательно погружен в мысли о Боге и пребывает в Аарāдхе.

Ааранйа (आरण्य) – уединённость, лес.

"Ааранйаки" (आरण्यक) – Священные Тексты, которые желательно изучать в уединении (в лесу). Заключительная часть "Брахман", примыкающих к той или иной "Веде", подводящая к "Упанишадам". "Ааранйаки" – Ведические Тексты, имеющие дело с внутренними дисциплинами, такими как отстранение от чувств и избавление от мирских привязанностей. Предназначены для тех, кто вступил на третью стадию жизни (Вāнапрастха) и отошёл от мирских дел, чтобы предаться благочестивым размышлениям о Вечном.

Ааранйака-парва (आरण्यक) – третья книга "Махабхараты".

Арати (अरति) – прерывание, завершение. Огненный ритуал по завершению мероприятия или дня, исполняемый с предложением огня. При этом совершаются ритуальные круговые движения зажженным светильником по часовой стрелке перед объектом почитания.

Арджуна (अर्जुन) – белый, чистый. Имя героя "Махабхараты", сына Кунти, третьего по старшинству среди братьев Пандавов.

Аардра (अारद्र) – мягкий, милосердный. Эпитет Господа Шивы, символизирующий Его милосердие.

Ардха (अर्ध) – половина.

Ариша-дварга (अरिषड्वर्ग) – настоящие враги человека, разбойничающие в уме: желание (вожделение), привязанность, недовольство (гнев), невежество, жадность (алчность) и гордыня. Каждый должен непременно победить их.

А-рогйа (अरोग्य) – отсутствие болезней. Здоровье.

Артха (अर्थ) – это прежде всего "поиск". Цель. Это слово может также означать богатство, благосостояние, материальные, экономические и другие достижения, обретаемые в результате их поиска. Артха – одна из четырёх целей человеческой жизни. Артхой также называют человека погрязшего во внешнем.

Артха-артха (अर्थार्थ) – тот, кто ищет богатство и мистическую силу и поклоняется Богу, чтобы получить их.

Артхи (अर्थि) – "стремящийся к мирским целям".

Аарудха (आरुढ) – Достижение цели. Третья, заключительная стадия духовного поиска, – наслаждение Блаженством Богоосознания.

Аруха (आरूह) – подъём, возвышение.

Арчана (अर्चन) – поклонение Богу, совершение обрядов поклонения. Одна из девяти форм Преданности для снискания Милости Бога.

А-сакта (असक्त) – непривязанность, отрешённость.

Аaсакта (असक्त) – вовлечённый, любящий.

Аасана (आसन) – это прежде всего внутренняя позиция, а также статичная устойчивая и удобная поза, при которой в теле разливается Радость. Третья ступень восьмиступенчатой Дисциплины (Йоги).

А-сатйа (असत्य) – не истина, обман, иллюзия, ложь.

Асмитā (अस्मिता) – эгоизм.

Аастика (आस्तिक) – верующий в Бога.

Аастикйа (आस्तिक्य) – вера в Истину, в Бога.

Асӯйā (असुया) – зависть, один из опаснейших врагов человека.

А-сура (असूर) – "не послушный Богу". Эгоист, демон.

А-тану (अतनू) – "не маленький".

Ати-бала (अतिबल) – сверхсила.

Атитхи (अतिथि) – странник, гость. Сказано: "Почитай гостя, как Бога (Атитхи Дево бхава)".

Аатман (आत्मन्) – неощутимая внутренняя Душа, Вечная Божественная Основа всего объективного мира. Универсальная Реальность, Божественное Начало, присущее каждому живому существу.

Аатма-Аананда (आतमानन्द) – духовное Блаженство. Переживание безграничного внутреннего Покоя и Света.

Аатма-арпана (आतमार्पण) – самоотдача, самопожертвование.

Аатма-буддхи (आतमबुद्धि) – созерцание высшего "Я", правильная направленность духовного Разума (Буддхи).

Аатма-ван (आत्मवन्) – человек, осознавший свою внутреннюю Суть (Аатман).

Аатма-Видйā (आत्मविद्या) – высшее Знание, видение и понимание собственной истинной Сути (Аатмана), истинного "Я". Это основополагающее Знание включает в Себе все остальные виды знания, ибо Аатман стал всем этим воспринимаемым иллюзорным разнообразием. Если вы стремитесь уничтожить тьму невежества и грязь желаний, вам необходимо прийти к осознанию Аатмана. Темноту можно устранить только с помощью света и никак иначе. Видйā – это Свет, необходимый для уничтожения внутренней тьмы. Видйā дарует внутреннее Просветление.

Аатма-вичāра (आत्मविचार) – Самоиследование, Самопознание; различение, определение и познание Аатмана.

Аатма-вишвāса (आत्मविश्वास) – вера в Себя (Аатман); уверенность в Себе.

Атма-Джнāна (आतमज्ञान) – видение или осознание Аатмана, своего истинного "Я". Божественная Мудрость, обретаемая в в результате переживания в себе Всевышнего.

Аатма-Дришти (आत्मदृष्टि) – духовное Видение.

Аатма-Дхарма (आत्मधर्म) – Божественные Деяния, Высший Долг.

Атма-ниведана (आत्मनिवेदन) – предание Богу, самоотдача, полный отказ от эго и предание Высшей воле.

Аатма-сāкшāткāра (आत्मसाक्षात्कार) – самореализация, полная осознанность, Самореализация.

Аатма-сварӯпа (आत्मस्वरूप) – воплощение Аатмана, истинная Природа человека.

Аатма-Таттва (आत्मतत्तव) – основополагающий Принцип Единства всего сущего.

Аатма-трипти (आत्मतृप्ति) – самоудовлетворённость. Где бы вы ни находились, служите всем от чистого Сердца. Считайте, что, оказывая кому-то служение, вы служите Себе Самому. Это принесёт вам самоудовлетворённость. Выполняя служение, необходимо следить за тем, чтобы оно приносило вам чувство удовлетворения; без этого оно не является настоящим служением.

Аатма-чаитанйа (आत्मचैतन्य) – высшее Сознание.

Аатма-Шакти (आत्मशक्ति) – Сила Духа, божественная Воля.

Атри (अत्रि) – великий мудрец, сын Брахмы, один из семи великих Мудрецов, автор многих ведических гимнов, муж Анасуйи, отец Даттатреи.

Атхарва-Веда (अथर्ववेद) – четвёртая "Веда", сборник магических формул и заклинаний. В "Атхарваведе" заключены знания о поддержании здоровья, благополучия и безопасности.

АУМ (ॐ) – ОМ, изначальный Звук (Пранава), посредством которого Бог творит и поддерживает Вселенную. Самая короткая и священная мантра, с которой всё начинается.

Ахалья (अहल्या) – супруга мудреца Гаутамы. Была проклята им и превращена в камень. Освобождена Аватаром Рамой.

Ахам (अहम्) – "Я" – всепроникающая и пребывающая в каждом Суть, истинная Природа человека, проекция Аатмана.

Ахам-кāра (अहंकार) – эго, индивидуализированное "Я", ощущение Себя индивидуальностью; представление о Себе как об отдельном существе.

Аахара (आहर) – духовная пища, осуществление, избавление, душевный подъём.

А-химсā (अहिंसा) – Ненасилие. Настоящая Ахимса – это не причинение вреда и обиды ни единому живому существу ни мыслью, ни словом, ни действием, в том числе и себе самому. Ахимсā – это то, что дарит счастье. То, что причиняет боль, – это насилие (химсā). Всей вашей жизнью должен управлять принцип Ненасилия.

А-чала (अचल) – неизменный, неподвижный. Эпитет Бога.

Аачāра (आचार) – жизнь, правила или линия поведения, дисциплина.

Аачāрйа (आचार्य) – наставник; учитель, обучающий различным наукам, в том числе и духовным.

А-четана (अचेतन) – не живое, не сознательное, бессознательное; термин, подчёркивающий отсутствие собственной воли.

Ачйута (अच्युत) – Вечный, не уничтожимый. Одно из имён Бога.

А-шāнти (अशान्ति) – отсутствие Покоя, беспокойство.

А-шариира (अशरीर) – "Бестелесный". Одно из имён Бога.

Ашвамедха (अश्वमेध) – ритуал "жертвоприношение коня", описанный в "Йаджур-Веде". Символизирует жертвоприношение беспокойств ума.

Ашваттхāмā (अश्वत्थामा) – персонаж "Махабхараты", сын Дроны, одного из вождей Кауравов, олицетворяющий собой эгоистичные чувства.

Ашвины (अशविनी) – сыновья-близнецы бога Сурьи, ассоциируются с восходом и закатом, искусные врачеватели, славятся своей вечной молодостью. Небесные отцы братьев-близнецов Пандавов, Накулы и Сахадевы.

Аашис (आशिस्) – стремление, благословение, молитва.

Ашока (अशोक) – священное дерево, цветущее ярко-красными цветами.

Ашока-вана (अशोकवन) – ашоковая (беспечальная) роща. Сита, супруга Шри Рамы, пленённая Раваной, находилась в ашоковой роще.

А-шочйа (अशोच्य) – отсутствие сожаления и скорби.

Аашрайа (आश्रय) – поддержка, помощь, защита, убежище.

Аашрам (आश्रम) – духовная община, обитель святого человека или духовного наставника.

Ашта (अष्ट) – восемь.

Ашта-аишварйа (अष्टाैश्वर्य) – восемь аспектов благополучия.

Аштамии (अष्टमी) – восьмой; восьмой день лунного календаря.

Аштанга-йога (अष्टाङ्गयोग) – восьми-ступенчатая дисциплина, описанная в "Упанишадах", ведущая к Освобождению.

А-шубха (अशूभ) – неблагоприятный, вредный.